"Стоять и умирать!"

С древних времён площади крупных городов и маленьких селений использовались для развлечений. Сперва это были примитивные кукольные театры, затем появились артисты, которые могли похвалиться своими сверхспособностями, удивлявшими обывателя, самые весёлые люди становились клоунами и скоморохами. Но, как бы ни развивалось искусство развлечения людей, основная задача этого искусства заключалась в том, чтобы отвлечь человека от суровой повседневности и расслабить его после тяжёлого труда. Затем люди развлекательного жанра стали объединятся в творческие группы и разъезжать по разным городам. Так появился цирк.

С древних времён площади крупных городов и маленьких селений использовались для развлечений.

Когда в конце прошедшего 2013 года цирк прибыл на Майдан, обыватель к этому отнёсся как к очередному представлению. Самые активные члены общества в той или иной форме приняли участие в нём, большинство же примеряло на себя роль зрителя. И всё бы ничего, если бы артисты отыграли своё представление, получили гонорар и поехали гастролировать на другие площади и Майданы. Но украинское представление как-то затянулось. Сначала оно забавляло всех: и участников, которые считали, что именно они главные на арене, и зрителя, который ради развлечения охотно предоставил возможность артистам ощутить свою значимость. Когда шутки, несущиеся с арены, превратились в оскорбления, когда зарвавшиеся артисты решили вовлечь в свои игры зрителя, когда при этом плотно закрылись входные пологи палатки, зритель вдруг ощутил себя заложником артистов.

Причём зритель неожиданно для себя обнаружил, что на сцене уже не артисты, а зверьё демонстрирует своё уменье и силу. Артисты с опаской притаились где-то в уголочке и лишь иногда подбадривали зверьё, за что в ответ от последнего получали рычание и злобные выпады. Пока дрессировщики справлялись с ситуацией, нам было ещё не так страшно, но очень скоро цирк перестал быть весёлым и начал потихоньку превращаться в зверинец. Зрителям задних радов это не понравилось и когда зверьё начало бросаться на людей, на сцену полетели помидоры. Галёрка, понимая, что дрессировщики уже не владеют ситуацией, потихонечку стала вооружаться собственными кнутами, так как кнуты дрессировщиков оказались в руках обезьян, которые то и дело норовили дотянуться ими до передних рядов. Да тут ещё из цирка ушёл главный Дирижёр! Музыка закончилась, и цирк наполнился смрадом и страхом, криками и топотом. А Директор, до сих пор остававшийся за кулисами, неожиданно понял, что в случае, если он выйдет на арену, зверьё его просто раздерёт на глазах перепуганных, оцепеневших зрителей. После того, как зверьё обнесло арену колючей проволокой (даже бестолковые обезьяны осознают, что рано или поздно найдётся сила, которая их просто сметёт с арены) цирк стал похож на резервацию. Звери, почувствовав запах крови, взбесились. Ситуация накалилась до предела и в тот момент, когда вчерашние пушистики, оскалив клыки, готовы были броситься на зрителя, прозвенел звонок на антракт.

Максим Алексашин

(Продолжение следует)