Другая сторона благотворительности.
Митя Алешковский: россияне охотно помогают только «милым пупсикам»
Среда, 26 Февраля 2014 г.
 |
Митя Алешковский |
В Калининград съехались настоящие «гуру» российской благотворительности. Руководители крупнейших фондов и кураторы проектов организовали для местных благотворителей серию мастер-классов. Руководитель проекта «Нужна помощь.Ru» Митя Алешковский в интервью «Новому Калининграду.Ru» рассказал о том, какие подходы к благотворительности, по его мнению, устарели.
— Митя, давайте начнем с того, чем конкретно вы занимаетесь.
— У нашего фонда, он называется «Мозаика счастья», есть несколько проектов. Я руковожу проектом «Нужна помощь». И мы публикуем материалы, занимаемся привлечением внимания к благотворительным проектам, собираем на них деньги. Мы на 100% финансируемся за счет общества. У нас нет ни одного корпоративного спонсора. Кроме того, мы учим бизнес, как правильно и эффективно заниматься благотворительностью. Плюс мы обучаем волонтеров, мы в прошлом году обучили 8 тысяч волонтеров. В общем, мы обучаем людей, как правильно заниматься благотворительностью.
—То есть в нашей стране благотворительностью занимаются как-то неправильно?
— В России главный принцип, по которому все делают добро, — это адресная помощь. То есть дать просто в руки тому, кто нуждается. Это в корне неправильно. Начнем с того, что этим пользуются мошенники. Вы же видели много раз сбор денег «Вконтакте», в «Одноклассниках». Но, когда вы перечисляете на карточку Сбербанка кому-то, пусть там даже нарисован милый пупсик, который якобы умирает, вы никаким образом никогда не проверите — перечисляете ли вы деньги этому милому пупсику иликому-тодругому.
— И как тем, кто хочет помочь ребенку, не стать жертвой мошенников?
— Никогда, ни при каких условиях нельзя делать «перепост» или переводить деньги, если это не фонд просит, а физическое лицо. Если, конечно, ты не знаешь лично этого человека. Потому что в большинстве случаев это либо мошенники, либо это люди, которые собирают деньги на ребенка, которого хотелось бы вылечить в Израиле, но можно вылечить бесплатно в Москве, понимаете? Либо эти деньги собираются на несуществующих детей.
— И каков процент «подделок»?
— Никто не проводил статистику, какое количество из этих сборов фиктивно. Всепо-разномуоценивают.Кто-тосчитает, что это треть или четверть.Кто-тосчитает, что больше половины.
— И чем фонды лучше стихийной акции по сбору денег?

— Фонды на этом собаку съели. Они знают всех врачей лично, они знают все клиники лично. Они имеют там довольно давно все соглашения, скидки, договоренности. Они могут максимально бесплатно находить билеты для того, чтобы перевозить детей. То есть фонды — это профессионалы. Но им все не доверяют, потому что якобы фонды воруют деньги. Но, по сути, деньги воруют как раз на частных сборах.
— Что еще, по-вашему, не так с адресной помощью?
— Когда речь идет об адресной помощи, то перечисляют только милому и только пупсику.
А в России, как вы сами знаете, не только милые пупсики страдают. В итоге получается ужасная ситуация, что 99% благотворительных фондов занимаются тем, что лечат 1% детей.
— Это данные статистики?
— Да, это данные фактические. Дело в том, что желание помогать взрослым у общества на данный момент стоитгде-топосле желания помогать собачкам и деревьям. Вот во что мы оцениваем, грубо говоря, друг друга. И это ужас. И это все потому, что люди говорят: я пойду и дам свой рубль маленькому больному ребенку. Мы же призываем сделать несколько другие вещи. Первое — дать свой рубль не только больному ребенку, а давать свой рубль на инфраструктурные проекты. То есть проекты, которые направлены не на одного ребенка, а на группу людей. Грубо говоря, вы даете не на излечение одного ребенка, а на постройку больницы.
— Вы предлагаете вообще отказаться от адресной помощи?
— Конечно, мы не можем от нее отказываться пока. Но адресной помощью занимаются все, понимаете? Мы считаем, что нужно переломить эту ситуацию, мы считаем, что все нужно передать в руки профессионалов.
— Вы вскользь затронули тему недоверия к благотворительным фондам. При этом, если собираем на конкретного ребенка, — эффект, что называется, налицо: сколько собрали, столько и отдали. Но как оценить эффективность крупных проектов?

— Да очень просто! В России, например, несколько тысяч детей каждый год умирают от аспергиллеза. Это во время лейкоза заболевают дети им. Вдыхает ребенок плесень, и там бактериикакие-то. На лечение нужно 25 тысяч долларов. И государство, естественно, этих денег не дает, их собирают люди. Так вот, чтобы одного ребенка вылечить, нужно 25 тысяч долларов. А чтобы провести профилактические меры для того, чтобы этой болезнью не заражались тысячи детей в год, нужно 100 тысяч долларов. То есть ровно столько, сколько нужно на лечение 4 детей. Вот она, эффективность инфраструктурного подхода к благотворительности.
— «Благотворительные гастроли» как раз должны обучить такому подходу?
— Мы собрали настоящую «звездную» команду из самых-самыхлучших экспертов в благотворительности. Это все президенты фондов с многолетним, 10—15-летним стажем.Суперэкспертыв своей области, которые ездят по регионам и рассказывают местным организациям, как правильнее выстраивать свою работу. Вот мы провели в Казани мероприятие, около 40 НКО к нам пришло, и отзывы были примерно такие: «Аааа, мы не знаем, как нам теперь жить, потому что у нас все перевернулось, полностью. У нас все мировоззрение изменилось, мы хотим жить и работать теперь совершеннопо-другому, потому что мы поняли, что есть столько всего, что мы можем сделать!».
— Калининградские благотворители захотели учиться?
— Зарегистрировалось около80 некоммерческих организаций калининградских. И мы посмотрим, сколько их будет на самом деле. Если мы сейчас их обучим за эти два дня, как правильно и эффективно работать, это будет значить, что помощь всем подопечным этих организаций, которых тысячи, к ним придет быстрее, ее будет больше. Она будет лучше — и это значит, что мы напрямую поможем огромному количеству людей.
—То есть за 2 дня это реально?
— В чем проблема? Если мы не будем их кормить и поить, то и за один день можно! Но это не все, мы выдадим одному из них грант. Это 100 тысяч рублей, которые будут предоставлены на инфраструктурную деятельность. То есть выиграет проект, не который помогает одному человеку, а который будет рассчитан на помощь многим.
Текст — Алла СУМАРОКОВА, фото — Виталий НЕВАР
Комментарии
Помогите выжить. Дома двое малолетних детей,а я с межпозвоночной грыжей лежу. Работать не могу,руки опустились совсем. Помогите,кто сколько сможет. Не подумайте,что хочу разбогатеть так,выжить бы. Если кто будет в банке, помогите хоть копейкой на счёт карты сбербанка 676196000404507148 вы не станете беднее,а мы каждой копейке рады. Буду молиться за всех. Помогите,кто может. Опубликовано в местной интернет - газете.
Жаль человека?
А вот на 4-х значный номер 1-го канала раз 6-7 СМС отправил по 50р снимали за каждую и они отчитались за них. Мало того, деньги не операцию ребёнку собрали за 4 часа.остальную сумму потратили на помощь таким же больным детям. Им я поверил.