Российские власти до сих пор не решили, какую модель развития государства выбрать
Проблем в отечественной экономике, конечно, много, но такого события, чтобы в один день председатель правительства и президент страны проводили два совещания на одну эту тему, не было, по-моему, вообще никогда. Утром Дмитрий Медведев собрал у себя вице-премьеров и министров экономического блока, а во второй половине дня основные действующие лица переместились к Владимиру Путину.
Главную тему обсуждений – необходимые меры по стимулированию экономического роста – никак нельзя назвать новой и оригинальной. Уже много раз чиновники самого высокого уровня констатировали тот факт, что российская экономика вошла в период стагнации и виной тому стал не только мировой финансовый кризис, но и серьезные внутренние причины. И все же в начале заседания Владимир Путин счел необходимым еще раз обрисовать сложившуюся ситуацию: «Мы все считаем, что прежние источники роста если не полностью подошли к концу, то работают уже, мягко говоря, не так эффективно, как раньше. Потому что всегда мы ожидали роста и роста, повышения и повышения цен на энергоносители. Они у нас держатся на хорошем уровне, но такого роста, как прежде, нет, и источник этот себя исчерпал».
Президент предложил министру экономики Алексею Улюкаеву еще раз сформулировать основные положения долгосрочного макроэкономического прогноза и определить резервы экономического развития.
«Как видит эти резервы само министерство, как идет разработка планов мероприятий по повышению производительности труда, решению проблем моногородов и ЗАТО. Меня ЗАТО некоторые особенно беспокоят, потому что они мало чем отличаются от моногородов, но есть еще и ограничения, связанные с режимом. Там проблем накапливается достаточно много», – уточнил Путин.
А первого вице-премьера Игоря Шувалова президент попросил доложить о ситуации в малом бизнесе, о том, как сказываются на развитии этого сектора экономики меры государственной поддержки.
Макроэкономический прогноз до 2030 года ведомство Алексея Улюкаева подготовило почти полгода назад, и пока нет информации, что его основные параметры серьезно изменились и были пересмотрены. Еще в конце декабря Минэкономики заявило, что в 2014 году рост ВВП составит около 2,5%, а приток инвестиций увеличится на 3,9%. Правда, несколько дней назад заместитель Улюкаева Андрей Клепач сообщил, что в скором времени основные макроэкономические параметры будут пересмотрены с учетом падения курса рубля.
Конечно, писать стратегические планы развития необходимо, но в условиях переменчивой российской действительности экономический прогноз на 2030 год выглядит некой фантастикой, за которую никому из нынешних руководителей страны отвечать уже не придется. Поэтому некий элемент недоверия к таким дальним перспективам развития всегда присутствует.
Институт аналитики имени Гайдара не стал ставить перед собой таких глобальных задач. Там попробовали заглянуть всего на два года вперед.
Для начала эксперты-гайдаровцы обозначили нынешнее экономическое положение страны. Они тоже не были оригинальны и изложили давно известные факты: «С середины 2012 года сложился устойчивый тренд к снижению темпов роста практически всех показателей как реального сектора, так и финансовых индикаторов, начиная от ВВП, промышленного производства и инвестиций и заканчивая прибылью компаний и кредитованием компаний и домохозяйств».
По мнению исследователей, происходит это потому, что с 2010 года в стране происходит устойчивое и довольно значительное сокращение внутреннего спроса. Промышленность смогла восстановить предкризисные уровни, но затем ушла в стагнацию.
В 2013 году перестала действовать и кредитная модель поддержания спроса. Домохозяйства накопили около 10 триллионов рублей банковской задолженности, и Центробанк был вынужден своими мерами ограничивать дальнейший кредитный рост. Это было оправданно, поскольку новые займы все больше использовались для погашения старых долгов, а не для потребления.
Эксперты Гайдаровского института полагают, что в текущем году потребительский спрос если и вырастет, то незначительно – максимум на 3%. То есть драйвером роста всей экономики он стать не сможет. Все надежды обращены лишь на рост государственных инвестиций и инвестиций от государственных компаний. Но придут ли они – вопрос открытый.
Один из соавторов исследования, Алексей Ведев, признается, что пока деньги из страны только утекают.
«Мы много консультировались с Минэкономики. Они ждут роста инвестиций именно там. Но наш прогноз в рамках гипотез оптимистичный. Есть нисходящий тренд – и делать такой же прогноз рука не поднялась», – говорит Ведев. Он ожидает, что российская экономика в ближайшие годы будет расти в среднем на 2%.
Еще одним катализатором роста мог бы стать малый и средний бизнес. Такая модель развития не раз давала положительные результаты в других странах. В России, стране крупных государственных монополистов, она пока не работает.
Малый бизнес вообще оказался в очень странном положении: чем больше государственные мужи говорят о его поддержке, тем хуже ему становится. И, что самое главное, тем меньше его становится.
На совещании у президента первый вице-премьер Игорь Шувалов рассказал о том, как складывается ситуация с частным предпринимательством: «В 2013 году мы перешли к новой системе налогообложения индивидуальных предпринимателей, то есть завершили период предоставления налоговых льгот. И тогда же мы сразу стали, с января 2013 года, наблюдать, что большое количество индивидуальных предпринимателей прекращали свою регистрацию в качестве предпринимателей. Цифры были огромные: по итогам января 2013 года отрицательное сальдо... тех, кто прекратил свою регистрацию, было свыше 100 000 человек».
Назвал Шувалов и еще одну пугающую цифру: «У нас было свыше 4 миллионов предпринимателей. В настоящий момент их у нас около 3,5 миллиона. Это приблизительно столько, сколько было зарегистрировано в 2008 году. То есть мы имеем серьезный отток, как нам многие специалисты говорят, в связи с тем, что был принят такой налоговый закон».
То есть малый и средний бизнесы продолжают оставаться гонимыми пасынками, которые лишь путаются под ногами у вполне себе лояльных к власти и управляемых монополистов. А ведь именно малый бизнес мог бы решить проблемы моногородов и тех же самых ЗАТО. Закрытые территориально-административные образования – те же самые моногорода и поселки, работавшие когда-то на оборону, обнесенные колючей проволокой, с пропускным режимом, достались России в наследство от Советского Союза. Что сейчас с этими моногородами и ЗАТО делать, похоже, не знает никто. Столь же непонятна и судьба предпринимательства.
«Вопрос с поддержкой малого бизнеса действительно скользкий и малоприятный в российских реалиях, – полагает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. – У нас практически отсутствует всесторонняя поддержка малых форм бизнеса, зато требования к нему – как «ко взрослому». Чтобы хотя бы начать здесь реанимацию, нужно создать ультракомфортные условия для начинающих предпринимателей, от юридической поддержки до налоговых преференций и каникул».
А вот аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин, признавая значение малого бизнеса в общем экономическом устройстве государства, считает, что он может вполне естественно сосуществовать с крупными госмонополиями.
«Малый бизнес занимает важную нишу в экономике, позволяя сокращать уровень безработицы во времена экономического роста. Также он является важной опорой для среднего класса общества, – говорит Нигматуллин. – Я считаю наличие конкуренции с большими компаниями надуманной проблемой. Малый бизнес должен искать те ниши, где он может выиграть за счет своей мобильности, а не вступать в прямую конкуренцию с более эффективными большими компаниями».
По мнению эксперта, государство должно оказать предпринимательству реальную поддержку, не на словах, а на деле.
«Дорогие кредиты и налоговые и страховые отчисления. Эти два момента действительно стали тяжелым бременем для малого бизнеса. На мой взгляд, в целях стимулирования развития малого бизнеса страховые отчисления должны быть полностью отменены», – считает Нигматуллин.
С этой точкой зрения согласен управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов. Он полагает, что основными причинами бедственного положения мелких предпринимателей стали «фискальное давление плюс административная рента». «Большей части малого бизнеса кредиты не нужны, ибо развитие идет на собственные средства», – уверен Хестанов.
Это – то, что говорят эксперты. А первый вице-премьер Игорь Шувалов на совещании у Владимира Путина рассказал о том, как продвигается создание еще одной крупной государственной структуры – Агентства кредитных гарантий.
«При создании этого Агентства РФ капитализирует этот гарантийный фонд на 50 миллиардов рублей. Денежные средства в бюджете предусмотрены, они были заблаговременно зарезервированы», – доложил Шувалов.
Сколько из этих 50 миллиардов на самом деле дойдет до малого бизнеса, до людей, которые действительно хотят работать, – сказать непросто. Но от серьезности намерений чиновников поддержать малый и средний бизнесы во многом зависит развитие российской экономики
Комментарии
Да! Еще налоги, как же без них. Вместо того, что-бы повысить колличество налогоплательщиков ( малый бизнес) , проще увеличить существующие налоги Короче ныняшняя власть доказывает тезис, что каждя кухарка может гораздо лучше управлять государством, чем это получается у дипломированных юристов и экономистов.
Комментарий удален модератором