Ровно 10 лет тому назад

На модерации Отложенный

Ровно 10 лет тому назад я опубликовал книгу, которую Издательство «Онер» выпустило за свой счет под названием «Есть ли у нас будущее». Листая эту книгу, сегодня я чисто случайно наткнулся на эти тексты. Здесь я изложил не свои сомнения, а впервые критически проанализировал понятие «рыночная экономика» и то состояние, которое связано с ним. Тогда у меня не было ничего, кроме интуиции. Тогда мной владели только чувства, что то направление, в котором идет общество, верно, и что надо только вскрыть его корни. Можно подумать, что современное общество ловко манипулирует сознанием людей и одурачивает их. Можно подумать, что современные развитые страны так же ловко манипулируют неразвитыми и за счет них создают себе блага. И это современному обществу, называемому «рыночной экономикой», действительно превосходно удается. «Рыночная экономика» - действительно,самый удивительный способ манипулирования людьми, народами, государствами, странами, который вообще когда-либо был изобретен человечеством в процессе его развития. И. по-моему, будущие поколения, освободившиеся от влияния денег, будут любоваться этим понятием. Я говорю о будущих поколениях, потому что этот отрезок истории будет пройден, как и предыдущие. Заинтересовавший меня текст я привожу полностью и без изменений:
«Раз мы затронули «рыночную экономику», то остановимся на этой теме подробно, тем более это понятие нами некритически воспринято из арсенала капиталистических представлений западной философии. Можно лишь предположить о неизбежности развития новой объединительной тенденции, видя реальность разобщенности людей и раздробленности производства и производительных сил в постсоветском пространстве. Не трудно доказать, что это вело и ведет теперь к парализации общества и деятельности людей в этом пространстве. Соответственно, можно только предположить и о необходимости развития человека, развертывающейся сейчас превратно, осознав, например, суть ограничений, накладываемых на людей отношениями распада. Можно понять и осознать и суть деградации человека, принимающей всеобщий характер на глазах каждого сознательного гражданина. Все это можно аргументировать и доказать.
Но утверждение о «переходе к рыночной экономике» с самого начала является невероятным мифом, которым питаются люди в последний раз, перед испусканием духа собственника. Самое главное, отброшены все социально экономические и политические установки и люди, предоставленные себе, остались наедине со своим названным духом. На Западе этот дух назвали «рыночной экономикой». Как же обстоит дело на самом деле, если мы не сошли с научной точки зрения. Начнем с экономики.
Можно говорить об экономике переживаемого периода, исследовать ее состояние, устанавливать движущие силы и препятствующие факторы. Следовательно, можно говорить об экономике капитализма, об экономике отдельной страны, можно сравнивать экономику различных стран и прогнозировать развитие общества с точки зрения его экономического развития. И все они могут быть предметом исследования экономических наук, философии, политологии и т. д. Но науки, берущие в качестве предмета своего исследования «рыночную экономику», с самого начала оказались в заколдованном круге. И если не в США и Великобритании сразу, то, во всяком случае, в постсоветском пространстве. И это очевидный факт. И анализу подлежал этот феномен. Как же на самом деле вышло? Начиная с академика Абалкина и кончая современными мудрствующими приверженцами «Рыночной экономики» постсоветского пространства, все, сразу и одновременно оказались втянутыми в страшный и бессмысленный водоворот торговых сделок и спекуляций, И закрутилось колесо истории в этом вихре в обратном направлении! Время впервые повернулось вспять. И отчет пошел обратный. Люди в бешеной погоне за деньгами об этом не задумались.
В этом смысле можно говорить о развитых рыночных отношениях в капиталистических странах, связывая их с экономикой этих стран и осмысливая их под определенным углом зрения. Следовательно, можно говорить и о всемирном рынке, связывая его с общей тенденцией развития экономики во всем мире. Но не о рыночной экономике! Просто основополагающие понятия, которыми определяется экономическое развитие любого общества, понятия, например, «способ производства», «производственные отношения» и другие, здесь заменены этим бессодержательным и лживым понятием. Сегодня все вузы перестраиваются на «маркетинг и менеджмент», возникший как необходимость в странах запада, но не в постсоветском пространстве. Разруха до сих пор не коснулась сознания людей, захваченных торговлей ради выживания, не говоря об ее историческом значении, ради чего разрушается страны СССР.
Если мы хотим понять объективно общественное развитие, то есть вне сознания индивидов, вне наших чувств, рационально, то мы можем говорить о способе производства капитализма и о том, как он исторически завершается. И наука должна это показать, проанализировав процессы распада этого понятия. И все это мы можем определить только через основополагающие категорий, выработанные исторически.

А что там родилось и рождается в головах разбогатевших граждан Америки, это нас не должно интересовать. Они пойдут на все, чтобы мистифицировать сознание людей и народов, благодаря которым процветают. Ради сохранения своего богатства они готовы привести мир к краху, чтобы их богатство никому не досталось.
Нам тем не менее всего этого не нужно, а только «рыночная экономика» - и все! И вот вам и крышка! Никогда человечество не шло так слепо к своему концу. И никогда оно еще столь убедительно не доказывало, что ему нужен его конец выдавая его за "процветание"! Людям нужна не жизнь, а идея процветания, висящая в безвоздушном пространстве. Ведь в конкурентных войнах в первую очередь умирают именно богатые!
Но суть не в этой бессмыслице, захватившей всех стразу в распаде. А что эта «рыночная экономика» с собой представляет и почему это понятие стало приобретать столь важное значение на данном этапе развития капитализма и почему в распаде оно становится панацеей и для нас? Вот в чем вопрос, который встал сразу. Но такими вопросами у нас никто не задавался.
Сначала поговорим о рынке. Относительная самостоятельность торговли по отношению к производству не дает основания для того, чтобы этим понятием определялась экономика, способ производства и тем более общество. Общество – это не люди, составляющие его. Исторический вопрос о том, почему одни люди живут праздно и паразитируют, а другие на них работают в поте лица и сами просто существуют как производительные силы, есть вопрос способа производства каждого данного этапа. И этот вопрос может быть решен только через сознательное изменение способа производства. Экономическая организация любого общества определяет не только характер торговли, но и способ распределения. Торговля, являясь непосредственным результатом производства, благодаря своей относительной самостоятельности определенным образом воздействует на экономику, способ производства и может ускорить развитие общества или сковывать. Она может и разложить производство, но не определять. Нашу систему, например, торговля (деньги) разложила. И если наше сознание не способно воспринять это и не видит разницу между собой и странами запада, значит оно умирающее сознание, удерживаемое еще живым духом собственности в груди людей.
Но все это определяется в сущности не торговлей или могуществом денег, взявшимися неизвестно откуда, а силами, скрытыми в характере производственных отношений, взаимодействующих с производительными силами. Деньги служили производству и выражали облик экономики капитализма. Разложение производственных отношений в результате индивидуализации производства парализовало деятельность индивидов – миллионов людей. Производительные силы уже выросли, а производственные отношения остались прежними. Просто здесь стремления каждого человека двигают только человеком. И общество, лишенное основания, людей уже не интересует, а общества не интересуют люди. Все что окружает людей, их побуждает только к своему собственному благу. Но они уже не двигают обществом. Обществу в постсоветском пространстве действительно пришел конец. И люди просто выживают вне общества, как умеют. А в капиталистических странах эти стремления еще сохраняются и объединены в общественную силу и еще двигают им. Но денежная форма личности упорно изнутри разлагает и эти общества. И их ждет, естественно, наша участь.
Поэтому мы не состоялись как товаропроизводители. Но поскольку вовлечены в мировые рыночные отношения, постольку мы и мыслим рыночными категориями, даже не подозревая, куда они нас ведут.
Торговля в целом является и самой гигантской сферой приложения сил преступных элементов, участвующих в распределении национального богатства. И здесь совершаются самые невероятные операций. Одни именно здесь обогащаются, а другие разоряются, а третье выживают и гибнут. И все это принимает здесь законные проявления в денежных отношениях. Но все это не имеет ровно никакого отношения к характеристике общества с точки зрения его основания и тем более к характеристике самого рынка как «разумного» или «неразумного» (миф, создающийся людьми). Во всем мире производство и распределение подчинены определенным принципам, а не разуму. И в коммунистическом обществе жизнь будет построена на определенных принципах, существующих независимо от сознания индивидов. Именно против них люди были бессильны на протяжении тысячелетий. Именно одни принципы производства и распределения у нас разлагаются, а другие в замен им еще не установились. И мы лишь временно опираемся на капиталистические отношения, чтобы за это время самоопределиться и найти свои ориентиры. И, по-моему, история на это отпустило слишком мало времени. Мы просто копируем капитализм и в практике и в мышлении, оставшись без общественного основания и оказавшись во власти денег, не зная, что с ними сделать. Мы основательно запутались в собственном невежестве. Мы, словом, стали как наивные дети, слепо мыслящие понятиями взрослых. Желающим стать самостоятельными и независимыми. Мы как новорожденные копируем чисто внешний облик капитализма и живем не своей жизнью, а подражанием.