Важнейшей принадлежностью избы у славян являлась печь. Ведь без неё и изба не изба.
Печь в гудовских избах ставили, как в глубокой древности, в дальнем от входа правом углу устьем к входу, т.е. на восток. Такое расположение печи не случайно: здесь отразилось сложившееся за тысячелетия мировоззрение русского человека. Добрыми сторонами света считались юг и восток, а недобрыми – север и запад. Восток ассоциировался с возрождением жизни (весна), юг – с её расцветом (лето), запад – с её умиранием (осень), север – со смертью (зима). Печь как сильнейший оберег должна была защитить наших предков от всего недоброго, что могло прийти с севера и запада.
Русской печи почти тысяча лет, и на протяжении всего этого времени она постоянно совершенствовалась. Если печь сложена хорошим мастером, то она может иметь коэффициент полезного действия, сопоставимый с современной твердотопливной ТЭЦ.
Русская печь гудовского образца являлась классической для юга России. Размеры её были внушительными: длина 1,8 – 2 м, ширина 1,6 – 1,8 м, высота 1,7 м.
Небольшая площадка печи, на которую хозяйка ставила чугунок перед тем, как задвинуть его в печь, называлась шесток. С левой стороны шестка, делали небольшой закуток – загнётку, куда сгребали горячие угли. Напротив шестка располагалось горнило с отверстием в передней стенке – устьем. Через устье в горнило закладывали дрова и задвигали на под посуду с пищей. Устье закрывали прямоугольной или полукруглой вверху заслонкой – железным щитом с ручкой. В печной трубе делали вьюшку для регулирования тяги и сохранения тепла.
Дым из печи шёл в лежащие на жердях керамические трубы, на стыках вставленных одна в другую, и выводился в сенцы в отверстие стены с входной дверью. В сенцах делали из досок вертикальный дымарь, по которому дым выходил наружу.
Печь стояла на небольшом своеобразном фундаменте – опечье. Обогревала же избу боковая стена печи, обращённая на юг, которую называли зеркалом. В верхней части печи выкладывали ровную площадку – лежанку. Для увеличения площади теплоотдачи и просушки различных вещей в стенах печи делали углубления – печурки.
Печь в доме – семьи кормилица. Рано утром просыпалась хозяйка, чтобы еды на семью наготовить. Торопилась печь растопить, загружала горнило дровами поближе к устью. Часа через три угли и золу убирала, под начисто подметала и ставила в печь три чугуна: один – для щей, другой – для каши, а третий – ещё для чего-нибудь. Печка не дно разогревала, а бока и верх. Поэтому и пользовались круглобокими чугунами.
Как правило, один раз в неделю в каждой избе выпека-ли хлеба на всю семью.
Русская печь – это уникальная варочная камера.
В нее одновременно могло поместиться больше десятка различных чугунков или горшков. Приготовленная утром пища оставалась в печи горячей до вечера. Печь варила, жарила, пекла, парила, томила, тушила, калила. Хозяйка могла накормить свою семью яйцами варёными, жареными, печёными и калёными. Топленое молоко может быть только из печи.
В русской печи хорошо сушить овощи и грибы. Их резали на крупные куски и варили до средней готовности. Потом эти куски разрезали на тонкие ломтики и сушили в печи день и ночь до полутвёрдого состояния. Их ссыпали в мешок и почти до следующего урожая варили супы. А с морковкой сушёной чай пили. В печи также сушили ягоды.
В хозяйстве использовали и золу от дров из печки. Её завязывали в платочек и на некоторое время опускали в воду. Получался щёлок, которым вместо мыла стирали одежду и постель. Он смягчает воду, бельё отбеливает, а цвета делает ярче. И сами мылись водой со щёлоком.
Кому занеможется – забирается на горячую лежанку. Все болезни печь лечит своим сухим теплом. Даже гайморит вылечивает. Надо только посидеть перед затопленной печью лицом перед устьем. Говорят, что воздух в печь затягивается, и из носа болезнь вытягивается.
Не только теплом печь лечила, но и глинкой, которой сама обмазана. И не нужно зимой идти её где-то под снегом искать. Отковырнул кусочек от печки – вот и лекарство. Глину наружно применяли при кожных заболеваниях, ушибах, вывихах, переломах. От тифозной горячки к голове и телу прикладывали глину, смоченную в хлебном квасе. От сильного жара к пяткам ставили компресс из глины с уксусом. Глину применяли и вовнутрь. Порошок помогал детям при изжоге, а глиняным порошком, растворённым в воде, излечивали ангину, кашель, улучшали пищеварение.
Длинными зимними вечерам, когда за окном темень, стужа да вьюга, печка – лучшее место в избе. Приятное, ровное тепло от неё распространяется вокруг. Догорит лучинка, и только тлеющие угольки чуть освещают избу. Все на лежанке: и стар и млад. Кто постарше – чудесные сказки да былички сказывает. А детишки прижмутся друг к дружке и слушают, раскрыв рты. В тёмных углах избы то Баба Яга им покажется, то Марья-царевна. И незаметно подкрадывается Дрёма.
Печь – это своеобразная граница между реальным и потусторонним мирами. Если скотина потерялась, то хозяйка сперва в трубу её позовёт: "Зорюшка, каровушка, иди суды, иди суды!" А девушке, у которой не получалась пряжа, бабушка подсказывала: "Ты назавтря встань параньший, сматай сваи нитки у клубочик, стань спиной к печки, кинь энтат клубочик чряз левая плячо в устья ды скажи: "Матушка-печь, научи мине престь, нитки матать, снавать ды ткать". Тады усё ладна будя".
За печью живёт Домовой – хозяин в избе. Он и за жилищем следит, и за печкой ухаживает, и о беде предупреждает, и сладкие сны навевает. У печки ему надо оставлять блюдечко с молочком да хлебушек. С Домовым старались дружить, а когда переселялись в новый дом, то звали и его с собой, не то благополучия не будет. Домовой часто котом оборачивается. Печурка – любимое место кота в избе.
В семье будет лад, если обувь всех домочадцев вечером на печи вперемешку ставить, а наутро чтоб каждый сам свою обувку брал.
В старину говорили: "Печь – нам мать родная". Она и обогреет, и накормит, и хворобу прогонит, и спать положит.
Комментарии