Криминальный тариф

На модерации Отложенный

Почему жители Ставропольского края платят за «коммуналку» больше, чем население соседних республик?

 

Топливно-энергетический комплекс Северного Кавказа попадет под декриминализацию. Об этом заявил полпред президента в СКФО Александр Хлопонин. По его словам, правительством РФ сформированы две межведомственные рабочие группы, которые будут выбивать ТЭК из под контроля криминалитета и заодно займутся долгами по ЖКХ. Как именно? Об этом они доложат премьеру Медведеву к 1 марта. По мнению полпреда, в работу по декриминализации «коммуналки» должны быть вовлечены все субъекты Северо-Кавказского федерального округа. 

Заявление Хлопонина прозвучало 22 января в Ставрополе на совещании по вопросам состояния законности в жилищно-коммунальной сфере Северного Кавказа. Что означает это заявление? Неужто «коммуналку» перспективного округа, обреченного на скорое экономическое чудо, опутала криминальная гидра? Похоже, что да. И, судя по данным Генпрокуратуры РФ, озвученным на том же совещании, опутала по полной. 

«Размер задолженности потребителей Северо-Кавказского региона перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг превысил 79 млрд. рублей, — заявил заместитель генпрокурора РФ Иван Сыдорук. — Более половины приходится на Дагестан и Чеченскую Республику. В свою очередь, долги организаций ЖКХ, в том числе перед поставщиками энергоресурсов, составили 96 млрд. рублей» 

В докладе генпрокурора РФ Юрия Чайки говорилось о тотальном воровстве в системе ЖКХ на Северном Кавказе. Прокуратура выявила 48 фактов хищений на сумму более 250 миллионов рублей. Большая часть украденного, как и в ситуации с долгами, падает на Чечню и Дагестан. Речь идет о деньгах из Фонда содействия реформированию ЖКХ. В основном их воруют местные чиновники. Кстати, здесь говорится только о выявленных фактах. А это, как правило, верхушка айсберга. Сколько еще прячется «под водой» знает, наверное, только «Аллах», который дает деньги Кадырову. Точнее, не только ему одному на Кавказе... 

Среди самых безобидных проблем кавказской «коммуналки» была названа изношенность инженерных сетей. За все остальное Генпрокуратура выписала регионам «черную метку». Здесь нарушения по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, низкое качество коммунальных услуг, нецелевые траты федеральных денег и сокрытие данных о деятельности управляющих компаний. 

По теме коммунального воровства попало и Ставропольскому краю.

По словам Чайки, краевая прокуратура в этом плане, как говорится, вообще мышей не ловит. 

«Ряд дел о многомиллионных хищениях расследуется более 2 лет, при этом прокуратурой внесено только 4 представления — это абсолютно нулевая реакция», — заявил генпрокурор. При этом он отметил, что из 111 дел о хищениях в системе краевого ЖКХ до суда дошли только одиннадцать. Юрий Чайка дал прокурору СК Турыгину полгода на то, чтобы избавиться от волокиты и наказать виновных. 

В целом, по данным генпрокурора, объем нарушений в сфере ЖКХ на Северном Кавказе за одиннадцать месяцев прошлого года вырос на 25 % по сравнению с 2012-м. 

Итак, за четыре года, прошедшие с момента создания нашего округа, мы получили стабильный рост коммунального беспредела в СКФО и «толстый» намек полпреда Хлопонина на то, что ЖКХ на Северном Кавказе «обласкано» теневыми структурами. И для того, чтобы исправить ситуацию, надо загонять сюда рабочие группы по «декриминализации» отрасли. А как же особый подход, эффективное управление, динамичное развитие — в общем, все то, ради чего Москва создавала этот «эксклюзивный» округ? Так может дело как раз в особом подходе? 

Конечно, по теме коммунального беспредела в СКФО власти нередко упоминают Ставропольский край. Но по умолчанию все понимают, что большая часть этого бардака падает на республики. И вот особый подход — это как раз про них. Достаточно сравнить коммунальные тарифы у нас и у соседей. Например, население Ставропольского края в прошлом году оплачивало электроэнергию по 3,43 р. за Киловатт-час, а население Чечни — по 2,14 р. То есть, на рубль с лишним дешевле. И такая песня по всем энерготарифам — в республиках платят меньше нас. Власти могут сколько угодно твердить о разных экономических возможностях регионов и обоснованных тарифах, но мы видим одно: соседи годами пользуются льготным тарифным режимом. Ставропольский край под него не попадает. Почему — отдельный вопрос. Хотя все понимают, что здесь на первом месте политика особого, «лояльного» отношения центра к кавказским республикам (к одним больше, к другим меньше, но в целом оно есть). Также все понимают, что эти льготы в итоге компенсируются за счет других регионов (того же Ставропольского края, например). То есть мы своими дикими тарифами оплачиваем московскую лояльность на Кавказе. У соседей к этому привыкли все. Причем настолько, что платить за коммуналку (даже по сниженным тарифам) не хотят. И навряд ли у власти получится навести здесь порядок. Не будет человек платить за то, что раньше получал почти даром.

 

Роман НОВИКОВ