Раскол сил российской оппозиции

Александр ГРИШИН
 
«Сведу сама себя с ума»
Владимир Рыжков вместе со своими сторонниками вышел из партии РПР-ПАРНАС

Все-таки непарламентская российская оппозиция – страшная сила. Не для власти, нет, для себя самой. В субботу стало известно, что одна из оппозиционных партий сама пошла по пути раскола и самоуничтожения – из РПР-ПАРНАС вместе со своими сторонниками вышел Владимир Рыжков, один из трех соучредителей этой политической силы. Вместе с ним этот шаг сделали 15 членов политсовета партии и неизвестное пока число рядовых партийцев.

А ведь несколько дней назад все три сопредседателя партии – Владимир Рыжков, Михаил Касьянов и Борис Немцов – появились перед журналистами, впервые с начала конфликта, разгоревшегося в декабре 2013-го, вместе и заявили, что все внутрипартийные разногласия ими успешно преодолены. Но прошло всего 4 дня, и политвожди разобрали свои игрушки и разбрелись по своим песочницам.

Как заявил сам Владимир Рыжков, причиной его поступка стало принятие на заседании политсовета «резолюций, не согласованных ранее». То есть, по-простому группы. Стоящие за двумя остальными сопредседателями попытались протащить решения, с которыми Рыжкова со сторонниками даже не ознакомили. Более того, скорее всего речь в этих резолюциях шла об освобождении самого Рыжкова с должности ответственного секретаря, и о назначении на этот пост Константина Мерзликина, сторонника Немцова и Касьянова. Кроме того, еще одной резолюцией политсовет намеревался осудить «группу Рыжкова» за «нанесение политического ущерба партии». И вполне логично, что после того, как его сняли, Владимир предпринял ответный демарш и ушел восвояси.

«Политическим ущербом» Немцов и Касьянов посчитали разногласия по целому ряду вопросов. Рыжков гораздо более осторожно относится к происходящим на Украине событиям и не готов безоглядно поддерживать «евромайдан» и конфликтовать с российской властью по всем вопросам.

Он считает необходимым для партии участвовать в региональных и муниципальных выборах. Не простили Рыжкову и встречу с Владимиром Путиным в Кремле, на которую остальных сопредседателей не пригласили, и то, что он не поддержал кандидатуру Алексея Навального на выборах мэра Москвы. И вообще, настрой Рыжкова на создание «позитивной повестки» для работы партии явно пришлось не по душе бывшим вице-премьеру Немцову и бывшему премьер-министру Касьянову.

Что характерно, опасаться за свое политическое будущее теперь больше оснований у Немцова с Касьяновым (хоть их и двое сопредседателей), а не Владимиру Рыжкову. Дело в том, что РПР-ПАРНАС была создана на основе одной из старейших в нашей стране политических сил – Республиканской партии России (РПР), выросшей из «штанишек» «Демократической платформы» в той еще КПСС. Несколько лет назад РПР объединилась с рядом политических сил, серьезно увеличив свою численность. Владимир Рыжков возглавил партию в 2006-м, а в 2012 на базе объединенной оппозиции и появилась партия РПР-ПАРНАС. Так что если костяк из РПР уйдет вместе с Рыжковым, то еще вопрос, с кем останутся Немцов и Касьянов. А в том, что сторонникам будет куда уходить, сомнений уже нет – еще в конце 2013-го сторонники Владимира Рыжкова зарегистрировали в Минюсте оргкомитет партии «Республиканцы России», и хотя позже отозвали из этого ведомства свое заявление с просьбой о регистрации, вернуться к нему  не составит никаких проблем.

Ничего не добившись, ничего не завоевав, российская оппозиция не перестает дробиться и раскалываться сразу после заявлений о необходимости объединения, сама по себе, просто претендуя на дележку миражей барышей и дивидендов. Как в известной песенке – «сама сведу себя с ума». А применительно к ситуации - расколю себя сама. Удивительные люди. Таким не нужен ни враг, ни конкурент, потому что сами себя они похоронят так эффективно, как никому не удастся.