Положение дел на Кавказе сегодня таково, что сразу несколько полярных сил борются за своё превосходство в этом регионе.
Влияние Турции на политическую ситуацию на Северном Кавказе всегда было значительным и во времена Газавата на Турцию смотрели как на огромную мусульманскую державу, способную оказать помощь малым мусульманским народам. В отличии от шиитского Ирана уважение к братской суннитской Турции было велико, к тому же Турция не предпринимала походов на Дагестан и Северный Кавказ с целью покорить ее народы. Но и надеждам, возлагаемым на нее во времена Имама Шамиля, не суждено было сбыться. Турция предпочла мир с Россией помощи единоверцам.
Сейчас иные силы действуют на Кавказе. Пантюркистская идеология, хотя она также неприемлема для Кавказа, так как большинство кавказских народов не имеют ни тюрских корней, ни являются тюркоговорящими изначально, ещё не самая опасная.
Фундаментальные основы того, что сегодня народы Северного Кавказа решительно противостоят религиозному экстремизму и всем его проявлениям, таким как сепаратизм и вооружённое сопротивление, заложил в XIX веке Имам Шамиль.
Такой путь стал возможен только после многолетней борьбы горцев за свои права и свободы против политики покорения, которая, с присущими любой империи примитивизмом, высокомерием и жестокостью, проводила царская администрация. За время этой борьбы определилось самосознание народов, в большинстве своём выступивших против подчинения иноземному царю и его войску. Нежелание подчиниться экспансии чуждой идеологии и религии определило выбор народов в пользу войны и поддержки своих лидеров, и в частности Имама Шамиля. Народы ощутили себя причастными единому духу в их общей борьбе против огромной грозной силы, цели и стратегия которой понималась ими лишь в контексте завоевания их территорий и насаждения среди населения собственной, чуждой им культуры.
Борьба эта сплотила их судьбы навеки. Заставила российскую власть хоть в какой-то степени начать уважать их интересы и прислушиваться к их мнению. И наконец, этот опыт избавил народы от подмены истинной борьбы той, что сейчас навязывается на Кавказе.
Благодаря той священной войне народы Кавказа сегодня отвергли войну, не имеющую ничего общего с той благородной борьбой праведных имамов.
Однако тем, кому не творилось в лоне российской цивилизации, проявили свой талант за её пределами. И всё же основная область, где проявился творческий дух Кавказских народов, это духовная сфера и религия. Дагестанская земля родила немало учёных-суфиев, значимость деятельности которых ценима лишь теми, кто пользуется плодами их религиозного и просветительского творчества, одухотворяющего жизнь и помыслы людей. Недаром во времена сталинских репрессий таких людей уничтожали тысячами. Затмить светильники духа невозможно, они всё равно будут нести свет душам, а значит надо было уничтожить их физическую оболочку, оборвать их связь с этим миром.
Плоды такой политики государства мы и пожинаем сегодня. Опустошённые ниши стали заполнять лжеучителя, приходящие извне.
В этом отношении суфийский путь Шамиля, его религиозная одарённость и искренняя, огненная вера, незнакомая фанатику, имеет великое значение. Во многом благодаря его подвижничеству на пути следования Накшбандийскомому тарикату, удалось сохранить преемственность традиций и передать нити пути следующим поколениям подвижников вплоть до наших времён.
Нельзя обесценивать национально-освободительную борьбу горцев. Кавказ и его народы стали заложниками большой метаисторической борьбы. Она длилась веками. До России были другие империи: Халифат, Иран, империяТамерлана и т.д. И всегда силы народные, объединённые в общей борьбе, оказывали сопротивление противнику грозному, беспощадному, не изыскивая в действиях агрессора, в его экспансии миссионерского значения для себя.
Невозможно признавать право одного народа на отстаивание своих свобод, отрицая право других. Называть борьбу горцев во главе с Шамилем явлением анти-провиденциальным, значит видеть в целях Провидения отсутствие главного Божественного принципа - Свободы, и права на неё каждого.
«Я объединил свой народ, чтобы он никогда не был разделён и никогда не знал врагов внутренних...» (Имам Шамиль)
Провидению вряд ли нужны покорённые рабы, лишённые собственного национального самосознания. А борьба Шамиля - это и есть борьба за самосознание. Тот, кто не ценит этого явления, не может и определять его ценность.
Шамиль есть тот, кто отменил, сломал крепостное право и рабство на Северном Кавказе, тогда как в России оно ещё продолжало существовать.
Изначально Россия реализовывала план Ермолова и проводила жестокую политику на Кавказе. Это общепризнанный факт. Ермолов и его предшественники проводили политику выселения кавказцев с их исконных мест.
И более миллиона (по разным данным, от 1 800 000 до 3 097 949 человек.) кавказских беженцев (мухаджиров) - черкесов, аварцев, чеченцев и множество других народов, лишившихся своей Родины, здесь явный пример. Царизм никогда не имел способности договариваться, но всегда выступал с позиции силы. Как вызов всему человеческому на свете звучит этот документ, вручённый вместе с орденом от имени императора генералу-губернатору Терской области Н. Евдокимову.
«Представленное Вами в 1860 году и одобренное Нами предложение о способе действий для скорейшего окончания войны на Западном Кавказе, увенчалось ныне блистательным успехом… доказывающим основательность принятых по соображениям Вашим мер. В три года времени умиротворенный и совершенно очищенный от враждебности нам туземного населения Западный Кавказ уже в большей части своей занят прочно водворенными русскими населениями…»
Повторюсь, лишь эта Борьба горцев заставила государство изменить методы покорения Кавказа.
За время войны сотни тысяч человек было убито среди горского населения. Для малочисленных народов это было сродни истреблению. Из-за непрекращающейся войны вырождалась экономика. В этой связи возникают разговоры о деспотии Шамиля, которые, мягко говоря, являются нечестными разговорами. Да, он не давал выродиться людям, их культуре, их независимости, иногда путём жёстких мер, и это поистине лучше, чем любая западная демократия, жертвой которой, в конце концов, едва не стала сама Россия.
На внутреннерегиональных противоречиях, само собой, действовали и противники Шамиля. Именно царская администрация в борьбе против Шамиля была замешана на стимулировании коррупции и подкупа, как в отношении идейных противников Шамиля, так и его сторонников. Не секрет, что царская политика стимулировала коррупцию на Кавказе, что устраивало местных князьков в их политике лавирования между царской администрацией и горскими обществами, ради утверждения собственной власти в Дагестане и Чечне. В следствии политики подкупов и экономической блокады горских поселений, Шамиль был покинут многими.
Шамиль был открыт к переговорам о мире. Однако многие заключённые ранее соглашения российскими политиками на Кавказе не выполнялись. (Напомню, что в России находились двое сыновей Имама, один из которых стал полковником царской армии.) Когда же срочно понадобился мир, в ход были пущены все средства, от военных до политико-дипломатических и финансовых. Мир на Кавказе являлся стратегически важным для России. Война становилась неприемлемой и невыгодной во всех отношениях. Те, кто её начинал, уже почили в бозе или получили заслуженное воздаяние, другим же приходилось искать иные пути исправления ситуации на Кавказе.
Уполномоченный по переговорам полковник Лазарев произнёс слова, ставшие историческими:
«Шамиль! Всему миру известно о твоих подвигах и слава их не померкнет; если ты, покоряясь силе судьбы, выйдешь сегодня к Главнокомандующему и передашься великодушию Государя Императора, то спасёшь от гибели тысячу человек, оставшихся в живых и тебе преданных. Заверши свои славные подвиги поступком благоразумия и великодушия».
И Имам, 35 лет воевавший без страха и упрёка лицом к лицу с противником, мечтавший умереть ради Всевышнего в бою, имея более двух десятков тяжёлых ранений, согласился на переговоры с князем Барятинским и стал новым заложником в стане царя, который принял его искренне, с почётом и уважением.
Наступил новый этап в судьбе народоводителя-шейха. За время плена и беспрестанных молитв, духовного подвижничества, суфий-мистик шейх-Шамиль , освобождал свою карму воина, приготовляясь к последнему пути.
Имам постоянно обращался с просьбами к царю, дать ему возможность переехать в святые места, в Мекку. И в последние годы жизни Шамиля царь выполнил его просьбу. И Имам навсегда удалился на Родину Пророка, где был принят как истинный шейх.
Умер Имам Шамиль - великий шейх тариката - в семидесятипятилетнем возрасте в своём доме в Медине.
Предание гласит: когда он последний раз молился у могилы Пророка в Медине, явился ему облик Мухаммада и говорил с ним ясной речью, и позволил поцеловать ему руку.
Вернувшись домой просветлённым и взволнованным, он поведал о произошедшем своим жёнам, после чего погрузился в безмятежность. 4 февраля 1871 года на 75-м году жизни Имам Шамиль завершил свой земной путь.
Послесловие
Русское слово родомысл, означающее, если говорить своими словами - великий деятель, исполин, вождь народа, исполняющий миссию, возложенную на него Свыше, не менее подходит к личности, роли в истории и деяниям Имама Шамиля. Построение им единого государства на большой территории Северного Кавказа, установление в нём законов мусульманской религии с сохранением среди горских народов лучших кавказских обычаев, традиций и законов, существовавших веками, подтверждает высоту миссии Шамиля, направленную на консолидацию различных слоёв общества и в первую очередь свободных узденей, не желавших признавать над собой светскую власть; превращение разрозненных племён и национальностей в единый народ Дагестана.
Судьбой наделяет Всевышний, а не случай. В истории нет сослагательных наклонений. Всё, что предназначено - человек исполняет, свободна только воля его на предписанном пути и действие, которое он осуществляет, осуществляет он сам и никто за него.
Шамиль - Воин, вождь, шейх. Как воин он победил. Как шейх (раб Бога), он исполнил свою судьбу, освободив сознания людей от необходимости безвольного подчинения местным феодалам и политике, проводимой самодержавием.
Комментарии