Грузинский премьер готов к диалогу с Москвой

Гарибашвили считает, что переговоры с Россией потребуют серьезной подготовки
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили в эфире грузинской телекомпании "Имеди" заявил, что готов к прямому диалогу с российским руководством. Однако, по его словам, подобная встреча требует "серьезной подготовки".
"Как глава грузинского правительства я подтверждаю, что у меня есть готовность к тому, чтобы состоялся прямой диалог [с российским руководством]", - сказал Гарибашвили.
В понедельник президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос журналиста о том, собирается ли он встретиться с президентом Грузии Георгием Маргвелашвили, заявил: "А если он захочет, почему бы нет".
Брошенная Путиным фраза вызвала широкий резонанс в Грузии, однако в грузинском правительстве к фразе российского президента отнеслись с настороженностью.
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили ранее заявил, что грузинская сторона проведет консультации и "серьезно проанализирует реплику" российского президента.
Оппозиция же призывает правительство Грузии встретиться с российским президентом лишь в случае, если темой встречи станет вопрос "освобождения от оккупации" Россией отколовшихся от Грузии Абхазии и Южной Осетии.
"Конструктивная политика"
Гарибашвили не уточнил, когда, где или в какой форме может состояться подобный диалог с российским руководством. При этом он отметил, что проведение такой встречи требует серьезной подготовки.
"Мы обязательно должны наладить отношения с Россией. У нас, конечно, есть нерешенная проблема,- сказал Гарибашвили. - Встреча такого уровня требует очень серьезного планирования и подготовки, тем более после такой паузы".
Он отметил, что после парламентских выборов 2012 года новое правительство во главе с Бидзиной Иванишвили изменило "политику радикального подхода" предыдущих властей по отношению к России.
Нынешнее правительство предприняло ряд конструктивных шагов в направлении нормализации отношений с Россией, и эта политика была одобрена на международной арене, заявил Гарибашвили.
Нормализация отношений с Россией была одним из основных предвыборных обещаний "Грузинской мечты" - коалиции, которая пришла на смену Единому Национальному Движению после парламентских выборов 2012 года.
Одним из первых шагов нового правительства Грузии стало введение новой должности специального представителя премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией, на которую был назначен опытный дипломат Зураб Абашидзе.
Но несмотря на некоторый прогресс, власти как России, так и Грузии демонстрируют свою непреклонность в вопросе Абхазии и Южной Осетии.
Прерванные после августовской войны 2008 года дипломатические отношения с Москвой так и не были восстановлены.
Грузинское руководство не раз заявляло, что Грузия не согласится на открытие в Тбилиси посольства России, пока российские посольства действуют в Абхазии и Южной Осетии.
Путин в "зените"
Представители оппозиционного Единого Национального Движения уверены, что встреча грузинского президента с российским коллегой будет полезной только в случае, если она будет касаться самой болезненной для Грузии темы - вопроса отколовшихся Абхазии и Южной Осетии, которые Тбилиси считает оккупированными Россией.
"С оккупантом надо говорить как с оккупантом, - заявил представитель Единого Национального Движения Михаил Мачавариани. - Надо говорить ему, что у него есть оккупированные территории, и он должен прекратить оккупацию".
Грузия надеется получить план действий по членству в НАТО на саммите альянса в этом году
Не спешит с выводами и прогнозами о возможности подобной встречи и правящая партия. Сам Маргвелашвили, комментируя слова российского президента журналистам, также не дал определенного ответа.
"Если есть возможность, что встреча такого типа даст позитивный импульс российско-грузинским отношениям, если есть серьезная готовность для обсуждения очень проблемных тем, естественно, есть основание, чтобы мы обсудили эти темы с коллегами, чтобы прошли консультации как внутри страны, так и с западными коллегами", - заявил Маргвелашвили.
Декан Школы права и политики Грузинского института общественных дел Бакур Квашилава считает, что брошенная российским президентом фраза о его готовности встретиться с грузинским коллегой - показатель желания Москвы добиться от Тбилиси уступок в вопросе отколовшихся регионов.
"Сегодня Путин во время Олимпиады в Сочи чувствует себя сильнее на международной арене, чем когда-либо, - сказал Квашилава Русской службе Би-би-си. - Поэтому он считает, что если и возможно достичь согласия, добиться от грузинского правительства пусть и непрямого, но пересмотра позиций, то это возможно сегодня, когда, по его мнению, Россия и ее президент находятся в зените своего международного престижа".
Однако эксперты советуют грузинским властям не спешить с ответом Москве.
По словам Квашилавы, встреча президентов обычно проходит после завершения предварительных подготовительных работ в случае, если президенты могут прийти к каким-то приемлемым для обеих сторон решениям.
Сегодня призывы российского правительства "признать реальность" означают, что Россия не признает позицию Грузии в вопросе Абхазии и Южной Осетии легитимной, считает он.
Самое большее, на что может рассчитывать Грузия, это то, что Россия перестанет выдвигать в качестве предварительного условия для нормализации российско-грузинских отношений признание отделившихся от Грузии регионов, сказал Квашилава.
Камень преткновения
Несмотря на попытки нормализации отношений с Москвой, официальный Тбилиси обещает оставаться верным курсу на интеграцию в Евроатлантические структуры.
Премьер-министр Грузии сделал заявление о готовности прямого диалога с российским руководством на фоне беспрецедентного для Грузии визита Военного комитета НАТО в страну.
"Большинство своих рычагов, таких как Абхазия и Южная Осетия, Россия уже использовала, но у нее есть еще и мягкие рычаги. К примеру, это могут быть вопросы визового режима, развитие экономических связей, привлечений крупных российских инвестиций"
Каха Гоголашвили,
директор Центра европейских исследований
В Тбилиси уверены, что оценки реформ и прогресса в сфере обороны со стороны комитета сыграют важную роль в процессе принятия решения по Грузии на предстоящем саммите НАТО в нынешнем году.
Между тем 40 американских конгрессменов обратились к госсекретарю США Джону Керри с призывом продолжать тесное сотрудничество со странами-претендентами на вступление в альянс и выразить поддержку предоставлению Грузии Плана действий по членству (ПДЧ) на саммите НАТО в Великобритании.
По словам министра иностранных дел Майи Панджикидзе, часть конгрессменов, которые подписались под этим письмом, незадолго до этого встретились с Гарибашвили в Мюнхене.
"Мы считаем публикацию этого письма очень серьезной поддержкой новому правительству Грузии и надеемся, что в том же духе пройдет и саммит НАТО", - заявила Панджикидзе.
Однако в Тбилиси растут опасения, что Москва может усилить свое давление на Тбилиси.
"Большинство своих рычагов, таких как Абхазия и Южная Осетия, Россия уже использовала, но у нее есть еще и мягкие рычаги. К примеру, это могут быть вопросы визового режима, развитие экономических связей, привлечений крупных российских инвестиций", - сказал в интервью Русской службе Би-би-си директор Центра европейских исследований Каха Гоголашвили.
Нечего терять?
Однако некоторые политологи считают, что по большому счету Грузии уже "нечего терять". В этом плане есть существенное различие с ситуацией, которая сложилась в отношениях России с Украиной, считают эксперты.
"Россия сегодня не готова отказаться от признания [независимости Абхазии и Южной Осетии]. И в итоге со стороны России остается единственная угроза – продолжение ползучей оккупации, что, естественно, покажет Россию в еще более невыгодном свете, чем в случае с Украиной", - сказал Квашилава.
"Украине Россия смогла предложить лучшие условия, чем на тот момент смог предложить Евросоюз. Предложить лучшие условия Грузии России будет трудно, учитывая решения, принятые по отношению к Тбилиси за последние годы", - отметил он.
Россия остается главным препятствием на пути Грузии в альянс, сказал эксперт.
"Между НАТО и Россией и между Россией и Грузией нет общего мнения относительно оккупированных Россией грузинских территорий. То есть фактически это разделительная линия, которая может стать возможным источником конфликта", - говорит он.
В этом смысле не исключено, что выполнение соответствующих стандартов НАТО, в том числе и в военном плане, не гарантирует Грузии получения ПДЧ на саммите НАТО в нынешнем году, подытожил эксперт.
Комментарии