О Никарагуа и президенте Ортеге

На модерации Отложенный

О Никарагуа и президентстве Ортеги

 

Автор: Анпилов

 

В Никарагуа изменили конституцию, чтобы президент мог переизбираться бесконечно

 

Президент Никарагуа Даниэль Ортега теперь сможет переизбираться без ограничений. Как сообщает портал Infolatam, соответствующие поправки к конституции парламент страны принял 28 января 2014 года.

 

До сих пор конституция Никарагуа позволяла гражданину занимать пост президента в течение не более, чем двух сроков, и ни в коем случае не подряд. В 2009 году с подачи Ортеги Верховный суд приостановил действие этой нормы, что позволило лидеру сандинистов переизбраться два года спустя. До этого Ортега уже побеждал на выборах в 1984 и 2007 годах.

 

Накануне парламент окончательно закрепил это изменение. За поправки к конституции выступили 63 члена правящего Сандинистского фронта национального освобождения (Frente Sandinista de Liberación Nacional, FSLN) и один независимый депутат. Против проголосовали 25 депутатов. После голосования оппозиция покинула зал заседаний в знак протеста.

 

Теперь Ортега сможет снова баллотироваться на пост президента в 2016 году. О своем участии он пока не объявлял. Иной исход, однако, маловероятен: благодаря другой принятой накануне поправке ему больше не угрожает второй тур. Прежде для победы в первом туре кандидату необходимо было набрать более 40% голосов, или 35% с отрывом в пять процентных пунктов от ближайшего соперника. Теперь же достаточно простого большинства.

 

«Эта конституционная реформа углубляет демократию, вовлечение семьи и сообщества в законотворчество», — приводит портал слова главы фракции сандинистов Эдвина Кастро. Однако в оппозиционной Независимой либеральной партии (Partido Liberal Independiente, PLI) уверены, что укрепление личной власти президента не принесет пользы народу Никарагуа.

 

«Нам не нужен вечный Сомоса... простите, Ортега», — заявил после голосования заместитель руководителя фракции PLI Альберто Лакайо.

 

В 1979 году левое движение сандинистов под руководством Ортеги свергло диктатуру семьи Сомоса. До 1984 года страной правил революционный комитет с Ортегой во главе, затем он был избран президентом. До конституционной реформы 1995 года повторное участие в президентских выборах никак не регламентировалось, так что в 1990 году лидер сандинистов снова выдвинул свою кандидатуру — и проиграл Виолете Чаморро, представлявшей объединенную оппозицию.

 

Виктор Анпилов, в 1984-1985 годах работавший корреспондентом Гостелерадио СССР в Никарагуа, в беседе с «Русской планетой» вспомнил первые годы правления Ортеги.

 

«Революция 1979 года в Никарагуа была народно-освободительной, и в первую очередь — от гнета империализма США. Сразу после победы Сандинистской революции начали строиться школы, появилась возможность свободного труда для крестьян, освободившихся от латифундистов. Не только к Ортеге, но к сандинистам относились с большим уважением и любовью. Вся культура 1984 года воспевала революцию, ее антиимпериалистический характер, империализм сравнивали с фашизмом. На тот момент Ортега олицетворял прогрессивное направление мысли в Латинской Америке и во всем мире: стремление к социальной справедливости, равенству граждан, в конце концов, к социализму», — сказал Анпилов.

 

Установлению социальной справедливости в Никарагуа тогда помешало перерождение народовластия, видимым симптомом которого и стало появление института президентской власти, полагает коммунист.

 

«Мало объявить собственность государственной. Надо еще думать о том, как установить контроль народа над этой собственностью. Это направление, к сожалению, в Никарагуа, как и в Советском Союзе, не победило. И поэтому пришли идеи президентства: „сделаем президента, как в Америке, и все будет хорошо“. Но эта идея несовместима с движением к социализму, коммунизму. Если контроля народа над собственностью нет, если не народ решает, как распределять результаты совокупного труда общества, то другие рецепты не годятся», — считает политик.

 

По его мнению, должность президента подходит только странам с капиталистического укладом, где господствует частная собственность.

 

«Фидель Кастро все-таки не стал президентом, он отвергает этот институт. Хотя, откровенно говоря, идея главенства народа и на Кубе пока не нашла полного воплощения — отсюда проблемы и кубинской революции. Нам остается только пожелать, чтобы и кубинцы, и никарагуанцы превзошли этот синдром пораженчества (как в Советском Союзе и России), и пошли именно по этому пути, который намечал Ленин — я говорю об идеях коммунизма, всеобщего участия трудящихся в управлении государством. Тогда победа непременно будет за ними. Пожизненное президентство Ортеги в Никарагуа ему не поможет, и народу будет обременительно», — заключил он.

 

Оригинал: http://rusplt.ru/world/ortega-navsegda-7711.html