Замкнутый круг

На модерации Отложенный

Марина Струкова.

 

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

 

Кто-то хочет, чтобы межнациональный диалог в наше время звучал так:

- Украинцев не существует. Западенцы – жиды и поляки. Крым, Севастополь, Донецк, Харьков – русская земля. Надо присоединить её к России!

- Русские не славяне. А татары и угро-финны. Кубань, Белгород, Курск, Воронеж – украинская земля. Пора освобождать её!

Спасибо пропагандистам, стравливали долго и старательно. Можно и здесь начать выяснять, почему та или иная территория должны принадлежать России или Украине, и у кого предки ордынцы. Лидеры партий, идеологи и журналисты дипломатичностью ныне  не отличаются. К счастью, в наших странах, особенно в Украине, больше здравомыслящих граждан. Но в России народ несколько запутался. Здесь в прямом смысле культивируют украинофобию. Как расшифровал этот термин Александр Палий, историк, кандидат политических наук: «Украинофобия – попытка поставить под сомнение право Украины и украинского народа на существование. Собственно, украинофобия отличается от других национальных фобий, которых, к сожалению, полно в мире, преимущественно своей интенсивностью. Украинофобия в большинстве случаев – не простая насмешка над нашей нацией, а искреннее желание ей зла».

На мой взгляд, русским надо просто смириться с тем, что украинский народ это реальность. Он уже не исчезнет с исторической сцены, сколько не опровергай его существование. И надо выстраивать политические отношения с Украиной, учитывая это. Я общаюсь с украинцами, некоторые из которых даже считают свой народ такими же русскими, тем не менее, они поддерживали революцию как возмездие коррупционерам. Идея евроинтеграции давно на втором плане. Сейчас главное люстрация и строительство национального государства. Немало тех, кто против ЕС и ТС одновременно.

В контексте ситуации стоит вспомнить закон о русском языке, который, по сути, вывел на улицы русских и русскоязычных жителей Юга и Востока Украины, а российских евразийцев и нацболов двинул в ряды так называемых «титушек». 

Украинская власть, принимая в неуспокоенной пока что стране такой закон, не могла не знать, что это спровоцирует носителей русского языка и даст повод оппонентам называть революционеров фашистами. Да, поступили неразумно, неосторожно. Но вспомним и ту массированную атаку зачастую несправедливых обвинений в российских СМИ, которую пережили майдановцы! Неудивительно, что, победив, они захотели взять реванш. Возможно, этот непродуманный шаг - заказ Запада, которому выгодно развитие конфликта между Россией и Украиной вплоть до войны как повод ввести своих миротворцев, или перенести боевые действия на российскую территорию, провоцируя сепаратизм и распад. Но и  российская власть может пожелать самоутвердиться за счёт интервенции, да и прибавить клочок земли, чья промышленность достанется теперь уже не украинским, а российским бизнесменам. Таким образом, чиновники и олигархи наживутся на крови русских и украинцев, простых людей, за которых я переживаю.

 

Сейчас Украина вернулась к закону о языке в редакции 1989 года, согласно которому русский имел статус языка межнационального общения. Ранее он имел статус регионального в тех районах, где являлся родным минимум для 10% населения. Олег Тягнибок сказал: «Хочу заверить, что в документе, который будет предусматривать, что украинский язык - единственный государственный, не будет подавлено ни одно национальное меньшинство». 

Я общаюсь с украинцами. Одна из моих френдесс в Фейсбук журналистка Елена, как и многие сторонники Майдана, попеременно пишет на русском и украинском. Спрашиваю:

- Елена, Вы пишете на двух языках. Вы русская или украинка?

- А какая есть разница?

- Да вот российские СМИ твердят, что новая украинская власть будет чуть ли не сажать за русский язык.

- А вы не верьте СМИ. Как показала жизнь, они вообще не в курсе, что такое правда.

- И не в курсе, что в Украине твориться на самом деле, - добавила другая собеседница - Людмила.

- Мне постоянно приходится убеждать читателей, что бандеровцы не будут русских убивать и арестовывать за русскую речь. Как Вы относитесь к "Правому сектору"? Вы хотите, чтобы у него было влияние на политику Украины и в будущем?

- Марина, даже смешно такое слушать. Это все равно, что во Франции кого-то арестовать за то, что они говорят по-французски, - заметила Людмила.

- Не нервничайте. Никто вас не убьет, – чувствовалось, что Елена даже обиделась на меня.

- Считаю, что тема здесь не та. Верим мы националистам, - ответила ещё одна украинка Наталья.

- Украинцы никого за язык не убивают. Ни за русский, ни за немецкий, ни за турецкий   или еще какой. Если не поняли, повторю на украинском: НАМ БАЙДУЖЕ, ЯКОЮ МОВОЮ ВИ ГОВОРИТЕ - ПРОСТО БУДЬТЕ ЛЮДЬМИ.

- Та всім реально пофіг, хто як розмовляє. Хоч на есперанто. ....Зараз на мові будуть паразитувати. Справа в тім, що Путін ТВ треба заманухи для пропаганди. От зараз в тренді мова. – Включился в обсуждение Алексей.

-  Сажать будут, но за парты. И то, только в том случае, если Вы захотите быть госслужащим. – Добавил ещё один украинец - Михаил.

- Ни в коем случае нельзя заставлять говорить на чужом для человека языке. Но можно и нужно знать государственный язык. – К такому заключению пришли мы. И вспомнилось, как часто мои сограждане высказывают недовольство тем, что бесчисленные мигранты, и внешние и внутренние – например, кавказцы, не знают русский язык, даже работая там, где нужно объяснятся с русскими. Что далеко ходить? Рядом с Союзом писателей есть универсам, где продавцы таращатся на тебя, как баран на новые ворота, не понимая простой вопрос. Любая страна заинтересована в том, чтобы у её населения были те самые духовные скрепы, о которых в последнее время любит рассуждать российская власть. Одна из них – знание языка и культуры государствообразующей нации.

 

Бороться с русофобией и украинофобией приходится постоянно, разъясняя украинцам, что позиция российских чиновников не есть позиция всех россиян, и в то же время разъясняя русским, что в украинском протесте участвуют люди разных национальностей, и, следовательно, ни о каком нацизме речи быть не может. С обеих сторон, по вине заинтересованных в противостоянии идеологов, усиливается ксенофобская истерия, но рядовые граждане обеих стран, если завязывается обсуждение происходящего, сразу находят общий язык и выясняется, что враг-то у нас один – проворовавшаяся обнаглевшая номенклатура по ту и эту сторону границы. Стоит заметить, что одним из самым популярных лозунгов Майдана стал: «Мы с русскими по крови братство, но никогда по братству рабства». И люди с площади не раз обращались к россиянам, к русским, поясняя, что стоят здесь не из-за ненависти к ним, а добиваясь справедливости.

 

Конечно, я вовсе не уверена, что перемены в Украине - к лучшему в глобальном смысле, мы уже сейчас видим, что новая власть пренебрегает теми, кто дрался за неё на улицах, но сам миг народной победы был прекрасен! И по крайней мере, часть коррумпированных чиновников и силовиков будет наказана. Сейчас одна из моих знакомых сторонниц Майдана, не слишком довольная теми, кто пришёл к власти, говорит: «Сначала нужно общенациональное обсуждение, прощение и принятие. Короче всем сесть и поговорить, у нас куча вопросов друг к другу накопилась». Вот именно, настало время диалога. Поскольку либералы и ультраправые видят будущее отнюдь не одинаково. Например, вторые выступают за национализацию предприятий и демонополизацию экономики, они никогда не согласятся с разгулом сексуальных меньшинств и выступают за христианские ценности. Это не выгодно первым. Поэтому передел влияния, должностей и полномочий только начинается.

Конечно, в такой напряженной обстановке российская власть должна отстаивать интересы русских в Украине, но на дипломатическом уровне, а не провоцируя откровенную агрессию. Странно, что мне, националисту, приходится призывать интернационалистов не разжигать рознь между братскими народами.

Фальшивой агиткой показался текст Авигдора Эскина, где он говорит, что «именно нацисты рвутся к власти на Украине», поскольку сейчас Израиль радушно приглашает на лечение раненых  революционеров. И то, что на Майдане стоят против «жидив и москалив», тогда как там находилось порядком евреев, впрочем, как и русских, а революцию постоянно поддерживали сионисты - читайте «Дом Давида».

Что же касается  русского языка и того, останутся ли в составе Украины те или иные территории, думаю, эти вопросы нужно решать на всенародном референдуме - если новое правительство Украины действительно ориентировано на европейские ценности и подлинную демократию.