Кто для Берлина Янукович?

Немецкое правительство затрудняется сформулировать официальное отношение к Виктору Януковичу. Вместе с тем оно серьезно обеспокоено сепаратистскими тенденциями на Украине.


Противоречивая информация, поступающая из Крыма, вызывает растущую тревогу у правительства ФРГ. Не дожидаясь вопросов журналистов, представитель канцлера Кристиане Виртц (Christiane Wirtz) сочла необходимым заявить на правительственной пресс-конференции в пятницу, 28 февраля, что Ангелу Меркель (Angela Merkel) "серьезно беспокоит происходящее в Крыму". С точки зрения главы немецкого правительства, пояснила Вирц, "важно, чтобы все партнеры Украины и своими действиями поддержали сохранение единства и территориальной целостности Украины".

Канцлера тревожит Крым

О положении в Крыму речь шла, среди прочего, в телефонном разговоре Меркель с новым премьер-министром Украины Арсением Яценюком, в котором она не только поздравила коллегу с внушительным большинством проголосовавших за него парламентариев, но и призвала избегать шагов, которые могут поставить под вопрос целостность Украины. 

Кристиане Виртц не уточнила, какие именно шаги имеются в виду. Откровеннее на этот счет высказался уполномоченный правительства ФРГ по межобщественному сотрудничеству Германии с Россией, странами "Восточного партнерства" и Центральной Азии Гернот Эрлер (Gernot Erler). В качестве примера он привел решение украинского парламента об отмене закона о региональном статусе русского языка. "У нас есть все основания воздействовать на действующих лиц в Киеве с тем, чтобы побудить их воздерживаться от такого рода мер", - заявил Эрлер.

Его поддержала внешнеполитический эксперт фракции партии "Союз90"/"Зеленые" в бундестаге Марилуизе Бек (Marieluise Beck), которая в заявлении для печати призвала Верховную раду отменить решение об отмене закона, принятое 23 февраля, чтобы, добавила она, "не давать России дополнительный повод бряцать оружием".

Президент в изгнании?

В том, что касается проблемы сохранения территориальной целостности Украины, позиция официального Берлина ясна. Куда проблематичнее для него фигура Виктора Януковича, подпись которого стоит под соглашением, достигнутым всего неделю назад при участии европейских посредников, в частности, министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера (Frank-Walter Steinmeier). 

Кем в настоящий момент является Янукович для правительства ФРГ?

Президентом, каковым он сам себя считает? Бывшим президентом? Президентом в бегах или в изгнании? Президентом, лишенным своих полномочий? Вопрос корреспондента DW поставил представительницу канцлера в тупик.

После паузы и некоторого замешательства Кристиане Виртц попыталась было снова рассказать о телефонном разговоре канцлера с Яценюком, но потом ей на помощь пришла представительница МИД ФРГ Савсан Чебли (Sawsan Chebli). "Государства признают другие государства, а не их правительства или политических деятелей, - тщательно взвешивая слова, заявила она. - В конечном счете, это решение самой Украины, кого она признает своим легитимным политическим представителем".

Счета Януковича и деньги для Украины

Не получили журналисты внятного ответа и на вопрос о том, последует ли Германия примеру Австрии и Швейцарии, которые заморозили банковские счета некоторых представителей семьи Януковича. По сведениям немецкой печати, у них есть коммерческие интересы не только в этих двух странах, особенно в Австрии, но и в ФРГ. Пишут, что, в частности, старший сын Януковича поддерживает деловые связи с немецким Deutsche Bank, имеет в нем корреспондентский счет своего собственного банка.

Представители правительства ФРГ, однако, не захотели говорить на эту тему и даже отказались сообщить, обращалось ли новое правительство Украины к Германии с просьбой арестовать счета людей Януковича или его собственные. Только Ханс Йоахим Нарцински (Hans Joachim Narzynski) из немецкого министерства финансов многозначительно заявил, что "в Германии, в принципе, есть возможность замораживать такого рода счета, и соответствующие решения принимает служба финансового надзора".

Вместе с тем в Берлине прекрасно понимают, что деньги Украине нужны, причем срочно, уже в ближайшие дни. В ее государственном бюджете, по некоторым сведениям, осталось всего чуть более 300 тысяч евро. В разговоре с Яценюком Меркель подчеркнула, что "Германия и ЕС сделают все возможное, чтобы поддержать новое правительство Украины".

По одному миллиарду долларов в виде экстренной помощи пообещали США и Европейский Союз. Примерно столько же, полагают в Берлине, выделит и Международный валютный фонд (МВФ) из средств, предназначенных на крайний случай. Кроме того, Франк-Вальтер Штайнмайер не теряет надежды на то, что к этой группе срочных доноров присоединится и Россия.

О нормальной же, регулярной программе финансово-экономической стабилизации и проведении реформ на Украине надо будет договариваться с новым правительством в Киеве чуть позже, когда улягутся политические страсти.