Голливудский кинематограф – легендарные мифы

На модерации Отложенный

Голливудский кинематограф за десятилетия оброс множеством мифов и даже нелепыми теориями заговоров, которые часто становятся темой американских фильмов. Что нам известно о легендах эпохи классического Голливуда, которые прошли испытание временем? С именем любой крупной звезды «золотой эры» Голливуда обязательно связана какая-нибудь загадка, окружающая его ореолом таинственности.

Мифы о «Бен-Гуре»

голливудский кинематографСуществует, по крайней мере, два неистребимых мифа о голливудском шедевре 1959 года, эпике «Бен-Гур», получившем 11 статуеток «Оскар», главную роль в котором сыграл Чарлтон Хестон. Это была уже третья попытка Голливуда воплотить на пленке историю злоключений Бен-Гура: первые две версии, черно-белые и немые, появились в 1907 и 1925 гг. Фильм 1925 года по размаху вполне сопоставим с эпической картиной Уильяма Уайлера, а некоторые моменты, например, гонка на колесницах, были еще более масштабными и грандиозными, а главное, более жестокими. По слухам, возничим на колесницах за победу было предложено реальное вознаграждение в 5000 долларов, что и способствовало немалому оживлению в этой сцене (на экране царил настоящий хаос).

Бен-Гур

Вероятно, это послужило основанием для самого распространенного мифа, связанного с «Бен-Гуром», - мифа о том, что на съемке гонок на колесницах в фильме 1959 года погиб каскадер, и кадры его гибели остались в смонтированном варианте фильма. Хотя эта информация исходит из нескольких различных источников, согласно документам киностудии и свидетельствам присутствующих на съемках, в том числе Чарлтона Хестона, ни один каскадер или лошадь серьезно не пострадали. Эта сцена снималась очень тщательно и долго, на протяжении нескольких недель. Самую серьезную травму получил каскадер, разбивший подбородок при неожиданном падении с колесницы (он вылетел из нее и перевернулся). В этой сцене использовались ростовые манекены – именно их безжалостно топчут лошади.

 

Скорее всего, корни этого мифа нужно искать в фильме 1925 года. Информация о съемках практически не сохранилась, и о несчастных случаях и других трагических происшествиях на съемочной площадке тогда не принято было писать, поэтому мы не знаем наверняка, но большинство историков считают, что, по крайней мере, один каскадер погиб на съемках фильма, а несколько лошадей получили такие серьезные травмы, что их пришлось пристрелить. Большинство этих травм были получены в одной сцене, когда несколько колесниц натолкнулись на перевернувшуюся колесницу, что и привело к очень эффектному, но трагическому столкновению.

Другой миф о «Бен-Гуре» в том, что на заднем плане в сцене гонки на колесницах в цветном фильме Уильяма Уайлера 1959 года можно заметить спортивный автомобиль красного цвета, иногда описываемый как Ferrari. В Интернете вы не найдете скриншотов этого кадра, и вот по какой причине – это выдумка чистой воды, не имеющая никакого отношения к действительности. Просмотрите внимательно эту сцену кадр за кадром – при всем желании вы не обнаружите ничего, хотя бы отдаленно напоминающего красный Ferrari. Впрочем, в кадре видны многочисленные следы шин операторских автомобилей, которые, возможно, и послужили основанием для мифа.

Миф о «золотой девушке» «Голдфингера»

голливудский кинематографВсе мы прекрасно помним классическую сцену из третьего фильма «бондианы», когда Шон Коннери находит покрытый золотой краской труп соблазненной им помощницы Голдфингера. Поддавшись шарму агента 007, против которого действительно невозможно устоять, девушка предает своего босса, за что расплачивается жизнью. Позже Бонд замечает, что она умерла от «удушья кожи», и что именно нанесение на тело слоя золотой краски стало причиной смерти девушки – человек, чье тело покрыто золотой краской, умрет от удушья, если не оставить незакрашенным небольшой участок у основания позвоночника, «чтобы кожа дышала». Миф об этом способе убийства впоследствии превратился в городскую легенду.

Возможно, сценаристы забыли о том, что человек дышит не кожей, а легкими, поэтому на кожу можно наносить не только золотую, но и более токсичную краску, что и доказывают многие современные перформеры (некоторые даже наносят на кожу латекс – и ничего, живы-здоровы). Вспомним и про грязевые ванны. Безусловно, если покрыть все тело какой-либо субстанцией, даже совершенно безвредной, многое может случиться – особенно возможны перегрев и переохлаждение – но «удушье кожи» вам точно не грозит. Этот миф был дважды развеян «Разрушителями легенд» — в спецвыпуске MythBusters и во втором сезоне.

Миф о проклятии «Полтергейста»

Говорят, что все, кто снимался в главной роли фильма «Полтергейст» умирали вскоре после выхода фильма на экран. Так гласит легенда. Согласно легенде, в реквизитах первых двух фильмов использовались настоящие трупы, что послужило причиной проклятия фильма и смерти четверых актеров, снимавшихся в них. Другие актеры из первого «Полтергейста» (1982) и двух его продолжений так же отправились на тот свет, но исключительно по причине преклонного возраста.

Миф о «Волшебнике из страны Оз»

Существует известная легенда о том, что актер, играющий одного из гномов-жевунов в «Волшебнике из страны Оз» (1939), из-за любовных переживаний решил повеситься прямо во время съемок, непосредственно в кадре. В некоторых версиях этой легенды речь идет не об актере, а о рабочем сцены, и смерть его была не намеренной, а случайной. Так вот, по слухам, в процессе монтажа кадр гибели почему-то остался незамеченным и вошел в окончательный вариант фильма. После того, как Дороти и Страшила подбирают Железного дровосека, они берутся за руки и радостно шагают по дороге из желтого кирпича, весело распевая. В центре экрана, между двумя деревьями на синем фоне, можно увидеть какой-то странный предмет, падающий на землю. Через несколько секунд в том же месте наблюдается какое-то движение. Таинственный объект слишком отдален от камеры, поэтому его изображение нечеткое, но стоит чуть-чуть напрячь воображение – и версия о загадочном висельнике становится очень правдоподобной.

К счастью, нет никаких записей о том, что при разборе декораций было обнаружено мертвое тело. В таком случае, что это за таинственное движение на заднем плане? Дело в том, что для съемок фильма в зоопарке Лос-Аджелеса позаимствовали несколько крупных птиц, которые должны были просто расхаживать в кадре, создавая сказочную и натуралистическую обстановку. Хотя движение нечеткое, не нужно обладать особым воображением, чтобы представить, что это одна из птиц прыгает с дерева и расправляет крылья. Или делает какие-то другие штуки из репертуара птиц. Правда, записей о том, что со съемочной площадки в том месте убирали птичий помет, тоже нет, так что это таинственное происшествие останется одной из тех загадок, которые мы никогда не разгадаем. Вам судить, что более вероятно: самоубийство, тело после которого не было найдено, или проделки какой-то крупной птицы, факт присутствия которой на съемочной площадке точно установлен.

«Волшебник из страны Оз» и Pink Floyd

голливудский кинематограф Волшебник из страны Оз
Волшебник из страны Оз

Говорят, что если смотреть уже упоминавшийся в этой статье фильм «Волшебник из страны Оз», слушая альбом группы Pink Floyd «Обратная сторона Луны» (1973), можно заметить, что в определенных моментах они синхронизированы, и текст песен перекликается с происходящим на экране. В популярной культуре это странное совпадение получило название «Темная сторона радуги».

 

Участники группы и звукорежиссер Алан Парсонс единодушно отрицают любые совпадения, утверждая, что они случайны. Это один из тех случаев, когда на одно совпадение приходится 100 несовпадений; и даже сторонники этой теории не могут прийти к согласию относительно того, какие моменты фильма совпадают с текстом, а какие – нет. О подобных совпадениях между различными фильмами и музыкальными альбомами речь заходит довольно часто. Верить в «Темную сторону радуги», или нет – дело ваше. И «Волшебник из страны Оз», и «Обратная сторона Луны» - произведения искусства, а искусство – в глазах смотрящего; но если вы хотите, чтобы совпадения между ними были признаны официально, вам придется ждать очень долго.

Мертвецы в «Волшебном королевстве Диснея»

Этот миф не связан с кино, но так как Disney – это все же киностудия, было бы несправделиво обойти вниманием мрачную легенду о погребении людей в тематических парках «Волшебное королевство Диснея».

По слухам, в диснеевских тематических парках погребены люди, возможно, в том числе сам Уолт Дисней, который якобы заморожен в подземной криогенной камере до лучших времен.

Разумеется, эти фантастические истории совершенно не соответствуют действительности. Нам не удалось найти никаких убедительных доказательств того, что эта легенда имеет хоть какие-то основания. Уолт Дисней был кремирован, а его прах находится в Forest Lawn в Лос-Анджелесе. Но это подводит нас к жуткому факту, который почти подтверждает слухи: сотрудники службы безопасности тематических парков Disney неоднократно ловили посетителей, когда те пытались развеять на территории парка прах умерших поклонников творчества Диснея. Большинство доказательств этого явления не слишком убедительны, и вряд ли мы дождемся от компании Disney пресс-релиза на эту тему. Но однажды, когда была вызвана полиция из-за того, что посетительница парка аттракционов Disney попыталась развеять чей-то прах на аттракционе «Пираты Карибского моря», сотрудники сообщили блоггерам и журналистам, которые пишут о Disney, что подобные инциденты происходят довольно часто.

Итак, хотя никто официально не похоронен в «Волшебном королевстве Диснея», останки его самых преданных поклонников там… повсюду.

Миф о гибели Брэндона Ли

Загадочная смерть сына Брюса Ли на съемках просто не могла не породить множество слухов, мифов и легенд. На протяжении всей жизни у актера было предчувствие того, что он повторит трагическую судьбу своего отца и погибнет на съемочной площадке. Съемки мистического триллера «Ворон», в котором у него была главная роль, был неспокойными. За восемь дней до конца схемок Брэндон умер. По легенде, сцена его трагической гибели вошла в смонтированную версию фильма. В связи со смертью Брендона снова вспыли теории заговора, объясняющие смерть его отца Брюса Ли, который якобы был убит своими соплеменниками (или якудзой, или другой организованной преступной группировкой) за раскрытие секретов боевых искусств.

Брэндон Ли действительно был застрелен во время съемок другим актером. Но его смерть была трагической случайностью, он был убит из пистолета, стреляющего холостыми патронами. Как оказалось, в стволе застряла гильза. При выстреле гильза попала в Ли и смертельно его ранила. Двенадцать с половиной часов актер боролся со смертью. Он умер 31 марта 1993 года. Этот трагический инцидент, да и весь фильм, окружают тайны: по некоторым данным, запись гибели Брэндона Ли была уничтожена по этическим соображениям, по другим сведениям, она была конфискована полицией как вещественное доказательство. Однако установлено, что в фильм эта сцена не вошла. Она была переписана и переснята с участием дублера Брэндона Ли, причем в окончательном варианте герой умирал иначе, чем было задумано изначально.

Нет никаких доказательств, что эта трагедия как-то связана с организованной преступностью или тайным сообществом мастеров боевых искусств, рьяно оберегающих свои секреты от непосвященных. Все слуившееся вполне можно объяснить трагической случайностью, не ссылаясь ни на какие таинственные или потусторонние силы.

 

Тем не менее, известный каскадер Марк Экерстрим погиб тоже на схемках сериала «Ворон: лестница в небо».

Миф о начале карьеры Стивена Спилберга

голливудский кинематограф Спилберг
Спилберг

Один из наиболее устойчивых мифов о режиссере Стивене Спилберге – придуманная им история о необычном начале карьеры в шоу-бизнесе. По легенде, юный Стивен тайком пробрался в здание Universal Studios, отстав от экскурсии по киностудии.

Некоторое время полазив по огромной киностудии и оставшись при этом незамеченным, Спилберг нашел свободную комнату, в которой и организовал собственный офис, а затем добавил свое имя в список служащих Universal, работающих в здании (такой список обычно вывешивается у входа всех крупных учреждений). В этом офисе он назначал встречи и представлялся как новый режиссер студии Universal, пока, наконец, не получил первую работу в качестве режиссера.

Никогда не позволяйте истине испортить хорошую историю, особенно если эта истина очень уж прозаична. Спилберг действительно однажды был на экскурсии по киностудии Universal, которую организовал для него друг друга его отца, и через год действительно вернулся на киностудию – тот самый знакомый устроил его на неоплачиваемую стажировку. В обязанности Спилберга входила обработка заказов на покупку реквизита и других необходимых для съемочного процесса вещей, то есть он выполнял почетную роль мальчика на побегушках. В одном легенда не врет – Спилберг действительно выжал максимум из этой возможности, и в конечном итоге, после того, как в течение нескольких лет подряд проводил целое лето, пополняя запасы бумаги и питьевой воды, получил предложение снять первый эпизод нового сериала «Ночная галерея» (1969). Дальнейшая судьба Стивена Спилберга – достояние истории кино. Но никто из тех, кто работал с молодым Спилбергом, не помнит каких-либо необычных событий или удивительных происшествий – Стивен находился на территории киностудии на совершенно законных основаниях.

Миф о машине-убийце Джеймса Дина

Джеймс Дин, один из самых известных «плохих парней» Голливуда, бунтарь и секс-символ. Дин любил гонять на спортивных автомобилях ничуть не меньше, чем сниматься в кино. В начале 1955 года на гонорар от фильма «К востоку от рая» актер купил Porsche 550 Spyder, на котором 30 сентября 1955 года врезался в дерево, потеряв управление, что оказалось для него фатальным. По другой версии, причиной гибели Джеймса Дина стало лобовое столкновение с другим автомобилем. Печальная ирония в том, что Дин спешил на гонки, в которых хотел принять участие. Легенда гласит, что над всеми владельцами Porsche 550 Spyder висит проклятие – они погибают, получают серьезные травмы или навлекают на себя другие несчастья. Возможно, этому он получил прозвище «Маленький Ублюдок».

Однако автомобиль был практически полностью разбит в результате столкновения, и его немногочисленные уцелевшие механические детали были разделены страховой компанией и установлены в других машинах.

В довершение всей цепочки трагических событий в 1959 году «Ублюдок» внезапно развалился на 11 частей без какого-либо внешнего воздействия. В 1960 году, когда автомобиль был восстановлен. Но машина таинственным образом исчезла с платформы. Однако полицейский отчет о краже такой знаменитой и дорогой машины составлен не был, поэтому есть все основания утверждать, что, по всей видимости, не такой уж ценной она была; а некоторые детали «Ублюдка» и сегодня выставляются в американских автомобильных музеях.

 

Кроме того, нет убедительных доказательств, что многочисленные несчастные случаи были связаны с автомобилем или его деталями, а немалая часть информации об «Ублюдке» явно сфабрикована, что вызывает сомнения в существовании «проклятия машины Джеймса Дина».

Трое мужчин и привидение

Комедия 1989 года «Трое мужчин и младенец». Легенда гласит, что в некоторых кадрах на заднем плане виден призрак стоящего мальчика, якобы умершего в квартире, где проходили съемки. Если хотите его рассмотреть, поищите скриншоты в Интернете – их там полно. Но в одной из вырезанных сцен этот таинственный объект лучше виден. На самом деле мальчик – это картонная стойка Теда Дэнсона в смокинге и цилиндре почти в натуральную величину. Эта стойка еще есть в сцене, когда мать младенца собирает вещи, а Джек (отец) расстраивается. Если посмотреть в фокусе и с другого конца комнаты, цилиндр можно принять за растрепанные волосы мальчика. Разоблачение этого мифа не менее известно, чем он сам. Тем не менее, благодаря непобедимой силе обаяния Теда Дэнсона эту псевдо-легенду продолжают включать во все списки голливудских мифов.

Проклятие Супермена

голливудский кинематограф Кристофер Рив
Кристофер Рив

Существуют различные версии так называемого проклятия Супермена, но сводятся они к тому, что всякого, кто играет Супермена или положительных героев, настигает безвременная смерть или другие несчастья. Известнейшими жертвами стали Джордж Ривз и Кристофер Рив. Принято считать, что это было самоубийство, хотя все знакомые Ривза утверждают, что актер никогда бы не наложил на себя руки. По другой версии, Ривз сошел с ума и думал, что действительно обладает сверхспособностями и может летать. Одержимый этим заблуждением, он спрыгнул с высотного здания. Эта загадочная гибель и окружающие ее слухи послужила основанием для сюжета фильма «Голливудленд» (2006) с Беном Аффлеком в главной роли.

Кристофер Рив – исполнитель роли Супермена в полнометражной картине 1978 года – отличный наездник, один из самых смелых укротителей скакунов, упал со смирной лошади и стал инвалидом, сломав позвонки в 1995 году. В 2004 году Рив скончался от сердечного приступа. Однако следует признать, что в течение почти двадцати лет, которые отделяют премьеру первого фильма про Супермена от трагического несчастного случая, сделавшего Рива калекой, он успел насладиться признанием и славой, а умер всеми любимым филантропом и борцом за права инвалидов. Даже карьера Джорджа Ривза складывалась весьма успешно: телесериал про Супермена был продлен еще на один сезон, так что можно сказать, что эта роль едва ли принесла ему несчастье.

Поклонники легенды о проклятии Супермена приводят в пользу своих убеждений и другие аргументы – трагически сложившиеся судьбы других актеров, когда-либо участвовавших в проекте.

Однако в богатой истории экранизации комиксов про Супермена можно найти доказательства того, что участие в этом проекте скорее приносит удачу, чем несчастье. Дин Кейн, сыгравший Супермена в фильме «Луис и Кларк» жив-здоров и весьма успешен, так же, как и Том Уеллинг, исполнивший эту роль в сериале «Смолвиль». Бад Коллайер играл Супермена в радиопостановках в течение одиннадцати лет, и еще два года озвучивал этот персонаж в мультфильме, а его карьера сложилась более чем успешно.

Чтобы всем так супер-повезло и всех поразило это супер-проклятие.

Джон Уэйн и ядерный полигон в Неваде

Согласно этой легенде, смерть героя вестернов Джона Уэйна от рака связана с его работой в пустыне штата Юта в 1954 году – он снимался в роли ЧингисханаЧингисхан: смерть великих всегда загадочнаЧингисхан: смерть великих всегда загадочна в фильме Говарда Хьюза «Завоеватель» (1956). Эта картина по праву считается худшей в фильмографии Уэйна. Съемки проходили вблизи городка Сент-Джордж, штат Юта, печально известным своим соседством с Невадским полигоном, где прежде испытывалось ядерное оружие. Как следствие, в этой местности было много радиоактивных осадков и Уэйн, а также другие члены съемочной группы, подверглись радиоактивному облучению. По результатам расследования, проведенного в 1980 году журналом People, из 250 человек, занятых на съемках, 91 человек заболел раком. Сорок шесть из них, в том числе исполнители главных ролей Джон Уэйн, Сьюзен Хэйворд и Агнес Мурхед умерли от рака.

Расследование People

На проведение собственного расследования People вдохновила статья некоего Питера Бреннана, опубликованная в 1979 году в таблоиде The Star. Бреннан просто высказал предположение относительно этого странного совпадения (почти половина съемочной группы, работавшей над одним фильмом, заболела раком), но не проводил никакого исследования и не подкрепил свои выводы фактами. Статью Бреннана перепечатали такие солидные издания, как New York Post (6 августа 1979) и Los Angeles Times (6 августа 1979). Но журналисты People пошли еще дальше: они организовали масштабное расследование с участием нескольких экспертов и отследили дальнейшую жизнь всех членов съемочной группы, работавшей над «Завоевателем». Именно статья в People послужила отправной точкой для этой истории; практически все источники, которые можно найти по этой истории, так или иначе напрямую ссылаются на расследование, проведенное редакцией People. Чаще всего ссылаются на высказывание ярого сторонника теории о радиоактивных осадках д-ра Роберта Пендлтона из Университета штата Юта, который сказал:

«Эти цифры дают основание говорить об этом случае как об эпидемии. Связь между радиоактивными осадками и раком в отдельных случаях практически невозможно убедительно доказать. Но в группе такого размера можно ожидать развитие раковых заболеваний у тридцати-сорока человек, не более. Но, поскольку пострадал 91 человек, я думаю, что наличие связи между радиационным воздействием на съемочной площадке «Завоевателя» и раком было бы очевидным даже для судей».

 

К сожалению, доктор Пендлтон оказался неправ, в чем на собственном опыте убедились жители городка Сент-Джордж, штат Юта, которые часто упоминаются в материалах расследования. В 1970-х адвокаты ходили от двери до двери, собирая свидетельства местного населения. Лондонская Times писала, что около 700 исков местных жителей так и не были удовлетворены. Однако десять лет спустя после публикации разоблачающей статьи в журнале People был принят Закон о компенсации за полученное радиационное облучение, и с тех пор правительство США выплатило более 1,5 миллиарда долларов компенсации, в том числе тем, кто только доказал, что проживал в определенной местности в определенное время, и имеет как минимум одно из перечня заболеваний. Хотя кажется, что это обстоятельство только подтверждает наличие связи между испытаниями на ядерном полигоне в Неваде и «проклятием «Завоевателя»», наука не зависит от того, чего политикам удалось добиться от чиновников.

Так вот, научные свидетельства противоречат информации, содержащейся практически в каждой статье, опубликованной по этому вопросу. Они убедительно доказывают, что никакой связи между высоким процентом заболеваемости раком среди членов съемочной группы и испытаниями атомного оружия не существует. Во-первых, цифры, указанные в статье People, вполне соответствуют данным случайной выборки. По данным Национального института онкологии, в 1980 году вероятность заболевания той или иной формой рака составляла около 41%, при этом уровень смертности достигал 21,7%. И что же мы видим в статье People? Проведенное журналом расследование показало, что уровень заболеваемости раком среди членов съемочной группы «Завоевателя» составил 41,4%, а уровень смертности – 20,7% (эти цифры указаны для возрастной группы 20-55 лет на момент съемок).

Исследования New England Journal of Medicine

Исследование, проведенное New England Journal of Medicine в 1979 году, не обнаружило закономерной связи между раковыми заболеваниями у детей и радиоактивным облучением в штате Юта. Единственное исключение составили лейкозы. По неизвестным причинам, уровень заболеваемости лейкемией в Юте был приблизительно вдвое ниже, чем в Соединенных Штатах в целом, но после периода выпадения радиоактивных осадков этот уровень повысился и почти достиг среднеамериканского показателя. Ученые не смогли установить четкую связь между лейкемией и другими формами рака и радиоактивными осадками. Учитывая, что съемочная группа, в отличие от местных жителей, провела в этой местности всего несколько недель, а не всю жизнь, кажется крайне маловероятным, что они подверглись радиоактивному облучению.

Но мы не можем утверждать это наверняка. Данных о съемочной группе, которые имеются в нашем распоряжении, совершенно недостаточно для того, чтобы делать окончательные выводы. Наиболее важные факторы остаются неизвестными, в том числе возраст, формы рака, наследственность, дозовый эффект, а также другие возможные факторы риска – например, Джон Уэйн выкуривал по пять пачек сигарет в день, что не могло не отразиться на его здоровье. И, конечно же, «рак» - это не одна болезнь, это сотни различных заболеваний. Кроме того, есть очевидное альтернативное объяснение: члены съемочной группы просто состарились и умерли естественной смертью.

А как же мрачные выводы доктора Пендлтона? Неужели он заблуждался? В электронном сообщении ученому Дилану Джиму Эссону, одна из коллег Пендлтона, Линн Анспо написала, что высказывания, приписываемые Пендлтону, совершенно для него нехарактерны, и она думала, что эти высказывания, скорее всего, придуманы СМИ для раздувания сенсации. Основываясь на результатах анализа показателей радиоактивности в местности съемок «Завоевателя» в 1955 году, она подсчитала, что члены съемочной группы получили дозу облучения от 1 до 4 миллибэр, что даже меньше, чем нормальный уровень фона радиации. Сам Пендлтон зафиксировал высокий уровень радиации только при нахождении под радиоактивной тучей, а в остальное время уровень не превышал норму. Последние измерения радиоактивного фона проводились более чем за год до съемок, так что расчеты Анспо не вызывают удивления.

Таким образом, основываясь на имеющихся у нас данных, можно утверждать, что пребывание неподалеку от ядерного полигона в Неваде было совершенно безопасным для съемочной группы «Завоевателя», и никак не связано с последующими онкологическими заболеваниями участников съемок.

Если бы не эти выдумки, Голливуд не был бы Голливудом. Когда слышите историю, которая кажется вам неправдоподобной, не относитесь к ней скептически, если это голливудская история. На время примите правила игры и наслаждайтесь шоу.