Прозрачная западня оффшоров

На модерации Отложенный

Запад перекраивает мировую финансовую систему в свою пользу

Страны «большой двадцатки» в ближайшее время должны принять решение о контроле за всеми крупными финансовыми операциями и сделкам по вкладам с остатком более 250 тысяч долларов. По новым правилам банки и государства должны будут в автоматическом режиме обмениваться информацией об истинных владельцах активов. Новый разработанный стандарт по заказу G-20 представила Организация экономического сотрудничества и развития. Эксперты считают, что новая система ударит не только по коррумпированным чиновникам, но и по рядовым жителям планеты.

В июле 2013 года министры финансов G-20 согласились с планом борьбы с уклонением от налогов международными компаниями. Ранее автоматическую систему отслеживания счетов внедрили в США. Ее уже скопировали Великобритания, Германия, Франция, Италия, Испания и еще 12 стран. Сейчас этот стандарт пытаются сделать глобальным.

В первую очередь он направлен против счетов в оффшорах. Не секрет, что там осели большие суммы, и многие государства озабочены тем, как вернуть их в свои экономики.

Касается это в полной мере и России. Новые правила не позволят нашим олигархам и коррумпированным чиновникам безнаказанно выводить из страны активы, а потом бесконтрольно тратить их на приобретение зарубежной собственности. В какой-то степени, это заставит наших граждан, разбогатевших далеко не всегда законно, задуматься над инвестированием в собственную страну. Ведь если в любой точке мира могут спросить, откуда ты взял свои капиталы, единственным способом сберечь накопленное может стать хранение средств у себя на родине. Политическое руководство в обмен на инвестиции может закрыть глаза на происхождение денег.

Но, как говорит экономист Института глобализации и социальных движений Василий Колташов, таким способом вряд ли удастся добиться улучшения качества жизни рядовых трудящихся:

– На мой взгляд, в этой инициативе нет желания следовать некоему идеалу чистых финансов. Просто решают задачу заталкивания инвесторов в свои экономики. Ведь без реальных инвестиций всё плохо, что наглядно показывает ситуация на европейском рынке труда, где продолжают закрываться старые промышленные предприятия. Так что интерес к инвестициям есть. И не только у Европы, но у всех стран, входящих в «двадцатку». Есть желание заставить хранящиеся в оффшорах большие капиталы придти в экономику. Но инвесторы прекрасно знают, что инвестиции в затухающие экономики могут просто сгореть, а потому предпочитают выжидать.

Серьезно могут пострадать обладатели капиталов из России, Украины, Казахстана, которые нажили свое имущество не самым чистым способом. Европа не хочет, чтобы эти капиталы прятались в оффшорах и участвовали в спекулятивных операциях.

Таким образом, инициатива направлена на то, чтобы в интересах евробюрократии немного поприжать оффшоры и заполучить какое-то количество средств. Пример с Кипром наглядно показал, на какие меры Брюссель способен.

«СП»: – Средства многих олигархов со всего мира и так сегодня в западных банках.

– Предлагаемые меры направлены против оффшоров. Банки там конечно работают с европейскими ценными бумагами, но во многом неподконтрольны европейским институтам. Поэтому будет попытка взять эти финансы под контроль, а то и вовсе их экспроприировать. Опять же, на примере Кипра мы видели, что это реальная угроза.

Наши власти тоже нуждаются в инвестициях и потому хотят вспугнуть капиталы из оффшоров, вернуть их в российскую экономику.

Но все эти расчеты наивны. Я не думаю, что с оффшорами удастся расправиться так легко. Главное, что деньги оттуда не пойдут в реальный сектор, пока правительства стран сами не начнут генерировать экономический рост. А как раз этого мы нигде и не видим: ни в Европе, ни в Северной Америке, ни в России.

«СП»: – Если все страны будут делиться друг с другом информацией, то с оффшорами можно будет покончить.

– Выдавить оттуда капиталы будет можно, но поведение капиталов не изменится. Пока не будут созданы условия для вложения в реальный сектор, финансы будут участвовать только в спекуляциях. Деньги могут уйти в страны с большими налогами, но всё равно они не запустят рост экономики. Инвесторы готовы придти туда, где будет рост. Но пока положительных тенденций нигде нет. Даже Китай, который продолжает показывать рост, не выглядит сегодня привлекательным для вложений. Наоборот, сейчас из Китая капиталы продолжают уходить.

«СП»: – Получается замкнутый круг: без дополнительных вложений экономический рост не обеспечить, а владельцы капиталов надеются на государства, у которых денег нет.

– Частные инвесторы не могут начать рост. Они прекрасно понимают, что если они будут строить заводы, то появятся рабочие места, заказы другим предприятиям. Но через некоторое время они столкнутся с проблемой реализации своей продукции. И вся система начинает сыпаться, ситуация станет еще хуже, чем была раньше. Это инвесторы прекрасно знают, хоть об этом и не пишут в неолиберальных учебниках.

Если же инвесторы увидят рост, то добровольно начнут вкладывать в экономики стран, в том числе и России. А сейчас этого пытаются достичь с помощью принуждения посредством сговора внутри «двадцатки». Средства могут придти из оффшоров, но только в виде спекулятивных капиталов. Но это ничего для экономик не даст. Охота на инвесторов никогда не давала плодов. Раньше их долго уговаривали, но это не помогло. Вот и инициатива давать гражданство России за 10 миллионов инвестированных рублей укладывается в ту же логику. Но тактика абсолютно бессмысленная.

«СП»: – Если инвесторы вкладывать не хотят, а у правительств денег нет, то как обеспечить экономический рост?

– Надо выйти из неолиберальных правил. К примеру, Россия может сделать кредиты дешевыми. Нам говорят, что тогда обесценится рубль. Но он уже обесценился, и как раз за счет дорогих кредитов. Мы можем ввести протекционистскую политику по отношению к нашим производителям. Мы должны развивать собственные предприятия, за счет социальных программ и программ занятости стимулировать внутренний спрос. Но надо грубо нарушить многие соглашения в рамках «двадцатки». Зато будет колоссальный положительный эффект для экономики.

«СП»: – Ударят ли предлагаемые меры по раскрытию оффшоров по нашим олигархам и коррумпированным чиновникам?

– Россия вполне может согласиться с правилами раскрытия информации, но по нашим олигархам это мало ударит. Они будут предупреждены и сумеют сманеврировать до того, как ситуация хоть сколько станет для них опасной. Они даже из истории с Кипром смогли практически сухими выйти из воды. Но потери понесли коррумпированные чиновники среднего уровня и представители среднего бизнеса, которые тоже были не совсем чистые. Видимо, и в этот раз они будут под ударом. Но крупные игроки не понесут потерь.

На нашей политической системе это тоже никак не отразится. Что касается каких-нибудь разоблачений наших чиновников, то наиболее нужных власти выведут из-под удара, на их прегрешения закроют глаза.

Главное, что наше государство имеет цель выдавить из оффшоров капиталы, чтобы заставить их работать на российскую экономику, участвовать в программах освоения Севера, Сибири, Дальнего Востока. Только вряд ли это получится.

Независимый эксперт по финансам Владислав Жуковский полагает, что за всемирной борьбой с нелегальными доходами может стоять план переформатирования глобальной экономики:

– Ничего удивительного в новой инициативе нет. Страны, в которых находятся крупные эмиссионные центры, давно встали на путь усиления контроля за финансами. Уже давно идет борьба за полный контроль над транзакциями, которые сейчас почти все осуществляются в безналичной форме. Много лет пытаются сделать прозрачной деятельность банков, правительств. В США уже принят акт об автоматическом обмене данных о налогоплательщиках, другие страны подтягиваются за американским законодательством. Принято множество документов о борьбе с нелегальными активами.

В целом, движение понятно. Мировой кризис продолжается, экономика никак не может выйти из рецессии. И пока удалось только залить деньгами мировую финансовую систему, обеспечить рост активов на финансовом рынке, но бюджетные поступления стали иссякать, размер государственных долгов увеличивается. За последние пять лет в США госдолг вырос с 65% до 110% ВВП. Сейчас встает вопрос, как увеличить наполняемость бюджета, наполнить казну и получить передышку перед принятием непопулярных в обществе решений.

Те же США, которые из-за своей либеральной политики создали оффшорные зоны по всему миру, теперь поняли необходимость «закручивания гаек», возвращения денег к себе в страну. То же самое делают Япония, Европа, Великобритания. Поэтому первая цель, которая преследуется введением жестких правил по обмену информацией, это увеличение доходной части бюджетов.

С другой стороны, есть более глубокая цель, про которую обычно предпочитают не говорить и которая не согласуется с общепринятыми догмами неолиберальной экономики. Это – попытка избавиться от избыточной денежной массы, которая накопилась, в том числе, в оффшорных юрисдикциях. Правила игры меняются буквально на глазах. Эти деньги были накоплены олигархией и коррумпированными чиновниками стран «третьего мира». Но США не интересуют финансы периферийной олигархии и криминала. По приблизительным подсчетам, таких активов набралось порядка 25-30 триллионов долларов. Львиная доля этих средств не принадлежит США. Хотя их и отслеживают спецслужбы мира.

Эти деньги мешают перезагрузить мировую финансовую систему. Чтобы перейти к новой фазе надувания финансовых пузырей, надо сдуть старые, обанкротить старые активы, убрать лишних бенефициаров. Под лозунгом борьбы с нелегальными доходами и финансированием международного терроризма США и Европа получают способ изъять большую сумму средств.

Параллельно идет демонтаж старых незыблемых принципов рыночной экономики в виде неприкосновенности частной собственности и банковской тайны. Это очень хорошо показали действия Брюсселя и Вашингтона на Кипре, когда было списано со счетов более 18 миллиардов евро. Это показала ситуация в Швейцарии, когда американской налоговой службе удалось надавить на Швейцарию и заставить ее слить информацию обо всех вкладчиках своих банков. Эти процессы идут по всему миру. То же сейчас делает Великобритания. Выстраивается глобальная электронная финансовая паутина, которая контролируется финансово-политическими элитами крупнейших западных стран. Все финансовые потоки становятся прозрачными.

Только какие-нибудь недалекие российские чиновники и предприниматели «второй руки» искренне считают, что их деньги в оффшорах абсолютно сохранны и неприкосновенны. На самом деле, это абсолютно не так.

На мой взгляд, сегодня происходит то, что должно было давно произойти. То, что де-факто было известно всем, сегодня оформляется на законодательном уровне. Все знают, что американские спецслужбы видят все более-менее крупные транзакции. Иначе бы они так легко не заморозили активы Саддама Хусейна, Муаммара Каддафи, Хосни Мубарака и других деятелей так называемых диктаторских режимов. Сейчас просто закрепляются механизмы, которые активно развивались последние двадцать лет. США понимают, что мировая экономика – это экономика доллара, что весь мир зависит от их печатного станка.

«СП»: – Согласится ли с новыми правилами Россия?

– В России сложился этакий криминально-олигархический компрадорско-сырьевой капитал, которым обладает узкая группа лиц, особо приближенных к Кремлю. Эти люди не заинтересованы в том, чтобы в мире шла борьба с оффшорами, нелегальными доходами. Не секрет, что большая часть крупных капиталов получена путем разграбления природных ресурсов, жульнической приватизации, афер с ГКО и прочее. Олигархи понимают, что держа свои сбережения в иностранных банках, они стали лакомым куском для других правительств и объектом пристального внимания со стороны всех спецслужб мира.

Руководство России в лице политического истеблишмента и сырьевой олигархии недовольно. Но повлиять на ситуацию не может. Ведь это ни американские чиновники и промышленная элита держат свои деньги в российских банках, ни они воспитывали здесь своих детей, ни они покупали недвижимость в Сочи. Это российские чиновники скупают дома на Лазурном берегу, перевезли свои семьи в Лондон и вывезли деньги из страны с нарушением законодательства.

Все правительства прекрасно понимают, что российские олигархи не хуже и не лучше их собственных, просто их олигархи создали себе лучше образ. И западные воротилы давно готовились к борьбе с оффшорами, давно перевели свои средства в благотворительные фонды под управление своих компаний, создали себе ауру порядочности. Олигархам США и Европы боятся нечего, их деньги давно легализованы. То, что это не успели сделать олигархи из стран периферийного капитализма, совершенно не интересует ни Вашингтон, ни Лондон. Это исключительно проблема тех, кто долго хотел попасть в предбанник мирового правящего класса, именно их деньги будут страдать.

Кстати, интересный факт. Российские миллиардеры несколько лет назад озаботились благотворительностью. Те, кто участвовал в залоговых аукционах, захватывали крупные куски госсобственности и кто никогда не интересовался судьбой России, сегодня озаботились проблемами спасения человечества и стали спешно переводить свои активы в благотворительные фонды за рубежом.

Сейчас происходит переформатирование мировой системы. Те, кто будет в нее допущен, сохранят свои капиталы. Правда, придется серьезно поделиться с новыми патронами, пойти на политические уступки перед западными государствами. Развязанная Америкой борьба с нелегальными доходами ни что иное как построение новой системы построения глобальной системы финансового контроля.

Было время разбрасывать камни, пришло время их собирать. Вначале повышался потребительский спрос в периферийных странах для сбыта американских товаров. Сейчас эти процессы закончены. Были созданы сотни триллионов долларов в деривативах, десятки триллионов осели в оффшорах. Эти деньги ничем не обеспечены. Сейчас пришло время сжечь эту лишнюю денежную массу. Впереди нас ждут новая депрессия, кризисный спад, обнуление старых активов.