Дело Юрия Соколова. Елисеевский магазин

Дело о хищении и взятках в отношении директора Гастронома №1, известного в народе как Елисеевский, началось за десять дней до смерти Брежнева, продолжилось при Андропове и закончилось расстрелом Юрия Соколова уже при Черненко. Кто-то при этом требовал «призвать к ответу зарвавшегося торгаша», а кто-то видел в Соколове пешку, разыгранную властью в своей игре.

Увы, скорее всего, правы вторые. К власти приходил Андропов, и ему требовалось устранить конкурентов – главным образом, Гришина, с которым, как раз, и был дружен Соколов. Под прилавками Елисеевского и семи его филиалов царило сказочное изобилие: импортный алкоголь и сигареты, черная и красная икра, финский сервелат, ветчина и балыки, шоколадные конфеты и кофе, сыры и экзотические фрукты. Доступ к ним имели члены семьи Брежнева и высшая номенклатура, известные писатели и артисты, космонавты и академики. 

Итак, Андропов нашел жертву для показательного суда. В кабинете директора магазина установили аудио- и фотожучки.

Дело закипело. Уже через месяц в кабинет Соколова вошел начальник одного из отделов УКГБ и протянул директору руку для рукопожатия. Не в знак расположения, а чтобы не дать тому дотянуться до кнопки вызова охраны. Рукопожатие закончилось захватом, обыском и арестом. 

Потом полетели головы и других торговых тузов: с лета 1983 года были арестованы 15 тысяч человек. В их числе директора известных на всю страну магазинов: «Новоарбатского», ГУМа, «Смоленского», начальник Мосплодовощпрома, директор «Диетторга» и много кто еще. Аресты широко освещались в печати. Народу нужно было внушить: если бы не эти деятели, советские люди давно купались в черной икре. Ущерб государству оценивался в неслабые по тем временам 3 миллиона рублей. Приговор же Соколову удивил самих судейских: расстрел с конфискацией имущества. Удивил – потому что с самого начала директор Елисеевского активно сотрудничал со следствием. Говорят, что именно эта активность и привела в конце концов к столь печальному финалу – власти не нужны слишком осведомленные свидетели. 

Наталья Вишнякова