Светило русской дипломатии – Александр Горчаков

Министра иностранных дел Российской империи Александра Горчакова называют самым талантливым дипломатом XIX века. Благодаря ему Россия сумела вырваться из дипломатической изоляции, в которой оказалась из-за поражения в Крымской войне, и вернуть себе статус влиятельной европейской державы. Накануне Дня дипломатического работника (10 февраля) "Голос России"рассказывает о самых выдающихся дипломатах XIX-XX веков

Александра Горчакова по праву называли светилом русской дипломатии. Он был блестящим оратором и талантливым стратегом. А его крупные внешнеполитические победы укрепили влияние России на международной арене в XIX веке.

В то время европейские страны-союзники настаивали, что для каждого государства национальные интересы должны стоять на втором или третьем месте. Приоритетом должно быть общее благо. Горчаков считал иначе и поступал по-своему, рассказывает председатель Ассоциации российских дипломатов Игорь ХалявИнский.

"Он вошел в историю дипломатии как человек, который обеспечивал решение национальных интересов России без пушек, путем талантливой дипломатической работы, переговоров, правильной постановки вопросов о дружбе. У него был такой принцип: надо проводить прежде всего национальную политику, не жертвовать интересами России во имя чуждых ей целей. В том числе он не был верен Священному союзу трех императоров: если России это невыгодно, можно уходить в сторону".

О дипломатической службе Александр Горчаков стал мечтать, еще учась в Царскосельском лицее. Он был прекрасно образован, в совершенстве владел несколькими языками, отличался остроумием и широтой кругозора. Один из лучших друзей Горчакова Александр Пушкин называл его "счастливчиком с первых дней". Так оно и было. С самого начала и до конца его дипломатической карьеры Горчакову сопутствовала удача.

Его первое знакомство с тайнами политики европейских дворов произошло в двадцать один год. До вершины карьерной лестницы Горчаков добрался в 58 лет, став министром иностранных дел Российской империи. Он сочетал в себе все качества, необходимые дипломату, уверен Игорь Халявинский.

"Вести переговоры цивилизованно, не заниматься интригами и обманом. У него, несомненно, был литературный талант. Его депеши, а он служил в разных местах, были образцом литературного творчества. В этом было огромное своеобразие. Как сейчас у нас в Российской Федерации Сергей Лавров – выдающийся поэт".

Александр Горчаков возглавил российскую дипломатию в сложное для государства время. Из-за поражения в Крымской войне страна оказалась в дипломатической изоляции. Еще больший удар по ее престижу нанесли условия Парижского мирного договора 1856 года, согласно которым Российская империя теряла возможность размещать свой флот на Черном море.

Читайте также: Справка: Российская дипломатическая служба

В ответ Горчаков адресовал всем русским дипломатам за границей ноту, которая облетела всю Европу. "Говорят, Россия сердится. Нет, Россия не сердится, она собирается с силами". Его слова стали обещанием аннулировать этот договор с унизительными для страны условиями при первой же возможности.

Она представилась спустя пятнадцать лет. После разгрома Франции Пруссией в 1870 году Горчаков делает "ход конем", разрывая в одностороннем порядке договор Парижского мира. Его расчеты оправдались. Это вызвало большое недовольство в Европе, но дальше словесных протестов дело не дошло. А в 1871 году в Лондоне была подписана конвенция, восстанавливающая право России иметь на Черном море военный флот и строить военно-морские базы, резюмирует доктор исторических наук Вадим Рогинский.

"Обстановка в Европе тоже была сложная, он сумел как дипломат расколоть антироссийскую коалицию. В 1871 году, когда Франция потерпела поражение, Горчаков сумел сориентироваться в очень нужный момент, когда все государства были в растерянности. Он выбрал тот момент, когда это нужно сделать. Для дипломата очень важно, когда и в какое время это сделать".

 Так, Александр Горчаков одержал крупнейшую в своей жизни дипломатическую победу и вернул Российской империи статус одной из самых влиятельных. За почти тридцатилетний срок на посту министра иностранных дел он сумел провести корабль российской внешней политики через все бури, чтобы Российская империя заняла достойное место в европейском концерте держав.