Войны не будет?

 

И все-таки преобладает мнение о том, что пресс-конференция Путина - это сигнал об отступлении.
Андрей Илларионов:
Позорный конец бездарной и очень опасной авантюры <...> А ведь заслужил-таки на памятник от украинцев – за редкое по скорости и эффективности сплочение всей нации перед лицом внешнего врага. 
Алексей Венедиктов:
понятно, что он ищет некую компромиссную позицию, не отступая от позиции России, тем не менее, открывая двери, открывая ворота для украинских партнеров, для западных партнеров к дальнейшим переговорам.

Yury Saprykin
Все было прекрасно в сегодняшней пресс-конференции, не хватало только реплики "саичку за испуг!"

Дмитрий Ольшанский
Все сдали и слили. Как всегда.
Как всегда.

Есть впрочем мнение, что Путину как раз удался блеф: он "пойдет на уступки" относительно всей Украины, но оставит за собой Крым.
Daniil Bograchev как же слили? уголовник Аксенов еще станет миллиардером, Крым потеряет 90% туристов, а сердце наполнится гордостью за страну. 
А что Путин говорит это не важно, он просто зубы заговаривает, чтобы проще захватывать плацдарм было.

Антон Орехъ:
Путин все равно сыграл с запасом. Ему было куда отступать. Ведь по сравнению с войной все остальное уже не так страшно, верно? И эти американцы с Европой теперь вздохнут свободе, что русские не сумасшедшие, а просто перенервничали. И украинцы переведут дух, потому что бомбить прямо сейчас их не станут. Да и нормальные люди в России, не впавшие в милитаристский угар, порадовались, что лозунг «Танки на Киев» так и останется лишь на плакатах марширующих бюджетников. Вот и биржа рванула в сторону оптимизма. А на бирже люди четко отличают действительно хорошие новости от ерунды. Но ружье, повешенное в первом акте, еще может выстрелить по ходу пьесы.
Татьяна Становая на Slon.ru:

Мы все-таки Путина недооценивали, и сейчас в кремлевских действиях просматривается вполне четкая логика. Его пресс-конференция – это завершение первой фазы в борьбе России за новую Украину: Путин вышел на публику именно в тот момент, когда можно было позволить себе статус миротворца, а не ястреба. Цели первой фазы – максимальное завышение ставок посредством спекулирования военной угрозой. Конечная задача – сохранение протектората России над Крымом. Взамен Россия готова при дополнительных условиях признать новую власть. Шаги в этом направлении уже сделаны: Путин согласился с внутриполитическими мотивами Майдана (до сих пор «прокремлевские» говорили исключительно о внешнеполитических факторах) и раскритиковал Януковича.

Фаза вторая началась сейчас – это непосредственный торг после обозначения его предмета. В большей степени это вопрос диалога России с США и Западной Европой (Меркель, вероятно, придется оправдываться за якобы прозвучавшую фразу о разрыве Путина с реальностью). В случае срыва второй фазы и несговорчивости Запада Россия оставляет за собой право вернуться к первой фазе повторной актуализации военной угрозы.
Вопрос лишь в том, будет ли Запад спокойно сидеть и смотреть на реализацию скорректированного "плана Путина".
Александр Малюченко
Госдеп США сообщил МИД РФ, что ничего не знает об авианосце, 17 боевых кораблях и 3х атомных субмаринах, вошедших в Черное море.
- Очевидно, что это силы самообороны Майдана, - говорят американские дипломаты.

В связи с "разрядкой" сегодня много "примирительных" комментариев.
Владимир Познер:
Не говорить об Украине и о России – невозможно, говорить, признаться, не хочется.

Меня вообще поражает, как легко и уверенно, даже самоуверенно высказываются и различного рода политики, и политологи, и журналисты. Я не говорю о тех, которые только и ждут, чтобы угодить власти. Не говорю о них, потому что они неинтересны. Если власть скажет: «Белое», они страстно будут кричать: «Белое, белое». А если власть на следующий день скажет: «Черное», они так же страстно будут кричать: «Да – черное, черное». Я не говорю и о тех, которые всегда будут противоречить власти; если она скажет: «Белое», они ответят: «Не, не – черное», а если она скажет: «Черное», они: «Не – белое». Они тоже лично мне малоинтересны.

Меня интересуют люди вполне внятные, взвешенные, которые имеют свою собственную точку зрения, именно точку зрения. В вопросе того, в частности, что происходит на Украине и в России, у них почему-то нет вопросов. Они все знают, даже наперед. Мне интересно, им вообще знакома народная мудрость насчет того, что слово не воробей, вылетит – не поймаешь? А ведь сейчас слово – это как искра, и пороховая бочка совсем рядом.
Алексей Герман:
Политические взгляду могут быть любыми, как и отношение к крымским событиям. Наверное, оно должно быть принципиальным с каждой стороны, но нельзя так оскорблять друг друга, называть генетическим мусором, упрекать в продажности, требовать отъезда из страны. Нельзя все превращать в омерзительную склоку.
Интеллигенция все-таки - это гордость нации. И об этом не надо забывать. Остановитесь. Нас и так мало. Давайте спорить достойно. Давайте говорить аргументировано. Ведь монополии на правду нет. И врут все. Американцы, наши, украинцы. И единой истины нет, хотя это и самое печальное. И я понимаю тех, кто хочет свободно говорить на родном языке, как понимаю и тех, кто не хочет распада Украины. Уважайте себя.
На этом фоне и наши военные, которые, кстати, никого не убили, и украинские, которые не спускают флаг, выглядят куда как достойнее. Это к слову.

Комментарий Михаила Ратгауза:

Mikhail Ratgauz
мнения германа-мл, известного своим умом и хладнокровием, нам как раз остро не хватало
Иван Давыдов Да, это как появление Божены, великой, в рейтинге "Обаятельные и влиятельные" в каком-то журнале вчера. Сидишь и думаешь, чего больше, - обаяния или все-таки влиятельности.

С другой стороны, есть и свидетельства грядущего ужесточения борьбы со "внутренним врагом":

Irina Cherkasova
Вот еще, что реально ВАЖНОЕ, про тех, кто живет за стенкой:
Вчера сосед-собачник сказал Сергевне - вы пятая колонна, кто вам позволил вообще детям преподавать, раз вы не радуетесь отдыху наших войск в Крыму.
Вот что бесит, что какой-то тупорылый хрен, токарь на заводе оценивает и грозит. И таких думающих жопой и телевизором большинство.
Как писал Довлатов- товарищ Сталин канешно виноват, но кто написал 5 миллионов доносов. Вот что страшно, подобные токари дюже инициативны и рады стукнуть куда следует, а Сергевна им ответить не сможет ибо слишком воспитана. И токарю этому в голову не придет, что у людей есть разное мнение.
зы. если чо, я вполне толерантна к токарям, просто этот уралвагонозавод в мозгах оч раздражает.

А вот обращение к Путину "коллектива Чебоксароского электроаппаратного завода":
Сегодня, когда в некоторых западных странах осмеивают и сносят Наши памятники, пытаются переписать Нашу историю, поощряют осквернение Наших святынь и поддерживают лидеров бесчинствующих молодчиков,
 Сегодня, когда бесцеремонность политиков западных стран, вмешивающихся в суверенные дела других государств, называется демократией, а лидеры большинства стран преклонили колени и смирились с этой политикой,
 Сегодня, когда экстремизм и национализм называются борьбой за независимость, а кучки оголтелых фашистов в Украине пытаются навязать целому народу жизнь в условиях еврорабства и вражды с братскими народами России,
 Сегодня, когда осуществляются попытки выдать мнения кучки митингующих на Болотной площади и деградировавших участников панк-групп за мнение Российского народа,
 Мы – многонациональный коллектив  ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод», являющиеся частью народа Российской Федерации, расцениваем все эти действия  как агрессию против Российского государства. Агрессию с лицом «доброжелательного партнера», который пытается контролировать весь мир, навязывая свои ценности, уничтожая всех неугодных и инакомыслящих.
 Сила России не только в ядерном оружии и армии, сила России прежде всего в единстве многонациональных народов, населяющих территорию России, в умении этих народов любить землю, на которой они живут, любить ближнего, знать, что такое дружба и уметь ценить ее. Никто не знает о толерантности больше, чем народы России, потому что на протяжении всей истории Россия жила и живет в многонациональной и многоконфессиональной стране. Но толерантность к псевдоценностям, которыми пытаются подменить истинные понятия существования общества западные «партнеры», Российский народ не примет никогда. 

С трудом дается коллективу антифашистский дискурс.
Ксения Ларина:
О, началось!
Не зря я вам выдержки из советских газет 68 года выкладывала)
После рабочих возьмутся за интеллигенцию. Будет много интересного, готовьтесь.


Взоры потенциальных "врагов народа" вполне естественно в такой обстановке обращаются к Украине - как шансу на "другую Россию", построенную на совершенно иных принципах, чем РФ. Об этом программный пост Кирилла Мартынова:
Главное вот что: для всех русских приготовили гигантский автозак и гигантское Болотное дело. Говоришь на русском? Живи в России, голосуй за «Единую Россию», и даже не думай о свободе. Никаких альтернатив. Тебя по-прежнему будут безнаказанно избивать любые люди в форме, а всем сотрудникам "Беркута" в комплекте с российским паспортом подарят по бутылке шампанского для особых случаев. Никаких русских европейцев в принципе быть не может. Хочешь уехать из такой России — заплати за это цену дерусификации своей семьи. Все русские должны принадлежать Путину. Вот о чем говорит блестящая крымская кампания России. Русские не имеют права на революцию, на протест, на бунт. Они должны подчиняться начальникам во всем, ведь иначе их ждет фашизм и распад общества.

Путин хоронит самую красивую историю, которая существовала на постсоветском пространстве, пускай хотя бы в качестве проекта, надежды или мечты. Это была мечта о европейской России. Свободной большой страны с разными культурами и языками, со столицей в Киеве — матери городов русских. Я очень много времени посвятил в последние годы анализу возможности этого политического проекта. Он реализовался все последние годы естественным образом в Украине за счет культурного многообразия, за счет реального двуязычия. Я был в Киеве в 2012 году: это совершенно фантастическое место, русскоязычная европейская столица, более человечный, человекоразмерный конкурент Москвы с крошечными кофейнями. Запрос на европейскую Россию существует с обеих сторон границы. Например, вчера в эфире Эспрессо.ТВ об этой повестке фактически говорил симферопольский журналист и активист майдана Павел Казарин. Его тезис еще несколько месяцев назад мог бы считаться провокацией: майдан должен заявить о русском языке как втором государственном, выбив из рук всех своих оппонентов их основной аргумент.

Мы могли за это побороться и должны были бороться за мощное украинско-русское государство в Европе, но сейчас шансов у нас практически не осталось, гроссмейстер Путин сыграл с нами в чапаева.


Безусловно, значительная доля вины за эти лежит и на Украине, причем как на нынешних революционных властях, так и на тех, кто правил этим государством последние два десятилетия. Грехи первых известны: неспособность усмирить националистов и глупейшая игра в языковую политику на фоне страны-банкрота на грани распада. Сейчас и.о. киевского президента Турчинов обращается к нации и заявляет, что отмена языкового закона будет ветирован до разработки нового справедливого аналога, но время ушло. Более общая беда Украины, гибель которой лишит нас всякой надежды на ближайшие годы или даже десятилетия, заключается в невнятной политике нацстроительства в целом. Вместо того, чтобы гордиться своим культурным многообразием и двуязычием, Киев пытался украинизировать свои восточные регионы, ничего толком не добившись на этом пути. <...>

Итак, все идет к тому, что центра русской политической власти, не подконтрольной Москве, не будет. Ни новгородской республики, ни Литвы, ни Киевской Руси. Украина будет дерусифицирована не в результате акций страшных украинских нацистов, а в результате маниакальных имперских фантазмов РФ — русским в Украине станет быть уже не просто не выгодно, но прямо стыдно. Это самое главное наше национальное поражение за последние десятилетия, завернутое в бисквит имперского вставания с колен.
Но все же какой-то шанс еще остается:

И, повторюсь, я считаю, что Украина должна быть единой, сильной и двуязычной. Чем можно будет помочь ей в этом, нужно будет помогать. Украина может быть федеративным государством с автономным Крымом. В этом здоровая повестка для всех европейцев, говорящих на украинском и русском, а против нас в этом украинские и российские дельцы, рвущиеся к власти.