Остаться в «своих»

На модерации Отложенный

 


Сила России — в ее многообразии

Языки разные, религии разные, а Родина — одна


Камиль Ланда, доктор политических наук, профессор кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ, на страницах «НД» высказывается о проблемах межнациональных отношений в современной России и делится своим видением решения этих проблем.

 

События, происходящие в пространстве межнациональных отношений в последнее время в России, заставляют нас возвращаться вновь и вновь к национальному вопросу. После каждого инцидента, наверное, как и многие, наивно полагаешь, что он последний или, в крайнем случае, один из предпоследних. А происходит обратный процесс — в негативную атмосферу межнационального противостояния вовлекается еще больше людей, в том числе высокие чиновники.
Если в ситуации со «стреляющей» свадьбой на Тверской с участием дагестанцев желтая пресса «вынудила» ошибиться многих уважаемых полковников и генералов от столичного МВД, поддавшихся на провокацию журналистов, то в события в Западном Бирюлеве оказалось вовлечено еще большее число силовиков, политиков и топ-чиновников российского политического истеблишмента.
Все это показывает, что трудности решения национальных вопросов тесно связаны с неразрешенностью социальных, экономических и политических проблем. Когда народы оказываются в труднейших экономических условиях, они объединяются по принципу этнической солидарности и начинают предъявлять счета друг другу. Экономические, социальные и политические проблемы обретают национальную окраску. Каждый вопрос рассматривается со своей национальной колокольни, и каждый видит только свою правду.
Все народы и этнические группы России обладают своими специфическими этническими особенностями, материальной базой и духовной культурой, языком, традиционным укладом жизни и типом хозяйствования, духовно-нравственной, социально-психологической и природной средой обитания, а некоторые — и конфессиональной принадлежностью, а также определенной спецификой организации социально-профессиональной структуры. О народах России можно сказать, что языки разные, религии разные, а Родина у всех одна.
Но существуют ли сегодня для капиталиста понятия Родины или благополучия нации, если опираться на теорию Карла Маркса? Для капиталиста, если речь идет о большой прибыли, нет ничего морально ценного, святого. Обеспечьте 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% — положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% — нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, даже под страхом виселицы, — писал немецкий философ. Проще говоря, если война и разруха приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому.
Мы не противники, а наоборот, сторонники популяции капиталистов в нашей стране, ибо мы выбрали этот путь развития еще 20 лет назад. Вопрос в другом: как остановить капиталистов, использующих межнациональные проблемы в России в своих жульнических интересах, для расширения и увеличения своего капитала? То, что они действительно этим пользуются, наглядно видно по последним случаям межнациональных столкновений в столице России. Сначала был использован инцидент, произошедший из-за непрофессиональных действий сотрудника полиции, на Матвеевском рынке, контрольный пакет акций которого принадлежал «лицу кавказской национальности» (хотя, бесспорно, ни в коем случае нельзя оправдывать гражданина, поднявшего руку на сотрудника полиции). А затем и тот, что случился на рынке в Западном Бирюлеве. Хотя московские власти говорили, что все происходящее не имеет никакого отношения к межнациональным отношениям, тем не менее все закончилось (если оно закончилось) так, как «капиталисты» для получения своей прибыли хотели и, вероятно, планировали провернуть руками «русских националистов», «скинхедов» и других «двигателей» межнациональной розни.
Западное Бирюлево показало, как можно использовать националистические движения в конкурентной борьбе, для завоевания рынков, ослабления и изъятия бизнеса у добросовестных бизнесменов другими хищниками бизнеса. Не дагестанец, гражданин другой страны, который не имел никакого отношения к этой базе, человек, который занимался частным извозом, более чем за три километра от овощной базы убил русского парня, а за это изымают бизнес у дагестанских бизнесменов, которые дают работу тысяче россиян.
Интересно, какая же схема будет применена для оттеснения из «рыночного» бизнеса и других хозяев оптовых рынков (Люблинский рынок, «Садовод», «Южные ворота» и др.)? А в данном случае могу предположить, что, по всей видимости, будет использована огромная армия мигрантов, у которых постоянные проблемы с Федеральной миграционной службой России. Дело в том, что, приехав в Россию, мигрант не может позволить себе ни физически, ни материально целую неделю сидеть «дома», пока ему сделают регистрацию на законном основании. И появляется многотысячная армия посредников, готовых помочь им сделать регистрацию за считанные дни, то есть за 1—2 дня. Посредники за приличные деньги оказывают «юридическую помощь» в оформлении и подготовке, сдаче и получении у ФМС «экспрессом» готовых для мигрантов документов. Тайна нерешаемых проблем с мигрантами заключается в многомиллиардных оборотах «теневых денег» в этом бизнесе, не учтенных российской налоговой системой.
Сегодня в России представителей Северного Кавказа зачастую воспринимают наравне с мигрантами из Средней Азии. Даже в научных кругах, на конференциях некоторые ораторы допускают эту «небрежность», и ничего. А во многом из-за этой «небрежности» страдают многие кавказцы.
Только к ухудшению состояния межнациональных отношений приводит постоянная критика и охаивание кавказцев, особенно дагестанцев, в федеральных СМИ. Это приводит к восприятию неправомерных действий чиновников и других структур по отношению к кавказцам остальной частью населения страны если не с радостью, то с молчаливым согласием. Если преступник русской национальности совершит преступление, то за это отвечает он сам, а если такое же преступление совершит кавказец, то за это «вынуждают» отвечать всех кавказцев. Вопрос, способствует ли это укреплению межнациональных отношений в стране, думаю, излишний.
Говоря о национальной политике в России, хотел бы отметить еще два важных, на мой взгляд, аспекта. 
Во-первых, по Указу президента России Владимира Путина созданные для урегулирования межнациональных проблем должности при руководителях субъектов федерации и муниципальных структурах не имеют кадрового обеспечения не потому, что нет профессионалов. Руководители этих структур и ведомств не торопятся принимать специалистов со стороны, не желая доверить им освоение финансов, направленных федеральным центром на обеспечение межнационального согласия на местах. Они предпочитают «обучать» своих, на что требуется немало времени.
Во-вторых, если проследить за информационным освещением событий, СМИ всеми средствами пытаются подлить масла в огонь, необоснованно приписывая те или иные преступления кавказцам или носителям ислама. Беда в том, что никто из российских СМИ за эту ложь, за обвинение людей, нагнетание напряженности в межнациональных отношениях не несет ответственности. А стравливание людей друг с другом за счет неоднократного повторения таких моментов уже состоялось.
Когда в РАНХиГС при Президенте РФ предварительно обсуждали Стратегию национальной политики, автор указывал на необходимость учета в этой стратегии данного негативного фактора для предотвращения возникающих трений в обществе на национальной почве. К сожалению, в Стратегии так и не вывели четкой формулировки необходимости привлечения к ответственности за распространение ложной информации.
В-третьих, государству необходимо усмирить своих топ-чиновников, ведущих политику национального размежевания. В данной ситуации имею в виду одного из глав субъектов РФ, который в день завоевания дагестанскими атлетами золотых олимпийских медалей в Лондоне заявил, что вольную борьбу необходимо исключить из Игр, так как больше всего наград в ней завоевывают кавказские борцы (из-за чего он в области позакрывал немало секций по вольной борьбе, уволив всех кавказских тренеров); а также некоторых представителей власти Краснодарского края, ведущих националистическую политику (хотя риторика губернатора края больше направлена не на представителей какой-либо национальности, а на носителей мусульманской религии, граждан страны. Не имеет же он ничего против роста численности, к примеру, грузин или армян в своем регионе), и Жириновского, постоянно оскорбляющего последователей ислама и кавказцев.
В связи с вышесказанным особо хотелось бы остановиться на двух моментах.
Во-первых, сегодня в Краснодарском крае происходят процессы нагнетания межнациональной розни, которые нельзя назвать иначе как настоящим вредительством по отношению к межнациональному согласию в регионе. Погранслужба на границе с Абхазией на час задерживает представителей Северного Кавказа якобы для проверки документов, даже если они в порядке. В октябре, когда мы с группой молодых политологов России ездили в Абхазию, на границе ехавшего с нами подполковника МВД Чеченской Республики задержали на 40 минут по непонятным причинам. А ровно через сутки пограничники задержали того же сотрудника, возвращавшегося в Россию, уже на час. 
Другой коллега предупредил нас при подъезде к российской границе, что его задержат на час, и попросил набраться терпения в ожидании его.

Этот человек — известный политик в Абхазии, в Краснодарском крае и России, неоднократно выступавший с трибуны ООН, Европарламента, он каждый месяц вынужден по общественным и рабочим делам пересекать границу.
Тревожит то, что задерживают уже не рядовых кавказцев, а известных общественных и политических деятелей. Более активных, прилагающих немало усилий для укрепления мира между народами и стабилизации ситуации на Кавказе. А в это же время представители Закавказья беспрепятственно пересекают границу России и никаких проблем проживания и освоения «новых» территорий страны не испытывают. Бесспорно, такая политика межнационального размежевания и нагнетания ненависти на этом участке российского Юга приведет к межнациональной розни и конфликтным ситуациям. 
О таких серьезных проблемах некоторые губернаторы молчат, а о проступках невежественных кавказцев, которые можно моментально уладить через местные постпредства, трубят во все трубы, возводя бытовые проблемы в масштаб региональных, а то и всероссийских.
Другая проблема, не позволяющая наладить межнациональное согласие в России, — это непосредственное участие в разжигании межнациональной вражды в стране представителей высших эшелонов власти Российской Федерации, в частности зампредседателя Госдумы Владимира Жириновского. Наряду с прочим на рекламных щитах по всей Москве политик недвусмысленно призывал «вернуть Москву москвичам», попутно отмечая «засилье» кавказцев, приравнивая их права в своей стране с правами приезжих из Средней Азии. Дагестанцы были возмущены опубликованными в газете высказываниями Жириновского, унижающими достоинство кавказцев: он сравнивал Кавказ с Черкизовским рынком и т. д. Более того, 24 октября в эфире телеканала «Россия», в ток-шоу «Поединок» (передача сама антикавказская и антимусульманская), он заявил, что наибольшая террористическая угроза для России исходит от Северного Кавказа. Поэтому, считает глава ЛДПР, в этом регионе следует ввести режим ЧП и оградить его колючей проволокой. Кроме того, по мнению Жириновского, на Северном Кавказе следует принудительно ограничить рождаемость (Гитлер такими же методами собирался ограничить рождаемость славян). Как правильно отмечает дагестанский политик и ученый Магомед Гусенов, «Жириновский воспитывает у молодежи самые низменные наклонности сплетника, стукача, нациста, фашиста, болтуна и хамелеона».
На такие фашиствующие взгляды по отношению к кавказцам и мусульманам России вице-спикера Госдумы Владимира Жириновского государство не реагирует. Оно своим молчанием поощряет некоторые СМИ и «прожириновских» стравливать представителей одной национальности с другой.Не было реакции на высказывания своего зама у уважаемого Бориса Грызлова в бытность председателем парламента, нет ее и у нынешнего спикера — не менее уважаемого Сергея Нарышкина. Устами лидера ЛДПР и некоторых СМИ государство позволяет себе унижать и оскорблять целый регион и 20 миллионов верующих своей страны.
Можем ли мы, дагестанцы, обвинять других в бездействии, когда сами никаких мер противодействия не принимаем, когда не работают наши институты «самозащиты»? Надо сделать то , что сделало «НД» (на протяжении трех лет редакция пытается привлечь Жириновского к уголовной ответственности. — «НД»). Мы сами непоследовательны, и к нам относятся соответственно. Нашим бы депутатам отстаивать интересы дагестанцев. Интересно было бы изучить «дагестанский феномен» избирания депутатов Госдумы, — от них редко услышишь какую-либо реакцию на всевозможные выпады националистов, в т. ч. и из числа своих коллег. Из депутатов от Дагестана только Гаджимет Сафаралиев обещал подать в суд на Жириновского. Надеюсь, у него хватит мужества довести дело до логического конца и он затребует более жесткого наказания, чем комиссия Госдумы по вопросам депутатской этики, которая выступила с осуждением высказываний лидера фракции ЛДПР Владимира Жириновского о Северном Кавказе и вынесла ему «страшное» наказание — предупреждение. «Указать Жириновскому В.В. на недопустимость некорректного использования демократических принципов парламентской риторики для обнародования позиции по вопросам политических отношений», — единогласно постановила комиссия. Никакого наказания не последовало. Не удивлюсь, если все члены комиссии Госдумы по этике сами подвержены нацизму и шовинизму. И после таких высказываний вице-спикера и решения комиссии Госдумы по этике удивляются антагонизму в обществе и крайне сложной ситуации по всей стране в межнациональных отношениях.
Вышесказанное — проблема не одного погранпоста, Краснодара или Ставрополя, и «жириновские» способствуют политическому, экономическому, образовательному и этническому размежеванию пространства России. 
Если внутренние проблемы новым руководителем Дагестана как-то решаются, то для поднятия имиджа республики за ее пределами, противостояния огромной массе критической информации и в том числе проблемам, создаваемым самими дагестанцами, сил одного постпредства явно недостаточно. «Сиротливостью» и тем, что заступаться за Дагестан некому, пользуются многие политики, политические структуры и СМИ в России. «Что это, месть за то, что местные ополченцы несколько дней до передислокации российской армии отстаивали в 1999 году целостность России, противостоя басаевским бандформированиям?» — вопрошают некоторые аналитики. Дагестан стал самым критикуемым регионом в России по всем направлениям. При этом, перенаправив почти все налоги в центр, посадив республику на дотации, власть позволяет политиканам кричать: «Хватит кормить Кавказ!» 
Со стороны можно подумать, что то, что происходит в борьбе с терроризмом в республике, СКФО, не имеет отношения к межнациональным разногласиям. Это не так. Не может дагестанец, кавказец, приехав в центральные российские города, вести себя так же, как в отношении соотечественников на малой родине, если он приехал оттуда, где каждую неделю убивают. Это ему ненавистно, ведь он воспринимает все эти проблемы как результат политики Москвы. Более того, его травят, постоянно критикуют, огульно охаивают в центральных СМИ. Сколько за 20 лет было положительных программ про Дагестан и Кавказ?.. И не может простой русский обыватель воспринимать кавказца положительно при такой массе антикавказской пропаганды, возводящей каждого молодого кавказца в ранг если не бандита, то потенциального правонарушителя. Межнациональные проблемы всегда будут в России, пока будет продолжаться борьба с террористами на Кавказе. Хотим мы этого или нет, но это влияет на межнациональные отношения. А борьба с супостатами растянется, так как работает только один рычаг борьбы с терроризмом. Где же идеология государства (Россия — одна из немногих стран в мире, где Конституцией запрещено иметь свою идеологию), экономическая составляющая для сдерживания потенциальных боевиков, где образование, профилактика терроризма? Почему не боремся с безработицей? Из всех рычагов и методов, которые можно использовать для искоренения терроризма, у нас работает только один — ликвидация. Ставка на физическое уничтожение боевиков — последний, крайний способ борьбы с маргиналами общества, а не единственный! (Пока автор писал эти строки, в городе-герое Волгограде, в городе воинской славы (почему Волгоград? Остается вопрос!), произошли очередные террористические акты. СМИ продолжают утверждать, что теракт совершили шахидки.)
Дальнейшее упрочение исторических традиций, созидательных и добрососедских межнациональных отношений в России во многом зависит от самочувствия каждого народа, россиянина любой национальности в любом уголке своего родного Отечества. Для этого необходимо прекратить стравливание русских и нерусских, мусульман и немусульман, а нам самим, мусульманам, перестать делиться на всякие течения.
Бурный рост национального самосознания, затронувший все слои населения России целиком и Дагестана в частности, неподготовленность российского общества и всех уровней власти к реализации его возросших требований создали глубочайшую напряженность в межнациональной сфере. Взбудораженность национального самосознания позволяет разрушительно ее политизировать. Неудачи реформ и трудности становления российской государственности, да и ошибки прошлого, представители различных национальностей зачастую перекладывают друг на друга. В этом же ряду стоят не всегда оправданные обвинения в сепаратизме, национализме и шовинизме некоторых народов и субъектов федерации. Подобное положение вынесло на передний план целый комплекс проблем национального развития и межнационального сотрудничества дагестанских национальностей, их представительства в органах государственной власти и управления, равноправного включения всех национальностей в социально-экономические и культурные процессы во всей Российской Федерации.
При разработке и реализации конкретных программ национального развития и межнационального сотрудничества российского народа принципиально важным является учет состояния и социально-экономических факторов развития этносов и территорий, которые оказывают самое существенное воздействие на характер развития межнациональных отношений. Это необходимо учитывать при реализации федеральных и республиканских программ в области государственного, экономического, этнокультурного и социального развития и сотрудничества народов России.