ЕКАТЕРИНА II НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ

На модерации Отложенный

Почти 30 лет не было на сцене новых русских опер. К этому привыкли. Как в 2009 году на сцену Александринского театра вышла «Царица» во всем голосовом великолепии, блеске костюмов и дворцовых декораций. Сенсацией стала не только сама «Царица», поставленная московским театром «Геликон-Опера», но и автор музыки. Ее для оперы написал известный композитор-песенник Давид Тухманов, впервые выступивший в оперном жанре.

После Александрийского опера с успехом прошла на сценах Государственного Кремлевского Дворца и Большого театра, а затем проехала с гастролями почти 40 тысяч километров от Санкт-Петербурга до Владивостока. На опере побывало более 40 тысяч зрителей на 15 театральных площадках, в 7 федеральных округах. «Царица» неизменно собирала аншлаги и имела огромный успех у публики в региональных центрах, где с 1980-х годов на гастролях не было ни одного оперного театра.

Великая история нашей страны и люди, ее вершащие, стали главными героями нового спектакля. Эпоха царствования Екатерины Великой показана через призму ее личных отношений, где каждая из предстающих перед зрителями исторических фигур оказала значительное влияние, как на судьбу императрицы, так и на судьбу всей страны. Среди ключевых персонажей — три фаворита Екатерины II: Григорий Орлов, Григорий Потемкин и Платон Зубов. «Царица» задумана как «открытая опера». Уникальные декорации исполнены как точные копии классических интерьеров эпохи Екатерины II. Пышный декор подчеркнут блеском зеркал, пламенем свечей и роскошью сценических костюмов.

Первая исполнительница роли императрицы - Мария Максакова, а первый исполнитель партии князя Потемкина народный артист России Юрий Веденеев.

Опера – самое дорогое из сценических действ. И «Царица»в наши дни не увидела бы сцены, если бы не меценат Николай Цветков, председатель Совета директоров ОАО «УРАЛСИБ» и его семейный Фонд просвещения «МЕТА».

Они финансировали постановку и гастроли «Царицы» по городам и весям нашей страны.

«Царицу» ждут за границей. 17 февраля во временном пристанище «Геликон-Оперы» на Новом Арбате (основное здание театра пока на реконструкции) состоялось торжественная церемония безвозмездной передачи семейным фондом Николая Цветкова Московскому музыкальному театру «Геликон-опера» декораций, реквизита и костюмов, созданных для спектакля «Царица». Для различных сцен артистам изготовлено 388 комплектов, хору 277, а к сольным выступлениям подготовлен 91 костюм, по эксклюзивным эскизам было создано 135 париков. Художник по декорациям Игорь Нежный воссоздал интерьер Большого (Зеркального) зала Царскосельского дворца с соблюдением точной геометрической перспективы. Рисунок расписного потолка и напольного покрытия до мелочей воспроизведен в декорациях с помощью принтов с фотографий парадного фасада Екатерининского дворца в Царском селе, внутреннего убранства Большого (Зеркального) зала и альковных комнат дворца. Все декорации, использованные в постановке, разборные. Они состоят из шести объемных элементов высотой по 6,5 метров и двух задних стенок, раздвигаемых во время спектакля. Артистки, исполняющие роли Екатерины, меняют наряд 11 раз в течение спектакля, демонстрируя зрителям шикарные наряды сложнейшего кроя. Все костюмы изготовлены с использованием эксклюзивного кружева и тканей, а невероятный объем и пышность фактуры достигается благодаря использованию нескольких слоев различной ткани в каждом платье. На сцене актеры используют точные копии офицерского гвардейского и гражданского оружия, изготовленные по специальному заказу. Для перевозки из Санкт-Петербурга в Москву потребовалось 3 фуры вместимостью по 120 кубических метров.

Отныне «Царица» продолжит независимую жизнь на российских и зарубежных театральных площадках.