Немного про экономику Незалэжной, или хто вкрав гроші?

Все помнят, как Яценюк в Раде хлопал себя ушами по щекам, кричал что "казна пуста!", все разворовано, и т. д. Так вот, по официальным данным Госказначейства, на начало февраля на едином казначейском счету находилось 4, 7 млрд гривен. Что соответствует среднему уровню остатков на счету в течение пяти последних лет. Более того, согласно официальным данным, налоги еще в январе стабильно собирались, несмотря на все политические кризисы. По данным Госканзачейства, за первый месяц года в общий фонд пришло 22, 5 млрд гривен, на 12, 2% больше, чем в январе 2013 года. За январь сократился и дефицит госбюджета - на 1, 8%. Вопрос - куда делись эти деньги? Хто вкрав гроші?



Назначенная министром социальной политики Людмила Денисова заявила, что в настоящее время в Пенсионном фонде Украины денег нет. То есть вообще нет. Тем не менее в январе-феврале 2014 года Пенсионный фонд Украины профинансировал и осуществил выплату пенсий и денежной помощи в полном объеме и в установленные сроки во всех регионах страны. По официальным данным Госказначейства, общая сумма расходов составила 42, 5 млрд грн, что на 1, 2 млрд грн больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Согласно официальному сообщению Госказначейства от 26 февраля, все пенсии и социальные платежи в феврале так же выплачены в полном объеме и в срок.

Отдельно стоит отметить и заявления только что назначенных чиновников относительно состояния экономики. Так, новый глава НБУ Степан Кубив сразу после назначения заявил, что резервы центрального банка сократились примерно до 15 млрд долл. с 17, 8 млрд долл. в конце января. Довольно странно, что новоявленный главный банкир страны оперирует термином "примерно", вместо того, чтобы назвать конкретную цифру. Также ничего не было сказано о том, что в феврале осуществлялись погашения по внешним долгам Украины, и это вполне естественно привело к сокращению золотовалютных резервов.

Ну и напоследок - вранье про "государственные долги Украины". По словам Яценюка, официально записанным в программе действий нового правительства, совокупный внешний долг Украины на конец 2013 года достиг 140 млрд долл.

США, или около 80% ВВП, в том числе краткосрочный - 65 млрд долл. США.

Вот так вот легко и непринужденно укров в очередной раз развели. Ибо далеко не все граждане понимают, что речь идет не о госдолге. Названная Яценюком цифра - это валовой внешний долг, то есть это общая задолженность всей страны по своим внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Сюда входят как долги непосредственно государства, так и долги разнообразных частных (т. е. негосударственных) компаний, банков и т. п. А государственный внешний долг - это задолженность правительства и Нацбанка.

Так вот, по состоянию на 31 декабря 2013 года размер государственного и гарантированного государством долга Украины (внешнего и внутреннего) составлял $73, 1 млрд, из них внешний - только $37, 5 млрд или чуть больше 20% ВВП. Это весьма низкий показатель государственного долга: согласно принятым в ЕС нормам, нормальным считается объем госдолга в 60% ВВП. Именно эти цифры объективно и корректно отражают долги государства. Все остальное - задолженность украинских субъектов хозяйственной и финансовой деятельности, к которой правительство и НБУ не имеют непосредственно никакого отношения.

Более того, значительная часть этого корпоративного долга - это денежные и товарные кредиты, полученные украинскими банками и компаниями от материнских компаний из-за рубежа. Также там много кредитов, которые получены из офшоров. То есть это украинские олигархи сначала вывели деньги из страны, а потом возвратили их в виде кредитов украинским компаниям. Таким образом, значительная часть этого внешнего госдолга не представляет угрозу для украинской экономики - это просто долги "самому себе", долги между украинскими и зарубежными подразделениями корпораций. Для чего новое правительство тогда спекулирует этими данными? Все это очень уж напоминает риторику Николая Азарова, который едва ли не все время своего пребывания на посту премьер-министра Украины обвинял во всех экономических проблемах своих "папередников".