Юбилейная дата. Документальные данные о блокаде.

Я понимаю, что фильмов о блокаде и тех временах было предостаточно. Но сегодня 70-летие, нельзя не вспоминать по существу. Вот я и хочу привлечь внимание к документальным кадрам про то, как это было. "Щадя современников",  особо тяжёлых данных не выставляю. Использую свои давние работы 

 


БЛОКАДА. ВОСПОМИНАНИЯ В КОРОТКИХ ФРАЗАХ.

Рассказывая о блокаде, моя свекровь говорила "Когда мы отправляли детей в эвакуацию, мы думали, что это, как в пионерский лагерь. Ненадолго. Я не представляла себе, с чем они там столкнутся. Если бы я знала - ни за что бы не отправила, ...но тогда бы все мы умерли". У нее к началу войны и блокады  было четверо детей, она отправила троих: старшему сыну - 12 лет, младшему - 6, дочери - 10. Младший умер в эвакуации от диспепсии. Старший ее сын воспоминаниями о жизни в эвакуации практически не делился и весьма скупо рассказывал об этом времени, буквально, 1-2 фразы, а  дочь - вообще никогда.  


Знаю о бомбежке дебаркадера, оставленного с детьми под Горьким (Нижний Новгород) посреди реки и больших жертвах. Ее дети, к счастью, не пострадали. Вечно голодный старший сын делился воспоминанием о местных стариках (то ли в Мордовии, то ли в Чувашии): "старуха шанежек напекла целый таз, а мне дала всего одну, а я столько дров ей перепилил!"


Младшей дочери было к началу блокады  4 года: "Мама, животик болит [от голода -ЛНП
]". "Да, ты раньше меня заставляла масло есть, а теперь совсем его на стол не ставишь..." Во время блокады, работая на хлебозаводе, свекровь собирала с полу рассыпавшуюся муку, слюнила маленький комочек и прятала на груди. Если бы нашли во время обыска при выходе, могли бы ...  Страшно было очень, но дома кормить дочь нечем.

Были у людей и маленькие радости. ФРАЗЫ из комментариев : "А мне бабушка и мама рассказывали, как они в блокадном Ленинграде, получили от дедушки с фронта маленький пакетик с сухарями, это было чудо". Из комментариев  
tigricaver
 





   Мой френд, художницаallos_chthon ,
   
рассказывает: 

  "Эти шахматы мой муж получил в подарок в 
   
 феврале 1943 года от своего отца из
    
действующей армии".

    Семейная реликвия.
    (Фото и текст даны с ее согласия)


ФРАЗЫ из записей френда  olhanninen  с ее полного согласия

 

БЕЛЫЕ ПАНАМКИ.

Где-то с сентября 1941 года люди стали отправлять детей в эвакуацию, многие сами
эвакуировались вместе с  детьми. ...Ясным осенним утром, проплакав всю ночь, она [бабушка] упаковала мамины вещи в картонный чемоданчик, и и они поехали на пристань. ...На пристани грузили детей в баржу, которую вел небольшой пароходик. Родители прощались с детьми, а многие ехали с ними. Но бабушка в последний момент передумала, заплакала, и они повернули обратно. Прошло всего ничего [времени], а тут - воздушный налет, завыла сирена. А когда бомбежка закончилась, всё затихло, подошли к реке и увидели, что по воде плывут панамки.
...Много белых панамок на воде. И больше ничего. И люди плачут.

Блокадники обычно скупо рассказывают о том, что пережили. Однажды пришло письмо от бывшей соседки Ольги  с двумя страничками текста из газеты "Невское время" от 20 января, в котором было сказано: 


«Безобразие! Мне Лидка уже звонила, и другие девочки. Мы свою славу уже пережили, не
надо нам этого, но я обязательно встречусь со всеми этими журналистами и все им
скажу, как поправлюсь, уж я им зада-а-ам! И писать буду, и рассказывать! Это что же они такое творят, а?!  Концентрируются на описании наших блокадных страданий. Будто ничего больше и не было, только страдали. Бумагомараки, тоже мне! А нас медалями наградили не за страдание и не за отличную учебу, за нее похвальные грамоты давали, - а за то, что РАБОТАЛИ, раз! Выращивали овощи для города, и не дети, а подростки, нам по 11-12 лет было, и наградили тех, кто работал лучше, перевыполнял план, а не всех подряд, во-вторых, у нас ИДЕЯ была, что мы фронту помогаем, с врагом боремся, а не просто так, за кусок хлеба.
Не рабский труд, а воодушевленный. Если б рабский, то мы бы не пережили, все б умерли, вот!  И не фотографий нам надо по всему городу, а правды!



У костра песни пели, в совхозе-то? – спрашивают. Какие песни?! Мы приходили с поля и падали в койку без сил! Работали в любую погоду, под обстрелами, лежишь между грядок, закрыв голову руками, и ждешь, когда закончится. Какие костры, когда светомаскировка?!  Или вон другие старики – даже старики, представь себе! – в поликлинике в очереди от нечего делать судачат: надавали им (нам то есть, блокадникам) медалей ни за что, мы все тоже по всей стране страдали, не одни они. Каждый раз, как сижу в очереди к врачу - политпросветом занимаюсь… А мы РАБОТАЛИ, а не только голодали и мерзли под обстрелами-бомбежками! Если старики так думают, то, что же молодежь?! Они вообще ничего не знают, а им только про наши страдания со всех сторон дудят, показывают юных страдалиц с медалями. Все это
педагогически даже неправильно, а не только ложь! Нужно написать, я напишу!»


Вот так.
По окончании блокады медики считали, что долго блокадники не проживут. Об этом свекровь рассказывала. Но в конце 1945 года с фронта вернулся ее муж, а в октябре следующего года она родила своего пятого ребенка, назвав его именем малыша, не вернувшегося из эвакуации. Наверное, зря, потому что с ним по жизни много проблем было. Другие ее трое детей получили хорошее образование и достигли хороших результатов каждый в своей области. Старший сын - профессор, доктор физико-математических наук, следующая дочь - химик, имеющая много изобратений,
младшая дочь - художница, имела персональные выставки, член Союза художников СССР, впоследствии преподавала в Мухинском училище композицию. Но сейчас их уже нет с нами.

Пронзительные стихи о временах блокады, написанные много-много позже, можно почитать здесь.

НИЗКО  КЛАНЯЮСЬ ВСЕМ, КТО ПЕРЕЖИЛ И ВЫСТОЯЛ В ТАКИХ ЖУТКИХ
ИСПЫТАНИЯХ И СОХРАНИЛ НАШ КРАСАВЕЦ-ГОРОД ДЛЯ НАС! 

Сохранил не только город, сохранили многих детей... как ни странно. Вот Ёлка, которую устроили в самый голодный и холодный Новый Год с 1941 на 1942 год.  Кадры взяты из любительского видеоролика.


ГОД 1942. Солдаты пришли к детям в бомбоубежище






Сначала - подарок.... хлеб. Маленький кусок хлеба давал жизнь


Каждый ребенок получил такой подарок - ломтик черного хлеба.


Потом - праздник... песни



Хоровод 


И елка есть, и костюмы


И Дед Мороз... все, как положено


Только радости на лицах нет.

Год 1943 - совсем другие дети, хотя блокада еще не снята ...












ТАКИЕ ЛЮДИ ....  БЫЛИ....   И СЕЙЧАС ЕЩЁ ЕСТЬ!  НЕ ТОЛЬКО ИЗ ЕЩЁ ЖИВУЩИХ БЛОКАДНИКОВ, НО ВПИТАВШИХ В СЕБЯ НАСТОЯЩИЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТАК ГЛУБОКО, ЧТО ИХ НИКАКИМИ ИСПЫТАНИЯМИ НЕ ВЫЖЕЧЬ И НЕ УБИТЬ,


ВСЕХ С ДНЁМ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ПОЗДРАВЛЯЮ!