Куда скачет тройка

Куда скачет тройка

Продолжаем опрос известных в стране экспертов и людей с активной жизненной позицией

Денис КИРЮХИН:
«Как бы критично многие на
юго-востоке ни относились
к Партии регионов и КПУ,
они их все равно поддержат»

В стране исчезли эффективные и неэффективные политики и чиновники, коррумпированные и не очень, уверен кандидат философских наук, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Денис КИРЮХИН. Остались только свои и чужие.

— Вечером 26 января, в воскресенье, несмотря на договоренности о перемирии между представителями власти и лидерами оппозиции, активисты движения «Спільна справа» заняли здание Министерства юстиции. Виталий Кличко попытался убедить руководство движения освободить здание, но потерпел неудачу. Ранее «Спільна справа» захватила здания министерств аграрной политики и продовольствия, а также энергетики и угольной промышленности. Чего добивается лидер движения Александр Данилюк? Популярности среди радикально настроенной молодежи? Или его главная цель — не допустить компромисса между оппозицией и властью? И показать, что оппозиционные лидеры утратили контроль над протестом (о чем неоднократно заявляли провластные политики)?

— Сомневаюсь, что Александр Данилюк захватом зданий хотел продемонстрировать, что три оппозиционных лидера утратили контроль над протестом в Киеве. Хотя его действия, а также реакция на них других оппозиционеров, потребовавших от «Спільної справи» освободить захваченное здание Минюста, отчетливо продемонстрировали плохую координацию между гражданскими и политическими движениями на майдане и наличие полуавтономных движений.

Сложно сказать, ставит ли перед собой «Спільна справа» задачу сорвать переговорный процесс. Но члены этой организации разделяют взгляды значительной части протестующих. Тех, кто выступает против каких-либо компромиссных договоренностей с властью. И я не исключаю, что в радикально ориентированной части майдана может развернуться борьба за лидерство, одним из участников которой, весьма вероятно, окажется Данилюк.

Ведь он уже не первый год участвует в протестных акциях, организует их и, можно предположить, ставит перед собой цель войти в большую политику. Для этого ему и необходимо сегодня быть независимым и активным, аккумулируя симпатии тех протестующих, которые ориентированы на радикальные действия.

Входы в Одесскую ОГА перекрывают бетонными блоками // УНИАН

— В минувшие выходные в ряде областных центров Украины состоялись протестные акции, участники которых пытались штурмовать областные администрации. Это происходило и в крупных городах на востоке (Запорожье, Одесса), представляющих значительную электоральную важность для Виктора Януковича.

Это свидетельство того, что оппозиция приняла стратегию Юрия Луценко, призывавшего «перенести майдан» в города Восточной Украины, или результат естественного развития протестной активности? Будут ли подорваны позиции действующей власти в ее «электоральной вотчине» — юго-восточных регионах? Или акции только напугают местных избирателей и заставят их поддержать Виктора Януковича, несмотря на недовольство социально-экономическим курсом власти?

— Протестные акции в юго-восточных регионах не подорвут там позиции действующей власти. И дело не в симпатиях к Виктору Януковичу и Партии регионов. Критиков власти здесь не намного меньше, чем в других областях. Однако события, связанные с киевским майданом, лицом которого с начала силового противостояния на ул. Грушевского стали радикальные националистические организации, заставляют людей разделять политиков не на эффективных или неэффективных, коррумпированных или некоррумпированных, а на своих и чужих.

Естественно, что лозунги партии «Свобода» — одного из организаторов протестных акций — большинству жителей юго-востока не позволяют считать ее своей. Поэтому естественно, что при таком подходе «своими» окажутся Партия регионов и КПУ, как бы критично, повторюсь, многие к ним ни относились.

Чем более радикальные формы принимает майдан, тем большая поддержка на юго-востоке тех политических сил, которые выступают его оппонентами. Поэтому хотя данный регион переживает те же социальные проблемы, что и запад, протестная активность тут слабая, и, судя по сообщениям СМИ, оппозиция вынуждена посылать туда для штурмов административных зданий людей из других областей.

В ситуации, когда гражданам предлагается своеобразный экзистенциальный выбор, связанный с внешнеполитическим вектором, оценкой истории, статусом русского языка, — причем при отсутствии у оппозиции внятной социально-экономической программы, позволяющей надеяться на существенное повышение эффективности экономической политики, — будет логичным, если большинство на юго-востоке поддержит Виктора Януковича.