Судьбоносные слова

 Влекомый роком 

Середина июня 1914 года. Очередной дворцовый переворот в Белграде. Менее года прошло после двух балканских войн, полностью истощивших Сербию в военном и финансовом отношениях, хотя она и стала наиболее сильным государством среди стран на Балканах, ориентировавшихся на Россию и Францию. Албанцы и болгары стали злейшими врагами сербов, а в присоединённой к Сербии большой части Македонии шла гражданская война. Сербия была заинтересована в хороших отношениях с Австро-Венгрией, планировалось строительство железной дороги Вена-Салоники, которая должна была пройти по сербской территории.

Тем не менее, Балканы считались "пороховым погребом Европы", регион кишел националистами, сепаратистами, террористами и всякого рода революционерами. Сербские националисты мечтали о создании Великой Сербии и рассчитывали на добровольное присоединение к своей стране Боснии и Герцеговины, входившие в состав Австро-Венгерской империи.

Но на пути к этой цели им сильно мешал наследник престола эрцгерцог Франц Фердинанд, строивший планы о будущем преобразовании империи. Будучи в морганатическом браке с чешской графиней Софией Хойтек, в последствии герцогине Гогенберг, он убедился в том, что положение славянского населения в империи не может считаться приемлемым, в особенности чешских граждан. На Богемию с городом Прага приходилось 70%  промышленной продукции, 90% угля и стали и 100% тяжёлого вооружения в империи. Все знали о том, что, вступив на престол, он "положит конец многовековой приниженности славян в двуединой монархии".

Племянник кайзера Франца Иосифа планировал сделать империю федеративной монархией большинства её народов, а не только австрийцев и венгров. Он вынашивал мечту о триединой монархии, о австро-венгро-южнославянской державе. Перспектива предоставления широкой автономии южным славянам становилась на пути сербских националистов по созданию Великой Сербии по типу Югославии (СФРЮ) до её распада.

Удивительным является и то, такой план преобразования монархии не устраивал  чешскую элиту, тяготевшую к Германской империи, чему способствовали немцы Богемии, составлявшее 38%  её населения. Изъяном такой "триединой" монархии было её построение на католической основе. Поэтому Франц Фердинанд планировал восстановление светской власти папы римского с военной интервенцией в Италию.

Естественно, он нажил среди итальянцев врагов, не меньших. чем сербские националисты.

Дедушка европейского терроризма Джузеппе Мадзини создал тайную республиканскую организацию "Священная фаланга" с лозунгом "Долой Австрию". В общем эрцгерцога Фердинанда кругом окружали враги. Шансов выжить в такой ситуации было очень мало. И тем не менее, Франц Фердинанд отправился с официальным визитом в Сараево. В Боснии 25 июня 1914 г. начались военные манёвры, где требовалось его присутствие. Премьер Сербии Никола Пашич честно пытался предостеречь наследника престола Австро-Венгерской империи о грозящей ему опасности по дипломатическим каналам, но они не дошли до адресата.

 "Куда влечёт нас рок событий?"

Наследник ехал навстречу своей смерти. В предчувствии беды,может, ему вспомнилась таинственная надпись на стене во время пира царя Валтасара:"Мене, текел, фарес", которой придаётся смысл - вычислено, измерено, проверено. В ту же ночь царь был убит, а его царство разрушено (539 г. до н.э.). Визит в Боснию был вызовом сербским националистам и членам террористических организаций, поскольку 28 июня был праздник святого Вита, когда Сербия отмечает день знаменитой битвы на Косовом поле (вблизи Приштины) с турками, состоявшейся в 1389 г. и определившей судьбу Сербии на полтысячелетия.                                  

За день до отъезда в Боснию Франц Фердинанд пригласил к себе племянника Карла и в своём кабинете показал место, где хранятся наиболее важные документы. На тот случай, если с эрцгерцогом может что-то случится. Карл горячо отговаривал его от поездки в Сараево, но безуспешно - "Нет, уже всё подготовлено, отменять поздно..." Это были судьбоносные слова для него самого, его любимой жены Софии, с которой он прожил 14 счастливых лет и умер с ней в один день. Впереди человечество ждала мировая катастрофа, унесшая 21 миллион жизней и уничтожившая четыре империи.