Украинский синдром
На модерации
Отложенный
Украинский синдром
Даже очередное кровавое преступление Евросоюза – убийство зоорасистами генетически неполноценного датского жирафа не отвлекло русский интернет от Украины.
А на Украине бушует второй Майдан. В южной России так называют базарную площадь. Однако наш братский народ обогатил русский язык принципиально новым значением. Ныне майдан – это массовое выступление народа против власти. Буза, словом.
Первый Майдан стоял в 2004-ом против Виктора Януковича. А за того горой стояла Россия. Не вся, конечно, но самая весомая её составляющая. Януковича тогда в президенты не пропустили. Выбрали Виктора Ющенко, который… Впрочем, не буду оценивать чужих начальников. Напомню лишь, что Ющенко выдвинулся на второй срок, но избиратели его проигнорировали. И путь ко второму Майдану лежал через его президентство. Но дело вовсе не в Ющенко. Он даже не повод.
От первого Майдана России достался и термин «Оранжевая революция». (По-украински Помаранчева революція). Это есть стойкий ночной кошмар многих постсоветских вождей. Ещё бы: Грузия, Киргизия. Прямо-таки моровое поветрие. С той поры появилось в официальном политновоязе и ругательство «оранжист». Это, говорят, даже хуже, чем «троцкист» сталинских времён. Но и «оранжевая революция» –- это лишь слова.
Я бы и назвал происходящее «украинским синдромом». Пока в узком смысле этого термина.
Тогдашняя буза (2004-го года) была карнавальной. Её и определили широкой компанией мирных протестов.
Нынешний Майдан довёл Украину до общенационального траура. Помянем и мы погибших.
Прошло 10 лет, а Майдан вновь стоит против Виктора Януковича. Тот выиграл выборы у заклятой соратницы Ющенко Юлии Тимошенко. Её самоё определил в тюрьму. Мог бы жить и жить спокойно. Но на славном пути президента вновь стал Майдан. Однако дело совсем не в Януковиче. Это лишь повод.
Янукович, в конце концов, победил на честных выборах. Узаконил русский язык. И до поры до времени успешно сидел меж двух стульев – России и Евросоюза. С последним даже собирался ассоциироваться. Однако в решающий момент пожал протянутую Москвой руку. Рука эта была с траншем. Говоря совсем по-русски, с кредитом или деньгами – материальной помощью. И по-своему, президент был прав. Штопать-то надо сейчас, а когда ещё удастся ссучить европейские нитки. Часть украинцев, которые изучили географические карты и знали, что Украина ближе к «настоящей» Европе, чем Россия, что в Страсбург путь лежит через Львов, а не через Москву, это возмутило. Однако дело всё же не в Евросоюзе. Это лишь повод.
Официальная Россия на сей раз была осторожна. Она сразу отделила оппозицию от экстремистов. Конечно, полного нейтралитета не было. Это логично. Янукович всё же законный президент, а майданщики пока ещё толпа. Но в случае чего, и с ними придётся жить. Что творилось в зазеркалье, нам неведомо. Но дело не в России. Она всего лишь повод.
А интернет резвился по полной программе.
Он всё знал, всё понимал. И твёрдо знал, где выход. Пути в светлое будущее братской Украины предлагались разные. От: «мирно разойтись по домам и начать вкалывать». До: «немедленно бомбить, если не Страсбург, то хотя бы Львов». И возносились молитвы к духу Сталина, дабы он немедленно реинкарнировался в каком-нибудь нынешнем начальничке и навёл бы «порядок». Кого надо расстрелял, кого надо посадил, а совсем ни на что не годных – в Сибирь. И пресловутый Запад, который после казни жирафа доказал, что способен на любое преступление, объявил бы мифом и ересью.
«Фабула», естественно не осталась в стороне. Тема было отражена не только обильно, но и разносторонне и разнообразно. На любой лицевой страничке – десяток опусов. От прямых репортажей, как «за», так и «против», до стихов и даже литературной критики. И всё это весьма интересно.
Однако, на наш скромный взгляд, чтобы понять, что происходит на Украине, надо вернуться к нашей недавней, ещё кровоточащей истории. Когда затрещал по швам Советский Союз, некоторые аналитики предсказывали, что вслед ему начнут разваливаться и республики сталинской матрёшки. Посмеялись. Но сбылось. Рвануло в Закавказье. Конфликт Армении и Азербайджана из-за Карабаха изменил и политическую карту региона, и этнографическую картину. От Грузии откололись две её автономии. Распалась Молдавия. В Среднюю Азию и заглядывать не хочется. Да и России пришлось дважды воевать с Чечнёй. А на Украине восстановилась Крымская автономия.
Распад СССР ещё не завершён. И события на Украине – его новый этап. Что произойдёт нам неведомо. Хорошо или плохо для России? Мнение есть, но не скажу. Пусть украинцы сами решают.
Сейчас, похоже, Майдан начинает брать верх. Но Майдан – хрупкая конструкция. На земле, на площади, на виду он силён. А в кабинетах стремительно трансформируется в обычную власть со всеми её пороками.
Но поскольку Украина – вторая по значению держава на Постсоветчине, то и происходящее в ней изменит картину этого пространства.
«Украинский синдром» – это болезненно, но объективно. Можно объявить его иноземной заразой, но это не поможет. Даст лишь корм для пропаганды. Словами такие приступы не купируются.
«Украинский синдром» в широком смысле – хвороба и благоприобретённая, и системная для Постсоветчины. Да и для всех посткоммунистических стран. Самый острый случай, помните ж, имел место в Югославии. И недуг этот надолго. И нам с ним жить. И следующим поколениям тоже жить.
Но время лечит. Через век-другой, глядишь, войдёт в берега.
PS. Как констатируют, но уже постфактум, вдумчивые комментаторы, Украинская Советская Социалистическая республика прекратила своё существование. Стартовая фаза нового тапа распада СССР завершена. А на самой Украине всё только начинается. 23.02.14. 15.04.
Комментарии