ПУТИНСКИЙ УЛЬТИМАТУМ

На модерации Отложенный
 
5 МАРТА 2014, ЛИЛИЯ ШЕВЦОВА

 

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее


Если кто-то думает, что Владимир Путин на пресс-конференции 4 марта смягчил свой подход к Украине, а тем более, отступил, тот ничего не понимает в логике кремлёвского самодержавия. Дело не в психологии самого российского президента (на что, видимо, намекала канцлер Меркель) — дело именно в логике власти, которую олицетворяет Путин.

Российский президент выдвинул ультиматум как Киеву, так и Западу, который пытается поддержать Киев, но пока явно не знает, как это сделать. Правда, этот ультиматум был завернут в такую риторическую форму, которая дает возможность западным лидерам, уставшим от украинской головной боли, принять кремлевский ультиматум, надеясь при этом не потерять полностью своего лица.

Смотрите сами. Путин не только подтвердил свою прежнюю позицию по Украине — нынешнюю власть в Киеве не признаю как нелегитимную, — но и пошел дальше, заявив о появлении вместо Украины нового государства, легитимность которого также поставлена им под вопрос. Более того, Путин выдвинул свои условия, при которых он готов иметь дело с Киевом. Эти условия фактически являются требованиями Москвы не только в отношении украинского курса, но и того, как должно строиться украинское государство — через изменение Конституции и референдум, а также через принятие Соглашения 21 февраля, возвращающего к власти Януковича. Фактически это требования, которые могут предлагаться только государству, находящемуся под протекторатом России, либо российской колонии.

Путин открыто заявил и о сохраняющейся возможности применить силовой сценарий, очевидно, если его требования не будут удовлетворены. Но он также напомнил и о других инструментах влияния России на украинскую ситуацию, заявив, что Россия «не останется в стороне, если русскоязычное население начнут преследовать», напомнив о цене на газ и украинском долге. Путин уже не в первый раз говорит о том, что готов сотрудничать с «легитимной» украинской властью, как он сотрудничал с правительством Тимошенко. Но понятно, что это сотрудничество возможно на кремлёвских условиях.

Словам, российский президент дал понять Киеву, что Россия не собирается выпускать Украину из своих объятий. Он дал возможность Западу принять во внимание его риторические обещания (не присоединять оккупированныйроссийскими войсками Крым и не вводить войска в Украину, если это не необходимо) и посчитать конфликт исчерпанным. Фактически Западу предложено закрыть глаза на дальнейшие действия Москвы по установлению контроля за Украиной. И даже принять участие в «нормализации» украинской ситуации совместно с Россией. Не исключено, что в Кремле верят, что Запад готов повторить «Мюнхен» 1938 года и пакт Молотова-Риббентропа.

Теперь слово за либеральными демократиями — согласятся ли они принять участие в удушении Украины либо попытаются этому помешать? Сигналы, идущие из Берлина, говорят, что Германия, возможно, считает «нормализацию» в Украине с участием России оптимальным сценарием. Надеюсь, что я ошибаюсь.