С чужих слов: Плата за месть
На модерации
Отложенный
Мы сидим и в очередной раз смотрим видео с регистратора. Машина обвиняемого выполняет левый поворот из крайнего левого же ряда, и в завершающий момент справа вклинивается машина потерпевшего. Подрезали, словом. Когда досмотрим — глянем ещё четыре ролика о том, что было дальше. Если вкратце, то обидчика догнали, заблокировали, вытащили из машины, несколько раз ударили головой об асфальт и бросили на дороге, отломав оба зеркала заднего вида у машины и спустив передние шины.
Справедливо? Я адвокат потерпевшего, и я так не считаю. Если вам кажется, что случай подрезания нельзя оставлять без внимания, что правосудие неэффективно и неповоротливо, то я вам скажу кое-что. Очень удобно бить человека, который легче тебя килограммов на тридцать и которого ты очень удачно оглушил кастетом. А вот как бы повёл себя «мститель», обнаружив за рулём амбала 2×2? Или столкнувшись с выстрелом из травмата? Или с численным превосходством? Справился бы? Не думаю. Месть эта скорее походит на унижение слабого, а не на восстановление справедливости. Вы говорите, что правосудие не одинаково для всех? Самосуд тоже.
Охрана кафе сдала в полицию женщину, царапавшую машины клиентов. Дело даже не в том, что она не дочитала ПДД, и машины стояли по правилам, хоть и неудобно для неё; дело в принципиальности этой женщины. Смотрим видео. Вот она идёт и гвоздём в тряпке проводит по бортам. «Форд-Фокус», ВАЗ-2112, «Ситроен-С4». Две машины между ВАЗом и «Ситроеном» не тронуты: «Лексус-570» и «Кадиллак-Эскалада». Страшно?
Хэппи-энда в истории этих мстителей не было. Избивший «дорожного хама» получил год условно и возмещение на 85 тысяч, царапавшая машины избежала уголовного преследования, но получила возмещение на 200 тысяч.
За два года — больше тридцати клиентов, которым «отомстили». Проиграли три дела. Могли больше, могли меньше. Везде, где была уголовка, суд признал подозреваемого виновным, невзирая на благие намерения.
«Чего ждать, и так ясно, что он виноват»! Это одна из излюбленных фраз мстителей. Ведь правда, если из окна дома скинули бутылку на машину, а вы засекли окно, которое спешно закрывается, всё ведь очевидно. Надо подняться с другом, обманом заставить открыть дверь и вломиться, отметелив всех в квартире (включая двух женщин и четырёхлетнего ребёнка). Да, ещё надо не забыть прихватить денег на ремонт машины — вам же должны. Потом, уже в суде, когда даже присяжным станет тошно от такой вашей «справедливости», вы будете прикрываться состоянием аффекта, неприятностями на работе. Мне больше симпатичны те двенадцать лет общего режима, которые вам дали, чем ваша «справедливость».
Зачем ждать выплаты от страховой компании виновника ДТП? Можно позвонить своему парню, он приедет и разберётся. Виновник со сломанной левой рукой быстренько подпишет долговую расписочку — и всё. Нет, правда, за что вас судить? За что три года условно вашему парню, за что вас лишают прав на год? А главное, почему не вам должны за машину, а вы должны за сломанную руку?
«Заступился за девушку». Это тоже приходится часто слышать. Даже девушки, за которых заступились, приходят. Дело в адекватности такого «заступления». Спасти от насильника или вооружённого грабителя — это одно, но о таком я редко слышал даже в своей прошлой жизни участкового уполномоченного. Вдвоём избить одного до потери сознания за оскорбление девушки в соцсети — это совсем другое. Парень, разместивший в сети коллажи с девушкой, мне вовсе не симпатичен. У нашей конторы есть опыт привлечения таких «художников» к ответственности по закону, это совсем не трудно и не долго. Но в клиентах у меня именно этот парень, который упорно не желает идти на примирение.
Реальных сроков суд не дал, ограничился условным и возмещением вреда.
«Он мне должен». Тоже хорошее оправдание своего беспредела. Зачастую должен всего лишь денег, но об этом «забывают». Что имеем? Есть кое-что. Девушку, задолжавшую около 100 тысяч рублей, за медленный возврат денег подвергли откровенному издевательству. Глумились несколько месяцев и со вкусом, подробности не разглашаю: процесс был закрытым. Кредитору дали 16 лет, его друзьям — 6, 10 и 12. Можете себе представить по срокам, что они творили. Хотя вряд ли ваша фантазия переплюнет идеи «несчастных кредиторов», ведь все они — представители творческих профессий.
Представители финансовой сферы не отстают: по решению суда студент, виновный в ДТП, должен возместить 300 тысяч рублей. Рассрочка на три года, но терпения хватает на два месяца. Затем студента принуждают взять кредит в банке. Так сказать, и денежки получить, и бонусы за привлечение клиента. При чём тут вымогательство, побои и угроза причинения тяжкого вреда здоровью? Ведь он же должен. Менеджер после приговора суда бьётся в истерике: пять лет общего режима.
«Компенсация за некачественную работу». Популярно и такое. В желании сэкономить вызывают никому не известного мастера и заставляют его «ответить за качество». Да, столкнувшись с криво закреплённой раковиной, люди осознают, что экономия вышла боком: договора нет, квитанций нет, и привлечь такого слесаря по закону проблематично. Но можно вызвать на другую квартиру и «поговорить». Разговор в итоге вылился в 30 тысяч мировых. Слесарю.
Более тяжёлый случай: компьютерный мастер. Вы же спец, вы же знаете, что сколько стоит. Почему вы не помогли своей девушке настроить компьютер — неизвестно. Зато помочь вернуть деньги с мастера — всегда пожалуйста. Да, мы представляли интересы этого мастера в суде. Хитрый малый. Сначала обобрал вашу девушку (на законных основаниях: девушке надо приучиться проверять, под чем она ставит подпись), а затем устроил спектакль и вам. Грамотно: видимо, уже сталкивался с такими, как вы. Сколько вы мне в итоге передали для компьютерщика? Тысяч 150? Вам этого показалось мало, компьютерщика нашли и избили. К деньгам добавилась колония общего режима.
Три дела проиграли. Хотя правильнее было бы сказать: «Требования истца удовлетворены частично». Во всех этих случаях были просто гражданские иски: действия мстителей были без уголовщины. Суд снижает в этом случае размер возмещения, в минусе все, кроме юристов. Это неприятно, это удар по репутации.
Нескольким клиентам (не больше пяти их было) мы отказали в оказании услуг: перспективы туманны, доказательства неочевидны. Но в целом счёт не в пользу мстителей. И это правильно, ибо нефиг. Правда толпы — это страшно. Во-первых, у этой правды нет предела: забить до смерти за неправильную парковку — это не справедливость, это искалеченные судьбы как минимум двух десятков человек. Во-вторых, эта правда слепа. Толпа не вникает в детали, а суд в большинстве случаев всё же послушает. Каково это — домчаться до больницы, доставив туда подобранного с инфарктом человека, а на выходе быть избитым тремя возмущёнными автомобилистами, которых ты где-то впопыхах подрезал? А в-третьих, у этой правды нет обратного хода. Добиться реабилитации в суде тяжело, а у толпы — невозможно. Поэтому без зазрения совести мы берём такие дела.
* * *
Думаете, нет доказательств и следов? Как бывший сотрудник МВД, скажу: они есть всегда. Их надо только найти, и они находятся. Профессионально совершить преступление под силу далеко не всякому, кто вышел на тропу мщения. Терпения вам, спокойствия и благоразумия.
Комментарии