"Не забудем, не простим!" и "Если надо, повторим!".

В ответ на опрос телеканала "Дождь" Госдума озаботилась разработкой закона против "реабилитации нацизма".

Знаете, о чем я подумал сразу, когда прочитал новость? О том, что Виктор Суворов у себя в Бристоле должен выпить шампанского. Тридцатилетний спор вокруг "Ледокола" завершился безоговорочной капитуляцией противника.

Суворов создал свою теорию, опираясь исключительно на открытые советские источники и, как он выражается, разведывательную логику. Потом был короткий период, когда хватка "воспитателей масс" ослабела, увидели свет многие ранее засекреченные документы и все легли, как кусочки пазла в картинку.

Впрочем, если думский законопроект будет принят, научное исследование Второй мировой войны в России на этом завершится. Как на карикатуре, напечатанной в одной советской газете после раздела Польши по пакту Молотова-Риббентропа. Печальный учитель говорит классу: "На этом, дети, мы заканчиваем изучение истории польского государства". Только в нашем случае конец изучению отечественной истории кладут не оккупанты, а собственная власть.

И не многовато ли развелось святынь и табу? О религии свободно рассуждать нельзя, о войне нельзя, о гомосексуализме нельзя...

Дышать еще можно?

Для исследователя существуют факты, опыт и оценки. Для верующего – священные книги, в которых уже все сказано.

"Последнее отнимаете!"

Исследователю нужна истина и развитие. Верующему - любой ценой сохранять привычную картину мира. Правителям – власть и "правильное" воспитание народа.

Что, собственно, хотят довести до нас в приказном порядке?

Разве "Дождь" заявил, что Гитлер был прав, а СССР вел несправедливую войну?

Но при расширительном толковании под уголовную статью, очевидно, попадут и слова о том, что отдельные немецкие солдаты угощали русских детей шоколадками, а отдельные советские солдаты насиловали немецких женщин. Или что Зоя Космодемьянская, при всем уважении к ее мученическому венцу, погибла, в общем, зазря.

Можно будет только бить в барабаны, славить "нашего генералиссимуса и маршалов великих его", да кричать: "Не забудем, не простим!" и "Если надо, повторим!".

Любители этого дела будут предаваться ему в охотку. Им и раньше никто не мешал.

Артем Кречетников

Би-би-си, Москва.