Черноморский фронт

В Крыму разыгрывается дестабилизационный сценарий. Имеется реальная угроза сепаратизма по типу «абхазского» («кипрского»). Грядет решающая «битва» за контроль над Черноморским регионом.

Кто разыгрывает этот сценарий?
Прежде всего, те силы, которые стремятся доминировать в Черноморском регионе. Традиционно основной фронт противостояния веками проходил между Россией и Турцией. После распада Советского Союза, с появлением новых независимых государств расклад усложнился. Кроме того, на карте континента появился также еще один влиятельный игрок – Евросоюз, у которого есть собственные интересы в черноморском регионе.
Россия сдерживается Украиной и Грузией. И, безусловно, Турция, со своей стороны, не могла не воспользоваться ослаблением влияния Москвы, за истекшие десятилетия заметно нарастив собственную мощь (в основном, Анкара делает на ставку на прямое наращивание военно-морской силы).
Впрочем, и влияние Анкары тоже серьезно сдерживается. С одной стороны, Евросоюзом (пытающегося вести свою игру, но будучи зажатым между США-Британией и Турцией) – с другой стороны, растущим Ираном (который в состоянии серьезно потеснить позиции Турции на Среднем Востоке, а также Исламском мире в целом).
Вступление в «крымскую игру» Китая (а в перспективе еще и ШОС в целом) обещает совсем уж обесценить турецкую «карту». Поэтому или сейчас, или никогда: Анкара вынуждена форсировать дестабилизационные сценарии.

В основе стратегии Турции – принцип «разделяй и властвуй». Предыдущие десятилетия Анкара уже получила ряд тактических выгод от внешнеполитической неопределенности Украины и Грузии (молодая государственность, несформированность элит, развивающиеся экономики и т.д.). Но не секрет, гораздо проще договориться с «малыми образованиями» (желательно непризнанными и неформально), нежели устанавливать вести официальный диалог с Киевом и Тбилиси, которые по мере развития по своему потенциалу вполне способны составить конкуренцию Турции. Как известно, сценарий раскола Грузии удался (Абхазия – заветная мечта Турции), зато провалилась попытка сепаратизма в Аджарии (хотя, судя по внутриполитической ситуации в Грузии, для турок здесь еще не все потеряно.

Есть угроза). Сейчас Турция взялась за попытки получить крымскую «жемчужину» в свое черноморское «ожерелье». Активизация радикальных исламистских сил именно сейчас закономерна: пока центральная украинская власть усиленно расшатывается в Киеве попытками госпереворота, на окраинах страны предпринимаются раскольнические попытки.
Украина, сохраняя юрисдикцию над Крымом, имеет хорошие возможности влияния в регионе. А военно-морская база Черноморского флота РФ в Севастополе является главным раздражителем Турции.

При этом подчеркнем: в интересах Киева именно мирное развитие и процветание всего региона, в противовес планам Анкары. И, безусловно, в этой мирной стратегии Украина может рассчитывать на поддержку России (любая дестабилизация в Крыму рискует перенестись на сопредельную Кубань, плюс на полуострове проживает много соотечественников), Китая (который уже принялся вкладывать в крымское хозяйство) и Евросоюза (обладающего солидными возможностями банковского капитала).
Крым обладает большим потенциалом для привлечения инвестиций и широкого международного экономического сотрудничества ведущих мировых держав в целом. Что, безусловно, гораздо выгоднее, чем оказаться на «фронте» противостояния. А главными условиями инвестиций, как известно, являются стабильность, законность, прозрачность, гарантии защиты права собственности и конечно же, эффективные реформы.

Таким образом, Украина – гарант мира и международной безопасности, влиятельный региональный «игрок» во всем Черноморском регионе. В частности, гарант недопущения новых русско-турецких войн (веками Москва и Анкара не могли иначе утрясти свои споры) , а также пространство для конструктивного взаимодействия между Россией и Европой, Китаем и Европой. Украина также обладает огромным потенциалом для сотрудничества со странами ШОС (в противовес агрессивным планам НАТО). Киеву, Москве, Берлину, Брюсселю и Пекину нечего делить на едином Евразийском континенте.