Безумство храбрых

1 января 2014 года ушла из жизни... Да простят меня читатели, что я начинаю рассказ с печальной темы. Да простят меня за то, что я сразу не называю имя этой женщины. Поинтриговать, видите ли, старому дураку захотелось. Начну с отрывка из очень хорошего стихотворения, которое было написано нашей героиней в светлые школьные годы.

     Разговором, светом, музыкой

     Зала школьная полна.

     Но задумчивая, грустная

     Ты стояла у окна.

     Ты смотрела на танцующих.

     Кто-то с кем-то танцевал.

     А в глазах твоих тоскующих

     Грустный огонёк мерцал.

Начальница  литературного кружка, в который наша героиня входила  вместе со своими друзьями, разоралась: "Это упадническое настроение! У советской молодёжи такого не должно быть!" Короче, друзья возмутились, покинули кружок, и стали собираться на квартире у одного из  парней, куда стали приходить и другие юноши. Чем они занимались? Читали стихи Блока, Есенина, работы Ленина...

В конце концов наши герои, воспитанные на книгах и фильмах о революционерах-ленинцах,  пришли к мысли, что  в обществе "нарушена  справедливость", за которую надо бороться. Так возник в мае 1950 г. "Союз борьбы за дело революции". Участникам Союза было по 17-18 лет, а нашей героине - 16. О чём говорили члены этого Союза? Примером можно назвать выступление одного из ребят на комсомольском собрании, в котором он говорил о тяжёлом положении крестьян.

Союз просуществовал полгода. По доносу подонка-директора школы арестовали 8 участников кружка и ещё прихватили 8 человек, детей "врагов народа", наверное, для "массовости".

Приложила свою ручку к этой гнусности и упоминавшаяся руководительница литературного кружка.

Всё дальнейшее нетрудно представить. Допросы, побои, пытки... 13 месяцев следствия, 18 томов дела, в котором много протоколов с поддельными подписями. Заседание Военной коллегии ВС - три генерала, без адвокатов. Судилище длилось 7 дней. На скамье подсудимых пятнадцать еврейских  мальчишек и девчонок, и один русский, Владимир Мельников. 13 февраля 1952 г. был зачитан приговор (все обвинялись по знаменитой 58-й статье):

"К расстрелу - Бориса Слуцкого, Владлена Фурмана, Евгения Гуревича". В их числе была названа и наша героиня - Сусанна Печуро, но её "пожалели", и заменили 25 годами лагерей. Итого - троих к расстрелу, двоих к 10 годам, остальных к 25 годам.

Сусанна после "следствия" стала инвалидом. Она прошла 11 тюрем, семь лагерей, тяжёлые работы на строительстве. В январе 1953 г. её привлекли к дорасследованию в рамках "дела врачей", пытались получить "показания" на И.Эренбурга, которого она никогда не видела.

После смерти Сталина следствие  прекратили, и в 1956 г. выпустили по амнистии, как инвалида 1-й группы. Реабилитировали ли её - не знаю.

В дальнейшей её жизни была учёба в Историко-архивном институте, замужество, двое дочерей. Активная работа в обществе "Мемориал", даже будучи лежачей больной работала над статьями, редактировала...

Вечная ей память!

 

За использование этих материалов я благодарен Виктору Снитковскому, который был лично знаком с Сусанной Печуро.