Тревожные намеки от главы разведсообщества США

К разведчикам прислушиваются гораздо больше, чем к высокопоставленным дипломатам, хотя директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер своим выступлением в Сенате блестяще доказал, что  тумана они способны напустить куда больше, чем господа из внешнеполитических ведомств. В первую очередь, это касается его заявления о том, что "некоторые элементы сирийской программы по созданию биологического оружия могли выйти за пределы стадии научно-исследовательских работ". Этот пассаж главного разведчика США породил массу спекуляций в мировой прессе. Кстати, ничего плохого в этом слове нет, если учитывать, что понятие "speculations" в английском языке означает еще и "догадки", и "предположения". Критики американской внешней политики возмутились: во-первых, Джеймс Клэппер не привел никаких доказательств своего утверждения, а, во-вторых, США готовы "разыграть карту" применения биологического оружия режимом президента Асада по сценарию "химической атаки в Гуте" в августе прошлого года. С логически вытекающим последствием - нанесением по военным объектам Сирии ракетно-бомбовых ударов силами США и их союзников.

Однако, не стоит забывать, что человек, которого называют "царь разведки", причем, самой большой в мире, вовсе не обязан раскрывать источники оперативной информации. Но, главное, сирийское "бактериологическое досье" можно совершенно по-разному интерпретировать, что мы и попытаемся сделать.

О существовании бактериологических "арсеналов" у Башара Асада на Западе говорили и раньше. Можно вспомнить "страшилки" от эксперта НАТО доктора Джилл Деккер и бывшего высокопоставленного чиновника бундесвера Ханса Рюле, утверждавших, что в тайных сирийских лабораториях, не без участия россиян, якобы культивируют штаммы сибирской язвы, чумы, холеры, оспы, туляремии и пр. и пр. Разные наблюдатели даже точно указывали на место, где сирийцы разрабатывали бактериологическое оружие. Это - Научно-исследовательский центр в Джамрае, известным под французской аббревиатурой CERS. Еще в 2003 году министерство финансов США ввело санкции против CERS, а двумя годами позже сам президент Буш обвинил Центр в "распространении оружия массового поражения". Однако год назад израильские ВВС начисто разбомбили  CERS и, кажется, сняли вопрос о возможности применения сирийскими правительственными войсками бактериологического оружия.

Но некие Джилл Бельами ван Аалст и Оливер Гвитта - эксперты по безопасности т.н. "Общества Генри Джексона", названного по имени автора знаменитой поправки Джексона-Вэника - сообщают о разграблении секретного фармацевтического комплекса в Алеппо. По их мнению, сирийцы могли его использовать как производство двойного назначения. Так это или иначе, но какие-то биоматериалы попали в руки непримиримых боевиков из организации "Джабхат ан-Нусра", которая контролирует сейчас территорию бывшего комплекса. А, вот, это уже интересно, особенно если учесть, что после захвата радикалами части Алеппо в Сирию пытался вылететь главный эксперт "Аль-Каиды" по бактериологическому оружию Язид Суфаат, получивший образование в Университете Сакраменто (Калифорния, США).

За этим человеком немало грехов, включая и попытку создать штаммы чумы для "Аль-Каиды" на базе принадлежавшей ему компании "Green Laboratory Medicine". Сей "доктор" уже отсидел 8 лет в тюрьме, а теперь снова находится под малазийским следствием за "подстрекательство к террористическим актам, угрожающим сирийскому народу". Но, что стоит за расплывчатой формулировкой обвинения широкой общественности абсолютно неизвестно.

Зато, наверняка, это знает Джеймс Клэппер. Как знает и то, что Асад не пойдет на бактериологическую атаку. Во-первых, в ней нет никакой нужды - стратегическая инициатива находятся в руках правительственных войск, а радикальные группировки самозабвенно уничтожают друг друга. Во-вторых, бактериологическая атака, в отличие от химической, никакого немедленного эффекта не даст. В-третьих, в условиях разрушенной войной системы здравоохранения и ужасающей антисанитарии эпидемия обязательно перекинется на другие, уже подконтрольные правительству территории. И, наконец, Башар Асад - далеко не безумец, чтобы пойти на применение бактериологического оружия после всей этой скользкой истории с химической атакой в пригороде Дамаска.

Но на применение бактериологического оружия, если оно, конечно, окажется в руках радикалов пойти вполне способны исламские боевики. И необязательно в Сирии. Неслучайно же Джеймс Клэппер предупредил, что связанная с "Аль-Каидой" группировка "Джабхат ан-Нусра" во главе с ее лидером Абу Мухаммедом Джулани планирует "нападение на Соединённые Штаты". Каким может оказаться подобное нападение? Если террористами широко используются камикадзе, снабженные взрывчаткой, то почему нужно исключать появление смертника с контейнером особо опасных штаммов или даже уже зараженного смертельной инфекцией? А если, по словам главы американского разведсообщества, в Сирии сейчас находиться до 7 тысяч боевиков-фанатиков из 50 стран, то вредоносные вирусы вполне могут быть распространены ими по всему миру.

Закономерен вопрос - почему Джеймс Клэппер прямо не сказал об этом американским сенаторам, а "перевел стрелки" на правительство Асада? Может быть, боялся встретить, мягко говоря, непонимание со стороны влиятельных "ястребов" - всем известного Джона Маккейна, или Криса Мерфи, или Линдси Грэм? Не хотел накалять страсти перманентного противостояния демократов и республиканцев? Во всяком случае, директор Национальной разведки обозначил территорию Сирии как исходную точку бактериологической угрозы, вовсе не настаивая на том, что исходит она обязательно от режима Башара Асада. К тому же дал понять Джулани и его людям, что "Большой Брат" следит за ними. Что ж, будем считать, что Джеймс Клэппер действовал в соответствии с известной восточной поговоркой: "Ругаю дочку, чтобы невестка боялась".

Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу