Очерки истории России. Часть 1

На модерации Отложенный

О возникновении современного человека

Следы древнейших людей обнаружены на юге Африки. Этим следам – несколько миллионов лет.

Непосредственные предшественники современных людей – неандертальцы. Они жили в Европе примерно 300 тыс. лет назад.

Предки современных людей – кроманьонцы - появились около 40 тыс. лет тому назад. Самое важное их отличие – особое строение гортани, благодаря чему они могли издавать членораздельные звуки, а потом смогли и говорить. Неандертальцы же, предшественники современных людей, были немыми, могли, скорее всего, только мычать.

Ученые считают, что где-то в центральной Африке или на юге Африки имеется множество залежей радиоактивных руд, которые могли там появиться, например, вследствие извержения вулкана. Какие-то неандертальцы получили радиоактивное облучение. От этого у них возникли генетические изменения (мутации). Эти изменения и привели к изменениям в гортани. Ввиду этого указанные особи стали издавать членораздельные звуки, а потом и говорить. Благодаря этому они смогли выжить и распространиться по другим территориям Земного шара.

Наиболее благоприятными местами для проживания первобытных людей были берега Средиземного моря и прилегающие территории, долины рек Нил, Тигр и Евфрат, а также в районе Персидского залива. Здесь примерно 5 тыс. лет до н.э. возникли первые цивилизации: города Ур, Лагаш и другие, позднее - города – государства Шумер, Аккад, Вавилон, а также крупнейшее в древности государство Египет.

Существует мнение, что задолго до этого, примерно 10 тысяч лет тому назад, в указанных местах произошла неолитическая революция – переход от охоты и собирания плодов к разведения скота и выращиванию злаков. Благодаря скотоводству и земледелию резко увеличилось производство средств существования людей (продовольствия, одежды и т.п.). Численность населения стала резко увеличиваться. Произошел демографический взрыв. Прокормиться столько людей уже не могли на указанной территории.

Поэтому часть населения, преимущественно молодого, стала уходить на новые незаселенные места. Эта миграция шла по разным направлениям: через Северную Африку и Малую Азию в Европу, на Север вдоль Кавказских гор и Каспийского моря вплоть до Урала, где поток раздваивался: на Запад и Западную Европу и на Восток, в Сибирь и далее на Американский континент. Эти процессы шли волнами, были постепенными в течение нескольких тысяч лет.

С Севера на Европу периодически надвигались и отступали ледники. Они доходили до широт городов Киев и Воронеж. Обледенение и уход ледника занимали сотни и тысячи лет. В последний раз такой ледниковый период закончился 12 тыс. лет назад. И с этих пор стало возможным заселение современными людьми Северной и Центральной Европы.

На новых местах расселения люди занимались добыванием средств существования в зависимости от природно-географических и климатических условия: охотой, рыболовством и собирательством в лесных краях и прибрежных зонах. Со временем стало развиваться скотоводство в степях и земледелие на участках с плодородными землями. Так Европа постепенно заселялась и осваивалась современными людьми.

Примерно 3 тыс. лет до н.э. родственные по языку, культуре, традициям племена, кочевавшие в степях от Дуная до Урала и названные в науке индоевропейцами, двинулись в Центральную, Западную и Восточную Европу и стали здесь расселяться. Такие волны переселения имели место и позднее. Последняя случилась примерно 1500 лет до н.э. Приходившие племена смешивались с местными, ранее пришедшими сюда, племенами охотников, рыболовов, а также земледельцев. Впоследствии от одной народности индоевропейцев образовались схожие народы: кельты, германцы, славяне, иранцы и т.д.

Народы, которые пришли примерно 1500 лет до н.э. в регион между Карпатами и Днепром, стали предками славян. И их можно назвать праславянами. На Британских островах, в Ирландии обосновались племена, ставшие позднее кельтами, в Центральной Европе поселились племена, ставшие впоследствии германцами и т.д.

Кто такие славяне и откуда они появились

Далекие предки современных европейских народов, т.е. индоевропейцев, в т.ч славян в доисторические времена были кочевниками – скотоводами. Они жили где-то в южных степях России, возможно южнее Урала. Вели полукочевой образ жизни. Выращивали лошадей и возможно, использовали их для верховой езды. Примерно 3000 лет до н.э. они переместились (мигрировали) на Запад в район южной Украины и нижнего течения Дуная. Перемещения были и позднее. Одно из последних имело место примерно 2000 - 1500 лет до н.э.

Индоевропейцы постепенно расселились по всей Европе от Балканского полуострова до Севера, а также на Ближнем Востоке и в Индостане.

Примерно за 1 тысячу лет предки индоевропейцев завоевали или ассимилировали (включили в свой состав как свои) территории, где существовали общества сельскохозяйственной культуры Балканского полуострова и центрально-европейской культуры, подчинили своему образу жизни охотников и рыболовов северной Европы. Это означало начало новой эры в развитии Европы. Существовавшие великие цивилизации 5 и 4 тысячелетий до н.э. на Балканском полуострове, побережьях Черного и Эгейского морей исчезли – распались или были разрушены людьми в войнах или природными катаклизмами.

Огромная территория Европы существенно различалась по природно-географическим и погодно-климатическим условиям. Более того, на указанных территориях кроме пришедших индоевропейцев проживало местное население, прибывшее сюда еще ранее. Так, на территории центральной Украины проживали племена так называемой трипольской культуры, на северном Кавказе племена куро-арабской культуры и т.д. После расселения индоевропейцев они исчезли.

В разных условиях жизни в Европе под влиянием пришедших индоевропейцев стали соответственно формироваться древние европейские народы. На севере и в центре – германцы, у берегов Балтийского моря балты, на юге иллирийцы и фракийцы, на западе кельты (галлы) и т.д.

Родиной древних славян стала территория между северным Прикарпатьем и средним Поднепровьем. Славяне сформировались там как народность, примерно, в IX веке до н.э. Именно до н.э. По общепринятой ранее советской теории славяне появились там чуть ли не на 2000 лет позже, т.е. в IX-X в. нашей эры и их первое государственное образование – Киевская Русь.

На самом деле есть масса доказательств, что предки славян появились на 2000 лет раньше. Можно привести очень серьезные исследования американки литовского происхождения Марии Гимбутас (см. ее книгу Славяне. Москва, Центрополиграф, 2005 г.). Исследованию истории славян она посвятила всю свою жизнь; впервые предложила классификацию типов курганов для определения границы зоны расселения славян. Эта классификация, как открытие, сравнивается с другим открытием-трудом Ф. Шампольона, который сумел расшифровать египетские иероглифы.

Однако первое упоминание о славянах под именем славяне в исторических книгах появилось только в I веке нашей эры. До этого их называли ошибочно скифами, сарматами или именем еще каких-нибудь соседних народов. Широкую известность в истории славяне приобретают примерно с V-VI веков нашей эры. Это – период великого переселения народов. Началось оно с германцев и гуннов.

Германцы жили в центральной части Европы. В начале нашей эры они все чаще нападали на территорию Римской империи, а затем стали переселяться туда в район Галлии и селиться у стен самого Рима. Другие германские племена (готы) переселились в северное Причерноморье.

А как и где жили предки славян?

Характерная особенность предков славян, живших за 1000-1500 лет до н.э. – отсутствие оружия в захоронениях и др. местах, что свидетельствовало о сугубо мирном характере тех людей. В это же самое время у народов в центральной и др. частях Европы оружие имело массовое распространение. А в южных степях господствовали вооруженные воины-всадники киммерийцы, а затем скифы.

Оружие предки славян начинают изготавливать при возникновении угрозы со стороны скифов, которые появились в районе между Северным Причерноморьем и Средним Поднепровьем, а затем и в центральной Европе.в VII в. до н.э.

На протяжении ряда столетий предки славян находились под влиянием скифов. Может быть они платили дань скифам. Поэтому историки древности, например, Геродот, называл их нередко скифами-пахарями в отличие от настоящих скифов, которые были кочевниками. Тот же Геродот указывал, что скифы-земледельцы сеяли зерно не только для еды, но и на продажу.

Предки славян и скифы – разные народы. Это подтверждают физические измерения останков жителей лесостепной зоны и скифов.

«По уровню развития сельского хозяйства жители лесостепной зоны превосходили скифов и процветающие греческие колонии, расположенные по северному побережью Черного моря. Археологические раскопки показывают, что скифы и протославяне (предки славян – О.Н.) не смешивались. Скифы вели полукочевую жизнь в понтийских степях, время от времени появляясь на территории Северной Европы. Свойственный их искусству «Звериный стиль» соответствовал подвижному характеру их жизни».

(Мария Гимбутас. Славяне, М. 2005 г. Стр. 55.)

Именовать славян славянами начали только в начале нашей эры. Первым это сделал греческий историк Птолемей, живший в 100-178 г. н.э. Затем снова историки о славянах не упоминают. И только через 400 лет о них снова пишет византийский историк Прокопий Кесарийский в VI в. н.э. А дальше о славянах пишут часто и много.

Места расселения славян в начале нашей эры можно определять по данным археологических раскопок, которые обнаруживают орудия труда, предметы быта, украшения, остатки домов и хранилищ для зерна, силосных ям и т.д. Из этих материалов раскопок следует, что в первые века нашей эры, поселения славян уже были известны. В это время под именем антов-венедов (венетов) и собственно славян они встречаются в бассейне верхнего Дона, в районе Полтавы и Харькова. Славяне под именем антов доходят до берегов Балтийского моря и Северной Германии.

Важно подчеркнуть особенности хозяйства славян этого периода: они занимаются земледелием и выращиванием домашних животных, изготавливают серпы, косы, ножи, посуду, украшения. Они почти не изготавливают оружия. Это существенно отличало их от северных, западных и южных соседей.

Поселения славян располагались на берегах рек и озер, но почти не имели укреплений. По площади они занимали от 1 до 5 га. Жилища представляли собой землянки и полуземлянки, углубленные на 30-70 см в землю. Но были и наземные жилища. Внутри жилища имели очаг. Часто поселения насчитывали до 50-60 зольников (следов очагов).

Историк Иордан писал, что анты и славяне имеют одного предка - венедов. Они говорили на одном языке. Внешне были высокие и очень сильные: кожа и волосы не светлые и не темные; имеют красивый цвет лица.

На территории современной Украины анты были почти полностью уничтожены гуннами в IV-V веках. Г. Вернадский и Б. Рыбаков считали, что анты – прямые предки русичей.

Славяне превосходили в сельском хозяйстве своих соседей, и скифов и греков, в их колониях в Северном Причерноморье.

Другой историк Тацит писал, что венеды строят дома, защищаются щитами, ходят пешим строем и очень быстро бегают.

Маврикий Стратег, византийский автор VI в. писал, что славяне «обладали большим количеством различного скота и их дома были набиты зерном, в основном пшеницей и просом» и далее. «Славяне – физически сильные люди: легко переносят жару, холод или дождь и были способны противостоять неблагоприятным жизненным условиям лучше, чем франки, лангобарды (германские племена – О.Н.) и др. люди со светлыми волосами».

(М. Гимбутас, с. 103-104).

В первые 500 лет нашей эры у славян возникают несколько типов похожей (родственной) культуры. Их названия происходят от местности, где следы этой культуры обнаружены:

1) Пермская

2) Житомирский комплекс

3) Восточное Приднепровье, Волынцево и Ромны

4) Вокруг Воронежа

Площадь, заселенная славянами, постепенно увеличивалась, а сами славяне стали подразделяться на множество племен и их союзов. Восточные славяне – северяне и поляне (Центр– Киев) - платили дань хазарам, столица которых Итиль располагалась в районе нижней Волги. Радимичи жили в низовьях р. Сож. Кривичи располагались на территории современной Белоруссии от верховья р. Неман до верхней Волги (р-н Костромы) и от Чудского озера до Сожа и Десны. Древляне проживали севернее р. Припять.

В VIII веке у славян появляются мощные укрепления (Лука Райковецкая в районе Житомира).

Начало нашей эры для славян было относительно спокойным. Но уже во II в. с берегов Каспийского моря пришли новые кочевники сарматы, говорившие на иранском языке. Они захватили все южные земли от Дона до Дуная. Жившие здесь скифы исчезли со страниц истории: одни были перебиты, другие уведены в плен, третьи разбежались, или были ассимилированы сарматами.

А в III веке Европа и часть Азии подверглась завоеваниям со стороны германских племен готов, гепидов, лангобардов, бастарнов и др. Начав поход с севера, от Балтийского моря, они достигли берегов Черного моря, овладели римской провинцией Дакией и стали, как пишет Н.М. Карамзин, последний русский летописец и первый историк, по словам А.С. Пушкина, самыми опасными врагами римской империи. Затем они перешли в Азию и «обратили в пепел многие цветущие города в Вифинии, Галатии, Каппадокии, … а в Европе опустошили Фракию, Македонию»… Они хотели, взять Афины, истребить огнем все книги греческие, там найденные, но приняли совет одного умного единоземца, который сказал им: «Оставьте грекам книги, чтобы они, читая их, забывали военное искусство и тем легче были побеждаемы нами». «Ужасные свирепостью и мужеством, готы основали сильную империю, которая разделилась на восточную и западную, и в IV столетии, при царе Эрманарихе, заключала в себе немалую часть России европейской, простираясь от Тавриды и Черного моря до Балтийского» (Н.М. Карамзин, История государства Российского, М. 2002 г. стр. 16.)

Винитар, наследник короля готов Эрманариха, завоевал антов, проживавших в Северном Причерноморье, взял в плен князя антов Боса (Боза) вместе с 70-ю знатными боярами и жестоким образом всех казнил.

В конце 4 века н.э. произошли события, с которых началось уникальное явление I тысячелетия нашей эры – великое переселение народов. При этом пришло в движение большинство народов Азии и особенно Европы от Балтийского до Средиземного моря, от Урала и до Испании. А началось переселение с гуннов. Гунны – кочевники монголоидной расы, относящиеся к тюркской семье языков. Они неоднократно наносили сильные удары по соседнему с ними Китаю. К конце концов Китай стал использовать ту же тактику, что и гунны – щиты и мощные удары конницы, создав ее по примеру гуннов. И вот в I веке нашей эры Китай нанес гуннам страшное поражение, и они были отброшены на север и запад от Китая. Но на той территории, на которую были отброшены гунны, обитали другие народы, которые вынуждены были отступить западнее от мест своего проживания. А там жил третий народ, который также вынужден был покинуть свою территорию и продвинуться еще западнее. Так по принципу домино пришли в движение многотысячные народы Азии и Европы. Но главными двигателями оказались все же гунны. После поражения от Китая они в течение 200-250 лет постепенно шли на Запад, завоевывая степи Евразии. Гунны – воины передвигались верхом на лошадях, а их жены и дети – в кибитках.

В 375 году гунны разгромили в Северном Причерноморье и Восточной Европе мощную империю германского короля Эрманариха, который не пытался даже вступить с ними в сражение (покончил жизнь самоубийством). Историки тех времен не находили слов для выражения лютой свирепости, невиданной жестокости к порабощенным народам со стороны гуннов.

Западный историк Аммиан Марцеллин писал, что они, пришедшие издалека, с востока, двигались как лавина и крушили все, что встречали на своем пути. Русский летописец описывал их дикие нравы: они запрягали в телегу женщин из числа покоренных народов и таким образом ездили. Гунны, покорив Восточную Европу пошли в центральные ее области и южные, дойдя до Константинополя и территории современной Франции. Но в 452 году были, наконец, разбиты объединенными силами противостоящих им европейских народов. А через два года вождь гуннов Аттила умер. Его империя распалась на множество княжеств и племенных союзов, а сами гунны неизвестно куда исчезли: смешались с завоеванными ими народами, приняв их культуру, расселились на разных территориях или погибли.

Вместе с гуннами, а затем после распада их империи, без них, в завоеваниях участвуют авары, аланы, угры, булгары и другие народы. Они занимают южные степи от Дуная до Волги и следуют далее в Европу, переходят Рейн и оказываются на территориях нынешней Испании и Португалии. Некоторые перешли даже в Северную Африку.

И тут на арену истории выступают славяне. Они, вероятно, служили в основном или вспомогательном войске гуннов и аваров, участвовали в их походах в центральную и южную Европу. А затем славяне самостоятельно совершают завоевательные походы в центральную и южную Европу, в провинции Византийской империи.

Славяне не просто совершали набеги по примеру кочевников гуннов, аваров и других. Для кочевников поход был временным испытанием, в котором они повоевав, возвращались обратно в свои степи, вне которых они жить не могли. Только в степях они находили корм своим лошадям и без степей жить сколько-нибудь продолжительно не могли.

Другое дело – славяне. Они не просто воины, они – земледельцы. После страшных набегов кочевников в течение столетий Европа опустела: ее население или ушло воевать в южные страны, в частности в Италию, как, например, германские народы, или было угнано, или расселилось или погибло. И в этих условиях славяне занимали опустошенные, обезлюдевшие, освободившиеся чужие территории. Они селились семьями, занимались земледелием и домашним животноводством, чтобы прокормить свое растущее население. Конечно, и они со временем стали завоевателями, да еще какими!

Следует отметить, чем древнее были времена, тем более жестокие царили тогда традиции, обычаи и нравы. Исключительно жестокими являлись скифы. Они были необычайно агрессивными, пили кровь убитых врагов своих, снимали скальпы и из снятой кожи после выделки шили одежду, а из черепов делали чаши для питья. Чаши эти носили с собой на поясе. Смысл их жизни – достойно умереть в бою. Но тем не менее в другие времена были другие герои. Выступившие на историческую арену славяне тоже были прекрасные воины.

«Ни сарматы, ни готфы (готы – О.Н.), ни сами гунны не были для империи (Византии – О.Н.) ужаснее славян. Иллирия, Фракия, Греция, Херсонес – все страны от залива Ионического до Константинополя были их жертвою… Ни легионеры римские, почти всегда обращаемые в бегство, ни великая стена Анастасиева, сооруженная для защиты Царьграда от варваров, не могли удерживать славян, храбрых и жестоких» (Н.М. Карамзин с. 17-18).

Историк Прокопий: славяне несли тяжелые щиты, пики, луки и отравленные стрелы. Доспехов не было.

Историк Павел Диакон писал, что в 611 ч. славяне нанесли поражение римским войскам в Истрии. В 614 г. ими же был полностью разрушен самый большой город на Адриатическом побережье г. Салону (возле Сплита). Разрушены так же Скаруна, Нерона, Рисиний, Доклея, Эпидавр.

Славяне интенсивно вели колонизацию. Они дошли южными степями до Дуная и создали здесь плацдарм. Этот процесс вел к образованию славянской культуры и на юге, и в центре, и на Севере Европы.

Направление колонизации:

1) на Север в центральную Югославию и Македонию;

2) на юг в Грецию и Лаконию;

3) вверх по Дунаю в Западную Словению, Нижнюю Австрию, Моравию, Богемию - до Германии в районе Эльбы-Сааре.

Происходившие в течение столетий миграции славян привели к захвату территории, в восемь раз превосходящей по площади ту, из которой они вышли. В истории славян началась совершенно новая эпоха. Из небольшой группы земледельцев они превратились в интенсивно развивающийся народ с постоянно увеличивающейся численностью. В ходе активной миграции распространялся их язык и культура, одновременно ассимилировались местные элементы. Широкое распространение и приспособление к различным природным условиям и культурному окружению привело к дифференциации языков, образованию новых племенных объединений и государств и обусловило формирование характерных черт славянского народа (М. Гимбутас, стр. 159).

В V-VI вв. славяне начали расселяться между Эльбой и Одером. К началу VII в. они уже расселились вдоль западного побережья Балтийского моря.

В VIII-IX вв. древние славяне были среднего роста с большой головой, сильным скелетом и мощной мускулатурой.

Мигрировавшие славяне образовали 5 больших славянских групп в Германии и Западной Польше: 1) Сорбскую в Междуречье Эльба-Заале; 2) Ободритскую в Западном Мекленбурге и Восточном Гольштейне; 3) Вильчанскую в Мекленбурге; 4) Группу в районе Шпрее и Гафеля (стодораны, ширеваны и плонцы); 5) Лужицкую и одерскую группы. (там же стр. 158)

Ввиду последующей германизации славянский язык исчез из Северной Германии и сохранился ныне только в некоторых местах центральной Германии.

В конце 20 века около 150 тыс. человек, говорящих на сорбском языке, проживали в верхнем течении Шпрее. Северная группа находится в Нижней Лузатии, в Пруссии и Саксонии (центр в Котбусе), и южная в Верхней Лузатии и Саксонии (центр в Баутцене).

Таким образом, предки славян, мирные земледельцы, которые не имели оружия (его не обнаружено в их захоронениях тех лет) и располагавшиеся между северным Прикарпатьем и Южным Поднепровьем, за короткое для истории время (несколько веков) превратились в многочисленный, могучий и воинственный народ. В течение нескольких веков он совершает частые и успешные походы в центральную и южную Европу, районы Малой Азии, держит в страхе великую Византийскую империю.

Славяне не просто совершали военные походы, но и часто оставались на завоеванных землях. Они осваивали их и располагались на постоянное жительство, занимаясь земледелием и домашним животноводством.

Уже в этот период своей истории, т.е. в период родоплеменных объединений и племенных союзов славяне, как указывали историки, были очень сильны, выносливы, легко переносили холод и жару, неутомимы в дальних походах и находчивы. Например, долго могли находиться в засаде под водой, дыша через камышовые трубки. Со временем эти качества силы, выносливости, упорства, неутомимости были еще более развиты славянами.

Благодаря этому славяне в конце IX-X веков создали огромное и мощное государство Новгородско-Киевскую Русь, которое называлось европейцами гардарикой – страной городов (в Европе городов было тогда не так много) с высокой городской культурой. А потом они завоевали, освоили, обжили территорию, превышающую их первоначальную территорию в десятки раз, дошли до Тихого океана и перешли на американский континент – Аляску.

При сравнении развития славян, особенно восточных, и народов Западной Европы следует отметить, что территории Западной Европы и населявшие их народы находились в более благоприятных погодных, климатических и географических условиях: более теплый климат, близость к морям, плодородные земли, а не болота и дремучие леса, как у восточных славян. Но важнейшим благоприятным фактором был исторический. В свое время указанные территории были завоеваны римской империей. По всей их протяженности располагались римские крепости и гарнизоны. Находившиеся в них воины и римская администрации постоянно общались с местным населением, передавали свой опыт ведения хозяйства, обработки земли и ведения домашнего животноводства, обучали грамоте, латинскому языку и культуре и, конечно, военному искусству1.

В отличие от этого, восточные славяне подвергались постоянной угрозе нападения кочевников (гуннов, аваров, печенегов, половцев, татаро-монголов) из степей. От постоянных военных набегов славяне терпели постоянные потери в людях, материальных ресурсах: люди гибли в войнах, уцелевших брали в плен (полон), их и скот агрессоры уводили с собой, увозили зерно и ценности, уничтожались жилые и хозяйственные постройки. Другими словами, западноевропейские народы, входя в состав римской империи, черпали от нее полезные хозяйственные и культурные способы, навыки, методы и тем самым продвигались вперед, а развитие восточных славян тормозилось в постоянной борьбе с более отсталыми кочевниками и более суровыми погодно-климатическими факторами.

Периодизация веков

До 2000-1500 гг. до н.э. – каменный век.

С 2000-1500 гг. до н.э. 500-200 гг. до н.э. это бронзовый век.

С 500-200 гг. до н.э. – начало железного века.

Государственность у славян

Первые политические и хозяйственные центры у славянских народов упоминаются в работах арабских и персидских авторов. Это Артания, Куявия и Славия в 9-10 вв. Киев - центр племени полян основан в 5 веке. Упоминается в русских летописях с 860 г. Великий Новгород, расположенный в 6 км. от озера Ильмень, упоминается в русских летописях с 859г.

Как гласит легенда, новгородцы, главным органом управления у которых было народное вече, а правителем (посадником) был Гостомысл, пригласили в 862 г. на княжение в свои земли предводителя (начальника) варяжской дружины Рюрика. Он и стал первым князем, основателем династии Рюриковичей в древнерусской земле.

После его смерти в 879 г. править стал Олег, ставший опекуном сына Рюрика Игоря, но правителем фактически был он до своей смерти в 912 г. Олег присоединил к новгородскому княжеству Киев, сделав его своей столицей (882 г.). Он же присоединил к Новгорордско-Киевскому государству и другие славянские земли, совершил в 907 г. успешный поход в Византию, с которой был заключены договоры в 907 г и в 911 г. Благодаря этому стали возможны регулярная торговля с Византией, деловые, культурные, а затем и религиозные контакты.

Династия Рюриковичей пресеклась со смертью последнего сына Ивана Грозного Федора. В 1613 г. на царство избран представитель Романовых Михаил. Романовы правили до 1917 г.

1 Государство у древних египтян появилось примерно 3500 лет до н.э. Культуру Др. Египта в значительной степени перенимала Др. Греция (с 1500 г. до н.э.0. Греческую цивилизация наследовал Древний Рим (основан в VIII в. до н.э.).

 

Киевская Русь

 

Известно деление истории любого народа на 3 периода: дикость, варварство, цивилизация. Дикости соответствует период первобытнообщинного строя, когда первобытные люди живут общиной во главе с вожаком. Основные источники средств существования дают собирательство даров природы, рыболовство, охота. Распределение продуктов – равнодостаточное. При этом лучший кусок – доставался охотнику, рыболову, чтобы завтра он снова мог пойти на добычу пищи и принести ее. 

Варварство начинается с того, что со временем община распадается на отдельные роды во главе с родоначальником, старейшиной. Несколько родов составляют фратрию, а несколько фратрий образуют племя во главе с вождем. Племена образуют союз племен во главе с князем, конунгом. В хозяйстве начинается выращивание злаков, появляются зачатки земледелия, приручение животных и скотоводство. Люди в этот период живут в поселениях, состоящих из нескольких или множества жилищ, домов. Эти поселения называются сельской или соседской общиной. Такой уклад называется родоплеменными отношениями, и соответствует периоду развития народа, называемому варварством. Этот период, как правило, наиболее воинственный в развитии многих народов. Войны ведутся, чтобы защитить свои земли, пастбища, населенные пункты и имущество от набегов врагов, чтобы захватить чужое имущество и рабов, чтобы потребовать от побежденных уплаты выкупа, дани и т.д. Для ведения войны избирается вождь, военный предводитель. А организация общества этого периода именуется военной демократией.

Цивилизация означает, что люди проживают в сельских поселениях и городах. Они имеют письменность и государство. Государство немыслимо без писаных законов, им принимаемых и охраняемых, а также религии, морали и др. развитых социальных норм.

Славяне совершали свои многочисленные военные походы на соседние племена и их союзы, на побережья Каспийского, Черного и Средиземного морей и в другие места также в период варварства, который имел место у них где-то в V-VI веках нашей эры. В VII-VIII веках у славян начинается период цивилизации, и возникают государственные образования Куявия, Славия, Артания на территории будущей Новгородско-Киевской Руси.

Принято считать началом образования Новгородско-Киевской Руси вторую половину IX века. Племена восточных славян и их союзы объединяются под властью Новгорода, а затем Киева в единое государство. Городов у славян в то время уже было много. Кроме Киева имелись: Новгород, Ладога, Изборси, Ростов, Белоозеро, Псков, Чернигов и др. Все значимые города в древности возникали на пересечении крупных торговых путей, которые проходили по сухопутным, речным и морским дорогам. Торговля была стимулом к развитию городов и давала средства на их развитие.

Через славянские земли проходили три торговых пути по Днепру и Волге:

1)    из скандинавских стран в Византию (Грецию);

2)     из Скандинавии по Волге и Каспийскому морю в страны востока Иран, Ирак и т.д.;

3)    из Великого Новгорода вниз по Волхову через Ладожское озеро и Неву в Швецию, на остров Готланд в прибалтийские земли.

       Киев выгодно отличался от других городов своим географическим и экономическим положением и поэтому стал и политическим центром – столицей древнерусского государства восточных славян – Новгородско-Киевской Руси.

Новгородско-Киевская Русь была крупнейшим государством Европы. Ее огромная территория простиралась от верховьев Северной Двины на севере до Таманского полуострова, Днепра на юге и верховьев Вислы на западе. Под властью Киева объединились племена славян: поляне, древляне, северяне, дреговичи, вятичи, дулебы, радимичи, кривичи, хорваты, тиверцы, уличи и др.

Можно сказать, что Россию как таковую сделали лиственные леса, - своим существованием в сложившемся виде она обязана лиственным лесам.  От опадающей осенью листвы образуется верхний плодородный слой земли – гумус. Леса ограждали население от завоевателей, чаще всего - от кочевников. Первый экономический и политический центр Руси Киев находился на границах со степью и не был защищен от набегов кочевников. Поэтому второй столицей стал Владимир на Клязьме, а затем и Москва, расположенные за могучими лесами.  Дома строились  из хорошо обтесанных стволов деревьев (бревен), скрепляемых по углам. Крыша выполнялась также из дерева, покрывалась березовой корой или другим материалом.

        Вся домашняя мебель и утварь делалась из древесины. Хозяйственный инвентарь (плуги, борони и т.п.) тоже сделаны из дерева, но позже оббивались железом.

        Весь транспорт изготовлялся также из дерева: телеги, сани. Главным источником тепла также была древесина – березовые дрова. В хозяйстве и в приготовлении пищи широко использовали то, что давали леса, богатые грибами, ягодами, дичью, медом и т.д.

Жилые дома, хозяйственные постройки, храмы, мосты и укрепления славяне строили из дерева. Этот материал до сих пор считается экологически самым подходящим для сооружения жилья. В нем сухо и тепло зимой, прохладно в жару. Этот строительный материал был самым распространенным и, значит, дешевым в ту пору, т.к. славяне проживали в основном в лесной и лесостепной зонах. Наконец, из леса очень быстро можно сделать жилые сооружения. Так, жилой дом бригада плотников могла собрать за 1-3 дня, причем без единого гвоздя и с помощью только топоров.

В конце X века в Киеве византийские мастера соорудили каменную церковь Рождества Богородицы. Ее заказчиком был князь Владимир, крестивший Русь. Он выделил на содержание храма десятую часть своих доходов, поэтому у церкви появилось второе название – Десятинная.

В качестве строительного материала использовалась плинфа, представлявшая собой плоский широкий кирпич. Из таких кирпичей византийцы строили у себя храмы и другие сооружения. Поэтому и Десятинная церковь, а затем и Софийский собор в Киеве построены из плинфы. Для такого материала требовалось глина и вода. На севере, в частности в Новгороде, строительным материалом служили природные валуны, называемые «серый плитняк», а во Владимиро-Суздальской земле строительство велось из ослепительно-белого известняка.

 Так, в XII веке во Владимире при князе Андрее Боголюбском сооружена деревянная крепость с каменными Золотыми и Серебряными воротами и Успенский собор, главный храм города. В окрестностях Владимира построено Боголюбово, резиденция князя. Она являла собой белокаменный двухэтажный дворец, храм Рождества Богородицы, крытые переходы и две башни. Храмы богато украшены иконами, драгоценной утварью, росписью, а своды и купола позолочены.

Великую славу Киевской Руси, укрепление ее международных позиций, расширение экономического и политического влияния, рост могущества принесли военные походы и деятельность выдающихся правителей древности Олега Вещего, Игоря, Святослава.

Олег подчинил Киеву славянские племена северян, древлян, дулебов, вятичей, радимичей, хорватов и тиверцев. Он совершил самый удачный из всех военных походов на Византию. В 907 г. был заключен очень выгодный для Киевской Руси мирный договор с Византией. В 911 году через четыре года между державами заключен первый в истории Восточной Европы письменный мирный договор, написанный на греческом и славянском языках. В походе участвовали две тысячи мореходных кораблей по 40 человек с оружием и припасами на каждом. То есть войско насчитывало не менее 80 тысяч человек.

Успех определялся не только огромной данью, выплаченной Византией русичам -  по 12 гривен на человека. Такого количества серебра не могли собрать со всей империи, и пришлось дань выплачивать многочисленными товарами, в том числе тканями (шелками, ситцем). Тканей было так много, что русичи сшили из шелка паруса для своих кораблей. Кстати, они оказались непрочными, и их пришлось заменить.

По условиям договора каждый русский человек имел право приходить по морю в Царьград (Константинополь) как гость. Греческие власти обязаны были принимать его как доброго и званного гостя Византийской империи, бесплатно обеспечивать всем необходимым в течение полугода, пока улаживались торговые дела.

 Кроме угощения предусматривалась возможность посещения бани. Русские люди баню посещали часто – через 1-2 дня, и это ценилось не менее, чем обильное угощение. Перед возвращением домой гости-купцы обеспечивались всем необходимым для обратного пути: вода, пища, судовое снабжение (паруса, канаты и т.п.).

В договоре включены статьи уголовного и гражданского права, регулирующие вопросы разрешения обид и ссор византийцев и русских купцов. Статьи обеспечивали безопасность греков и русских, охрану их имущества, право наследования и оформление завещания. Это свидетельствует о том, что на Руси уже имелось законодательство, и его статьи были включены в международный договор.

Перед уходом из Царьграда Олег и некоторые его воины прибили свои щиты к вратам города. Это свидетельствовало, что Киевский князь был защитником Византии, и ее возможные враги должны знать это. С другой стороны, это было и напоминание грекам для того, чтобы они соблюдали условия договора.

Но прошло время. В степях от Дона до Дуная поселились новые кочевники печенеги, и византийцы стали забывать условия мирного договора, избрав себе кочевников в союзники. Новый великий князь Киевский - Игорь вынужден был совершить еще два похода на Византию, заручившись союзом с печенегами. После этого опять был заключен выгодный договор Руси и Византии. Он во многом повторял условия прежнего договора, но содержал и новые статьи. Они обязывали Игоря не пропускать врагов Византии в Крым, где располагались греческие колонии. Если Византии понадобится военная помощь русичей, то их отряд должен выступить в соответствующий поход для оказания помощи.

И «да увидят чрез то все иные страны, в какой любви живут Греки с Русью» (А. Шишов, Стр. 52).

Княжить в те времена означало много воевать, и именно таким князем был сын Игоря - Святослав. В четыре года он с копьем в руках был посажен на коня. А став подростком, имел свою дружину из сверстников, которые потом сопровождали его в походах.

Святослав воспитывался в среде дружинников. Почти вся его жизнь прошла в военных походах. Идеалом его была слава храброго воина, верного традициям дружинников, критерием правильности поступков – мнение дружины. Он был выдающимся полководцем, которого современники не зря называли «Воителем». Но, проводя жизнь в походах, он вел себя исключительно просто: не возил с собой повозок, котлов, шатра. Пища (нарезанные куски мяса и т.п.) приготавливалась на костре на углях. Спал под открытым небом на земле, постелив потник коня и положив под голову седло.

Святослав не нападал тайно и неожиданно. Он любил, как пишет летописец, предупреждать противника, извещая его «Хочу на вы ити». Его походы были быстрыми и стремительными, т.к. он воевал без обозов. Но кампании длились очень долго. Так, один поход на Волгу и Северный Кавказ длился почти 5 лет.

Важнейшим видом деятельности купцов и воинов Киевской Руси была торговля. Налоги, тогда в виде натуральной дани, собирались во время полюдья. Это был массовый поход князя с дружиной по подвластным землям, круговой объезд своих владений. Дань в виде мехов, тканей, меда, воска и т.п. собиралась в течение 5-6 зимних месяцев, складировалась на берегах рек и озер. По весне эти запасы грузились на челны и отправлялись на рынки, в частности в Византию, Персию и т.д. По пути из Северной Европы и Скандинавии перевозились в этом и обратном направлении и другие товары (путь «из варяг в греки»).

Во время Святослава этот путь был прегражден хазарским каганатом, который располагался в районе нижней Волги, Дона и Северного Кавказа. Хазары были давнишним противником Руси и в создании единого государства, т.к. некоторые племена славян платили дань им, а не Киеву. Наконец, в походе на хазар погибло огромное войско (Рать) отца Святослава, Великого Киевского князя Игоря.

В ходе многолетнего похода Святослав одержал победы над волжскими булгарами, буртасами и хазарами. Разрушил главную крепость хазар Саркел в районе нижнего Дона. Дошел до Керченского пролива. На Северном Кавказе взял хазарскую крепость Семендер, победил ясов и касогов.

Вернувшись в Киев и недолго готовясь, Святослав начинает новый поход, длившийся свыше 5 лет на придунайскую Болгарию. Последняя была тогда крупным государством с мощной армией. Достаточно сказать, что болгарский царь Петр спешно сформировал свою армию, которая в 3 раза превышала войско Святослава. После завоевания Болгарии Святослав продолжил военные действия, но уже против Византии. Война затянулась. В конечном итоге Святослав встречается с византийским императором Иоаном Цимисхием и заключает с ним мирный договор.

На обратном пути в Киев Святослав погиб в битве с печенегами (на о. Хортица на Днепре). Его мечта перенести столицу Руси из Киева на землю Болгарии не осуществилась.

Византиец Лев Диакон описал внешность Святослава, прибывшего на встречу с Цимисхнем: император в позолоченных доспехах подъехал на коне к берегу Дуная с великим отрядом всадников. «Святослав приплыл по реке на скифской ладье и, сидя за веслом, греб наравне с прочими без всякого различия. Он был среднего роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела, вполне соразмерные… Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой» (С.Э. ст. 332-333). Есть картина великого русского художника, посвященная этой встрече. Она потрясает зрителя: с одной стороны император Цимисхий на коне в позолоченных доспехах с огромной конной охраной, вооруженной до зубов. С другой стороны, в маленьком челне с двумя гребцами, Святослав. Без оружия, без доспехов, без охраны. Это действительно говорит о Святославе как о великом воителе. Он прост, как правда, чист как младенец, без всяких помыслов и хитрости. Без страха и упрека! Вот такие у нас предки были!

Важнейшим достижением Святослава было расширение, укрепление Киевской Руси как единого государства, поднятие его авторитета. Сам он был женат на венгерской принцессе Предславе, а его сын Владимир стал крестителем Руси.

Святослава называют «Александром Македонским» Восточной Европы. Такую честь он заслужил беспримерными военными походами, храбростью в боях, открытостью, честностью, простотой и скромностью. Благодаря этим чертам он не проиграл ни одного сражения, кроме последнего. Тогда за деньги Византии он был окружен нанятыми печенегами и разбит после тяжелой изнурительной зимовки при возвращении из походов в районе днепровских порогов. Дело Святослава продолжил его сын Владимир.

Владимир правил Киевской Русью с 980 г. по 1015 г. Годы его правления – начало расцвета единого государства славян. Он многое сделал для поддержания и укрепления этого единства. Вначале в течение трех лет он покорил восставших радимичей и вятичей. Для укрепления государства  направлял в земли, входившие в состав Киевской Руси, своих сыновей в качестве наместников. Спорные территории Червенской Руси с городами Перемышль, Червен и др. он снова вернул в состав Киевского государства, отвоевав их у Польши.

Большую опасность для Руси еще со времен Игоря и Святослава представляли кочевники печенеги. Из приазовских степей в Причерноморье приходили все новые и новые орды кочевников. Они периодически совершали набеги на русские города и села, уводили население в плен, а затем продавали его на невольничьих рынках. В 992 г. Владимир нанес печенегам крупное поражение. В честь этой победы был основан г. Переяславль. Но через четыре года печенеги снова подошли близко к Киеву. Владимир вышел к ним с небольшой дружиной и был разбит, а сам он едва спасся чудом.

И тогда было решено принять кардинальные меры против кочевников. Вдоль южной границы Руси на левом берегу Днепра была сооружена система крепостей в четыре линии на расстоянии 15-20 км друг от друга. А в глубине этой линии построен город-крепость Белгород. Для предупреждения нападения введена система светового оповещения. На высоких холмах, с которых открывалась хорошая видимость, сооружались сигнальные башни. На башнях зажигался огонь, если в степи замечалось движение конных масс кочевников (степь «дымилась» пылью от их передвижения). Огонь быстро зажигался по цепочке башен и через несколько минут в Киеве знали о нападении орды и начинали готовиться к отражению врага.

В города-крепости начали привлекаться для несения службы и обороны удальцы из русского севера – Новгорода, Ростова, Белоозера и др. городов. В постоянной борьбе с кочевниками здесь формировались характеры русских богатырей – героев многих легенд, сказок и былин.

Исключительную роль для укрепления древнерусского государства и развития его культуры сыграло принятие христианства. Владимир долго решался на этот шаг. Сначала он пытался достигнуть указанной цели путем усовершенствования язычества, установления единобожия. Но язычество в принципе не могло решить указанных задач. В древней Руси интенсивно шел процесс разложения родоплеменных отношений, развитие имущественных различий между людьми, деление их на бедных и богатых. Это воспринималось большинством населения как несправедливость. Язычество уравнивало всех людей перед силами природы, не могло объяснить имущественного неравенства и успокоить население. Оно не давало ответов на новые вопросы, исходившие из новых условий существования общества: о смысле жизни, о жизни и смерти  и т.п.

Для указанной цели требовалось принятие Русью одной из мировых религий. В Киеве уже появились представители этих религий – из Хазарии шло течение иудаизма, из Волжской Булгарии – мусульманство, из Рима и Византии – христианство римского и византийского толка.

Владимир интересовался отправлением культа в указанных религиях, посылал послов в разные страны. В летописях этот процесс отражен под рубрикой «Выбор веры». Одну религию Владимир отверг из-за простоты богослужения и очень скромного убранства храмов. Другую – из-за того, что она запрещала употребление спиртного и т.д. Христианское богослужение римского толка осуществлялось лишь на латинском языке. Ввиду этих и других факторов Владимир выбрал христианство из Византии. Ему еще нравилось, что в Византии главой церкви была не самостоятельная фигура, как папа Римский, а сам император. Он был главой и светской и религиозной власти. К тому же Русь и Византию связывали вековые торговые, культурные и политические отношения.

Владимир согласился на принятие христианства от Византии, но поставил условие своего крещения – женитьбу на византийской принцессе Анне. Это сыграло важную роль в укреплении престижа киевского князя в международных отношениях. В Византии сначала согласились с этим предложением, но потом стали уклоняться от его выполнения.

Тогда Владимир пошел на необычный вариант принятия христианства. Он не поехал в столицу Византии Константинополь для крещения, а организовал военный поход на центр греческих владений в Крыму - крупную колонию греков - г. Херсонес (возле современного г. Севастополя). Через несколько месяцев осады город был взят. Владимир послал в Константинополь гонцов с сообщением: если Анна, сестра императора, не прибудет в Херсонес, столица Византии будет атакована русским войском. Владимир подтвердил также, что он согласен принять крещение. Вскоре Анна со свитой и священниками прибыла в Херсонес. Владимир и часть его дружины приняли крещение, а Херсонес был возращен империи.

Фактически в период с 987 по 989 гг. Владимир поставил Византию на колени: сначала он послал свое войско по просьбе византийских властей для усмирения мятежников и усмирил их. А затем объявил Константинополю ультиматум после взятия Херсонеса.

Христианство стало постепенно распространяться по Киевской Руси. Оно сыграло великую роль в укреплении древнерусского государства, развитии разнообразных связей с Византийской империей. Облегчало жизнь простым людям. Оно объясняло имущественное неравенство людей, утверждало, что смысл жизни не в вещах, деньгах, богатстве, а в способности человека, его души совершать добро, нравственно совершенствоваться. Человек должен нести свой крест, т.е. подчиняться судьбе, не допускать греховных поступков, нравственно совершенствоваться и т.д. В этом случае его душу ожидает в ином мире вечное блаженство. Так любой человек мог чувствовать себя свободно, независимо и духовно выше тех, кто был богаче в имущественном отношении.

Христианство запрещало многоженство, укрепляло семью, облегчало жизнь женщины и детей, запрещая похищение невест, насильственную выдачу дочерей замуж, преследовало преступления и поступки, унижающие человеческое достоинство. Христианство также давало человеку возможность исправиться: искупить грехи, очистить душу и заслужить прощение, надеяться на счастливую жизнь в вечности.

С церковью на Русь пришла грамотность, прибыли переводчики и переплетчики книг, художники, архитекторы, строители храмов и т.д. При храмах и в монастырях создавались школы, куда отдавали детей обучаться грамоте.

Христианство приживалось на Руси с трудом, особенно в отдаленных уголках и глухих местах, в частности на севере. Возникло уникальное явление – двоеверие. Многие люди, приняв христианство и соблюдая его основные предписания, продолжали выполнять и языческие традиции. Например, празднование масленицы, Ивана Купалы, колядование и т.п., продолжали верить в домовых, леших, в приметы, гадание, колдовство и т.д.

Надо отметить, что язычество имело тщательно разработанную систему взглядов, элементы сказочной фантазии. Оно отражало окружающую природную среду и соответствовало натуре восточных славян. Поэтому оно долго сохраняло живучесть и частично сохранилось до сих пор.

Сын Владимира - Ярослав правил на Руси как великий киевский князь с 1016 г. по 1054 г. Это период наивысшего расцвета древнерусского государства. А Ярослав вошел в историю под именем Мудрый. В «Словаре русского языка XI-XII вв.» слово мудрый означает умный, сметливый, хитрый, знающий жизнь, благоразумный, сложный. Кроме титула Великого князя он носил и восточный (тюркский) титул каган, что равнозначно было титулу императора. В записи собора Святая София в Киеве он прямо назван цесарем, т.е. императором. По древнерусским обычаям престол великого князя наследовал его старший сын. Ярослав ввел правило, по которому наследовал дело отца старший мужчина в роду князя. Зачастую это был брат князя.

Русские купцы и их охрана, а также русские воины и мужи вообще отличались задиристым и буйным характером. Поэтому в многочисленных договорах с Византией указывались, что любой русич мог торговать в Константинополе и проживать здесь до 6 месяцев в году, получая бесплатное питание, постой и неограниченное пользование баней. Однако в город Константинополь одновременно пропускались не более 50 человек русичей и обязательно без оружия.

Русичи любили подразнить своих врагов. Вот как описывается встреча противников на берегу реки Буг. На одном берегу собралось польское войско во главе с королем Болеславом Храбрым, имевшим полноватую фигуру, а на другом – русское войско во главе с Ярославом. Далее историк Н.И. Костомаров пишет: «Тут опять повторился русский обычай поддразнивать врагов. Кормилец и воевода Ярославов, Будый, ездя по берегу, кричал, указывая на Болеслава: «Вот мы тебе щепкою проколим черево твое толстое». Не стерпел такого оскорбления храбрый Болеслав: «Если вас не трогает такой укор, - сказал он своим, - один погибну», и бросился в брод через Буг, а поляки за ним».

В державу Ярослава входили 22 различных племени и народа. Ее территория по периметру равнялась 4 тысячи километров, а проживало здесь около 4 млн. человек.

Следует отметить и другого сына Владимира - Мстислава. Он был князем в южных землях Руси – на Таманском полуострове. Летописец рисует его смелым рыцарем, талантливым полководцем, красивым, высоким и щедрым человеком. Он прославился своими победами на Северном Кавказе. Во время очередного похода на касогов он вызвал на поединок местного князя богатыря Редедю. В бою Мстислав одержал победу и, согласно договора между бойцами, овладел землей и имением Редеди. А племена касогов были обложены данью.

Русь X в. по уровню развития сравнялась с развитием государств Восточной Европы, Скандинавии, Балканского полуострова. Но она отставала от таких стран как Франция, Англия и Германия. Страны Западной Европы находились в более благоприятных погодных, климатических и географических условиях: более теплый климат, близость к морям, плодородные земли, а не болота и дремучие леса, как у восточных славян. Но важным благоприятным фактором был исторический. В свое время указанные страны были завоеваны римской империей. По всей их территории располагались римские крепости и гарнизоны. Находившиеся в них воины и римская администрация постоянно общались с местным населением, передавали свой опыт ведения хозяйства, обработки земли и ведения животноводства, обучали грамоте, латинскому языку и культуре и конечно военному искусству. Восточные славяне подвергались постоянной угрозе нападения кочевников из степей (скифов, сарматов, гуннов, аваров, печенегов, половцев, татаро-монгол). От постоянных военных набегов славяне терпели огромные потери в людях, в материальных ресурсах: люди гибли в войнах, их уводили агрессоры с собой, увозили зерно и ценности, уничтожались жилые дома и хозяйственные постройки. Другими словами, западноевропейские народы, входя в состав римской империи, черпали от нее полезные хозяйственные и культурные способы, навыки, методы и тем самым продвигались вперед, а развитие восточных славян тормозилось, замедлялось в постоянной борьбе с более отсталыми кочевниками.

Через территорию Руси проходило несколько торговых путей. Главный путь из них «из варяг в греки». Это торговые пути из Скандинавии и Северной Прибалтики по Днепру к Дунаю и Черному морю, а через них – в Болгарию, Византию и на Балканы.

Другой путь шел из Прибалтики через новгородские и северо-восточные земли Руси на Волгу, Дон, Азовское море и Каспий. Это восточный путь в Хорезм, Бухару, Закаспий.

Был и западный путь в страны Европы: Польшу, Чехию, Германию, Францию. И ни один из этих путей не был полностью открыт для русских купцов и их товаров: на востоке его перекрывала Булгария, на юге кочевники, и со стороны запада - польское государство.

Одна из задач великих русских князей состояла в том, чтобы обеспечивать свободу торговли по указанным направлениям. Ярослав занял Киев в 1016 г. и заключил с германским императором Генрихом II союз, направленный против Польши. Однако поляки во главе с Болеславом I нанесли поражения Ярославу и заняли Киев. Против поляков вспыхнуло восстание горожан, и они вскоре вынуждены были покинуть Киев. Но при этом ограбили город, увезли в полон массу людей. Одновременно они захватили западнорусские земли (Червенские города, т.е. Галичину).

В 1036 г. печенеги совершили свое последнее крупное нападение на Русь. Они обступили Киев со всех сторон, возможно воспользовавшись тем, что Ярослав в это время отсутствовал – находился в Новгороде. Ярослав собрал войско, прибыл в Киев и нанес сокрушительное поражение печенегам. От него кочевники не смогли оправиться, и их побеги на Русь прекратились.

В ознаменование крупнейшей победы над печенегами Ярослав на месте битвы заложил храм-собор Святой Софии. Такое же название имел и главный собор в Константинополе. Этим подчеркивалась и преемственность в религии, и государственное равенство с империей.

При Ярославе Русь вышла на западный берег Чудского озера и, следовательно, к границам Прибалтики. Здесь основан г. Юрьев (ныне эстонский г. Тарту) в честь Ярослава, который получил христианское имя при крещении Георгия – Юрия. Ярослав совершал походы и на воинственное балтийское племя ятвягов, и на Литву. В этом видится стремление укрепить северо-западные границы Руси и обеспечить выход к Балтийскому морю.

Были отвоеваны «Червенские города» (Галичина). Последние к тому времени оказались под сильным давлением Германии, Чехии и славянских, прибалтийских племен. Поэтому Польша и Русь заключли союз, который был укреплен династическими связями: сын Ярослава - Изяслав женился на сестре Казимира I, а сам король женился на сестре Ярослава - Добронече. Династическим бракам Ярослав уделял большое внимание. Он сам был женат на дочери шведского короля  - Ингигерде. Младшая дочь Ярослава - Елизавета вышла замуж за норвежского короля Гарольда. Анастасия выдана за венгерского короля Андрея, а старшая Анна – за французского короля Генриха I. После смерти мужа Анна была около 15 лет регентшей, т.е. правительницей Франции, в то время когда ее сын был малолетним. Елизавета, потеряв своего мужа на войне, вторично вышла замуж за короля Дании. Сын Ярослава - Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха. В этом браке был рожден Владимир - будущий князь Владимир Мономах.

Древнюю Русь называли «гардарикой», т.е. страной городов. В X в. на Руси было 30 крупных городов, в середине XI в. – 42, а в середине XIII в. – 62. Причем речь идет о крупных городских центрах с укрепленной центральной частью («детинцем»), кремлями с общей площадью свыше 2,5 га. (Сахаров, стр. 127).

Надо отметить, что эти города были созданы, как правило, самими  славянами. Что касается городов Западной Европы, то многие из них были созданы древними римлянами и перешли современным европейцам как бы по наследству после крушения Римской империи. Многие городские поселения возникли как римские крепости, где располагались римские легионы, и из которых осуществлялось управление римскими провинциями. Здесь собирались подати и налоги, которые потом доставлялись в Рим, вершился суд прокураторов и т.д. Обитатели крепости общались с местным населением, передавали ему грамотность и культуру, навыки хозяйствования и т.д.

Вокруг крепости располагалось поселение, торг, храмы и т.п., которое становилось городом. К таким городам относятся Лондон в Англии, Кельн в Германии, Арль, Марсель во Франции. В Италии таких городов множество, в том числе последняя столица Римской империи Равенна и сам Рим.

Что касается Восточной Европы, в частности, таких стран как Польша, Венгрия, Швеция, Норвегия и др., то здесь города возникли позднее, чем на Руси.

Ярослав был не только крупным государственным деятелем Древней Руси. Он проявил себя как личность, как человек, преодолевший самого себя. Ярослав не обладал от природы физической силой и был хромым. Но он был смелым воином и сам вел свое войско в бой. Родившись в семье язычников и воспитываясь в глуши, куда его отправил отец вместе с матерью, он стал истинным христианином, грамотнейшим человеком своего времени. При нем возникли первые библиотеки, приехали на Русь переписчики книг и переводчики, созданы школы, куда отбирали и направляли детей на обучение. Являясь четвертым сыном, и почти не имея шансов стать правителем Руси, он стал великим князем и правил Русью почти 35 лет, прожив около 75 лет.

  В истории Российского государства Ярослав Мудрый занимает особое положение. Он дал Руси первый сборник законов, который назывался «Русская правда». До этого основным регулятором жизни в обществе был «Русский Закон». Его основные положения, например, воспроизведены в договоре Руси с Византией, заключенном Олегом в 911 году. «Русская правда» представляла собой письменный перевод н