Вслед за российским рублем и украинской гривной еще одна постсоветская валюта приказала долго жить. Обвал казахстанского тенге оказался даже более драматичным, чем проседание рубля и гривны: ситуация на валютном рынке Казахстана напоминает сегодня происходившее в Беларуси, когда ее властям не удавалось удерживать курс белорусского рубля и деньги превращались в бумагу просто на глазах изумленных подданных Александра Лукашенко.
- Президент наступного тижня внесе на розгляд Ради кандидатуру голови уряду, - Мірошниченко
- Youtube заблокував офіційний канал Міністерства внутрішніх справ
- Лукаш запевнила киян, що у центр міста не обмежать свободу пересування
Сегодня испытать те же эмоции могут подданные Нурсултана Назарбаева - в стране закрыты обменные пункты и интернет-магазины, прекращены продажи автомобилей, а Национальный банк в ответ пугает обменники административными мерами.
Конечно, в сложившейся ситуации президент Назарбаев может заставить банкиров, ранее решивших отказаться от поддержания обменного курса национальной валюты, вернуться на рынок. Но пока государство будет обдумывать, как решить проблему, курс может преподнести новые сюрпризы. В любом случае жители Казахстана уже ограблены.
Нурсултан Назарбаев. Фото: voxpopuli.kz
И вот тут возникает вопрос – а почему? С девальвацией национальной валюты в Украине все ясно. У страны фактически нет резервов, она живет в долг, энергоносителей тоже нет, политический и социальный кризис налицо.
Когда падал белорусский рубль, сомнений тоже не было. Беларусь полностью зависит от российских дотаций, экономика этой страны известна не эффективностью, а затоваренностью складов – и любое неудовольствие Москвы приводит к ожидаемому краху. Но Казахстан? У страны есть энергоносители – и цена сейчас не падает. Проведен целый ряд экономических реформ – куда более успешных, чем в России или Украине. В чем же дело? Почему падает казахстанский тенге?
А почему падает российский рубль? Потому, что экономика любого олигархического государства обречена на крах – и Казахстан тут не исключение. Принятие любых принципиальных решений тут замкнуто на президента и представителей его ближайшего окружения. Любая реальная экономическая активность возможна только с высочайшего соизволения. Назарбаев – сильный политик, однако четверть века во главе государства могут привести к деградации любого, даже самого вменяемого руководителя. А вместе с властителем естественным образом деградирует и государство. К тому же исчезает чувство ответствености перед страной, его заменяет стремление хапнуть побольше – и я не удивлюсь, если падение национальной валюты в Казахстане просто обусловлено желанием обогатиться, возникших у тех, кто принимает решения.
Фото: earth-chronicles.ru
Это и есть логика Таможенного союза и всей постсоветской цивилизации в целом – логика безответственности, коррупции, отсутствия стратегического мышления. На воротах Кремля, как впрочем, и на дверях президентских резиденций в Минске и Астане можно написать одну простую короткую фразу – “После нас хоть потоп”. Самое страшное, что эта же фраза сегодня большими буквами начертана на въезде в Межигорье – именно поэтому Виктору Януковичу Владимир Путин или Александр Лукашенко куда симпатичнее какого-нибудь Баррозу или Обамы. Именно поэтому нас так отчаянно пытаются затянуть во все эти “союзы потопа”, чтобы мы не мешали наживаться нашим властителям.
Непонятно только, почему Путин, Назарбаев, Лукашенко или Янукович не замечают, что потоп, собственно, уже начался. Или они не посещают обменные пункты?
Комментарии
И тут сработал "принцип домино"...