Даниил Гранин: о блокаде и об остервенении народа

    Даниил Гранин - писатель, которого хорошо знает наше поколение детей прошедшей войны. Кто из нас не читал его "Иду на грозу". Но в то время, когда он стал известным, его возраст был сопоставим с возрастом его героев, да и с нашим тоже. И вдруг в 2012 году, когда ему было уже 83, его роман "Мой лейтенант" был объявлен романом года. Те, кто его прочёл, были удивлены: не исписался автор на девятом-то десятке, а единственным признаком  его не старческого, а мудрого возраста, стала та правда и искренность, когда люди уже не боятся говорить  горькую правду о войне, которая лучше, чем сладенькая ложь. А её-то мы и сию в описании и оценке, к примеру, Ленинградской блокады, получаем с избытком.

    Даниила Гранина, тогда 22-летнего юношу, блокада настигла в окопах под Пушкиным, затем были Ленинградский, Прибалтийский фронты, а закончил войну командиром роты тяжёлых танков в Восточной Пруссии. Вот его мнение о том, что же помогло нам выиграть тяжелейшую войну и почему мы часто проигрываем сейчас. Конечно, не все согласятся с его оценкой и военных, и нынешних реалий (и я в их числе), но - вот его мнение.

    - Я провёл четыре года на войне. В 1941 - 1942 гг. был на Ленинградском фронте под Шушарами. Мы голодали... Наш батальон так поредел, что на 1.5 км оставались 36 человек. Немцы могли прорвать фронт хотя бы на этом участке и войти в город. Они этого не сделали. Это меня всегда удивляло. Были периоды, когда мы отдали большую часть страны - Украину, Белоруссию, Прибалтику. Нужен был поворот, и он наступил, пришло остервенение народа. Именно оно создало перелом войны, положило начало наступлению. Остервенение - это душевное состояние.

Так что даже на войне всё решают не оружие, сила, приказы. Главное - духовное состояние людей.

    Вспомните мощнейшее партизанское движение. Разве людей кто-то силой гнал в лес? Нет, они шли добровольно. А массовый героизм на фронтах? Разве это не характертстика народа? Объективно говоря, мы должны были проиграть немцам по всем параметрам. Но победили, ибо вели справедливую борьбу за родную землю, национальное достоинство. А вот в Афганистане фактически потерпели поражение, поскольку правда была не с нами. И в событиях на Кавказе порой сложно уловить логику. 

    Сегодня так и не видно идеи, сплотившей страну. Идеологическая догма уж точно ею быть не может. Людям нужны уверенность, гарантия стабильности. Раньше мы все были солдатами, решения принимали отцы-командиры. Они же несли ответственность. Сейсас перевалить вину на чужие плечи сложнее, приходится самому отчитываться за содеянное. Наше государство во многом сгнило, больнО. И что-то стоящее сделать словами, даже самими лучшими, не получится. Только делами. Поэтому умный человек обязан рано или поздно задаваться вопросом, зачем он пришёл в этот мир.


                                                                                                    (АиФ, №5, 2014 г.)