Козак и Сноуден между министерским креслом и электрическим стулом

В день открытия Олимпиады в Сочи у российского вице-премьера Дмитрия Козака и бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена появилось много общего. Отныне оба они – люди, публично раскрывшие прессе информацию о том, что спецслужбы их стран следят за частной жизнью граждан.

Как своих, так и иностранных.  

Какая разновидность слежки – в соцсетях или в душе гостиничного номера – в меньшей степени соответствует нормам морали и официально декларируемой политике демократических государств – вопрос спорный. Но бесспорно, что и то, и другое законам США и России, нормам морали и идеалам демократии вопиюще не соответствует.

Однако реакция разоблаченных держав диаметрально противоположна. Сноудену, чтобы рассказать миру правду, пришлось бежать с территории своей страны, скитаться по отелям и аэропортам. По сей день он прячется на конспиративных квартирах под вполне реальной угрозой смертной казни. Козак рассказал правду мимоходом. Сказанное нисколько не угрожает его позиции крупного правительственного чиновника, в худшем случае вынуждает на малозначимые опровержения. Сказал и сказал, какая разница, кто за кем следит, расслабьтесь и смотрите Олимпиаду в безопасности, а мы присмотрим за вами.

       

В этой противоположности реакций, вероятно, вся суть современной геополитики, современного устройства мира. Разговоры о демократии и правах человека фальшивы что в Вашингтоне, что в Москве. Под ними скрываются прагматичные до высшей степени лицемерия и цинизма государственные корпорации, вся разница между которыми лишь в отношении к неприглядной правде о собственном устройстве. В Штатах за неё могут и расстрелять, а в России – перестают стесняться.

Будто перед нами две стареющие женщины, одна из которых молодится и раздает звонкие пощечины за намёки на свои морщины, а вторая отказалась от косметики и не боится выглядеть такой, как есть. Опустилась наша старушка или, наоборот, достигла вершины мудрости – вот в чём вопрос.                                                 Валерий Федотов