Николай Платошкин про Егора Гайдара

На модерации Отложенный

Николай Платошкин про Егора Гайдара

Сегодня

Николай Платошкин, говоря о Егоре Гайдаре, всегда отмечает особую роль этого человека не только в плане деструктивных реформ, но еще и нужно помнить о роли Гайдара в распаде СССР. Он был одним из группы Ельцина в Беловежской пуще, он редактировал Беловежские соглашения.

 

Николай Платошкин

Егор Гайдар до распада СССР

Егор Гайдар родился в семье коммунистов, в раннем возрасте начал интересоваться экономикой, изучил классиков марксизма-ленинизма. Ожидалось, безусловно, что Гайдар станет человеком, который будет до последнего бороться за СССР.

Егор Гайдар не только в 1980 году вступил в КПСС, но также начал работать в Всесоюзном НИИ системных исследований. А его руководителем был Станислав Шаталин, советский экономист, который на самом деле был антикоммунистом, сторонником радикальных рыночных реформ, перехода к капитализму. Там появлялись кружки экономистов, где обсуждались эти самые реформы. Начиналось все с предложений вроде перехода к рыночному социализму, а завершились дискуссии тем, что нужно переходить к капитализму, проводить жесткие реформы.

При этом нужно понимать, что Гайдар скрывал свои взгляды. Он был одно время редактором в журнале ЦК КПСС «Коммунист», публиковал статьи, где критиковал рыночные реформы, выступал против приватизации. Все это было ровно до того момента, пока он не понял, что КПСС конец. После августовского путча 1991 года Егор Гайдар раскрыл свои взгляды публично.

 

Егор Гайдар

Егор Гайдар: реформы

Главное, что нужно понимать в логике реформ по предложению Гайдара, это то, что Гайдар учился на отделении зарубежной экономики, а его главной темой была экономика Чили. Гайдар стал поклонником генерала Пиночета, и он определенно хотел реализовать примерно те же реформы, что были в Чили при Пиночете.

Егор Гайдар исходил из того, что государства не должно быть в экономике. Он заявлял, что есть законы рынка, которые сами по себе все регулируют. В то же время Егор Гайдар отмечал, что люди, у которых ухудшится жизнь во время реформ, просто не вписались в рынок, то есть это примерно как законы природы, если рассматривать ситуацию с такой точки зрения. Егор Гайдар не считал чем-то плохим развал СССР, и не считал чем-то негативным, что принимал участие в событиях в Беловежской пуще.

Планов реформирования экономики в России было немало, но Ельцину и иностранным партнёрам, в том числе организациям вроде МВФ, больше всего понравились реформы Егора Гайдара. Говорили, что это «быстро и правильно». Гайдар обещал, что в первые год-два будет тяжело, но затем Россия будет процветать, и люди забудут об СССР, так как рынок все урегулирует сам в интересах большинства, экономика будет развиваться сама по себе при помощи рыночной стихии. Гайдар вспоминал, как в начале девяностых рад был видеть на улице людей, которые продавали свои вещи (одежду, награды, книги и проч.). Только он, видимо, не понимал, что продавали эти вещи не из-за большого желания, а скорее из-за нужды.

Министр станкостроительной и инструментальной промышленности СССР Николай Паничев в своих мемуарах утверждал, что задавал прямой вопрос Егору Гайдару о развитии тяжелой промышленность в 1992 году.

Паничев заявил Гайдару, что нужно развивать станкостроение, а на это Гайдар ответил прямо, что свои станки России не нужны, ведь есть нефть и газ. Можно просто купить станки за границей. Такой вот был экономический подход. Это относилось не только к станкам, а в целом к отечественной промышленности и сельскому хозяйству. По предложению Гайдара были отменены почти все крупные проекты СССР, закрыты стройки. Гайдар был искренним сторонником деиндустриализации, потому что считал предприятия СССР неэффективными, так как они работали на государство, а не на бизнес. А еще их, по мнению Гайдара, было слишком много.

 

Анатолий Чубайс и Егор Гайдар

Политик Егор Гайдар

Николай Платошкин указывает, что Егор Гайдар был либералом только в экономике. В политике этот человек либералом не был. Потому что против его реформ выступало большинство, даже больше: против его реформ выступал реальный опыт большей части стран.

Ведь если изучить опыт наиболее развитых стран, то нет ни одного примера, где бы «свободный рынок» по Гайдару стал основой развития экономики. Государственное вмешательство есть и в США, и в Южной Корее, и в Японии, и в Германии. А Гайдару это было важно? Нет. Он предлагал проводить эти реформы даже в том случае, если бы 99% населения были против. Ему это было неважно.

Гайдар не создал эффективную экономическую систему, а привел всю систему к краху, считает Платошкин. Потому что после него приходило многое исправлять, приходилось признавать, что все-таки государство должно заниматься экономикой. После этого Гайдар решил поучаствовать в политике, так как подумал, что у него много сторонников в России.

 

Егор Гайдар (лидер "Демократического выбора России")

В политике Гайдар возглавил партию «Демократический выбор России», которая проиграла выборы даже в 1993 году, когда Гайдара поддерживала власть. А на выборах в 1996 году за партию Гайдара проголосовало всего 3%. Гайдар очень быстро превратился в маргинального политического деятеля, хотя оставался влиятельным экономистом для политической «элиты» тех лет.

Николай Платошкин указывает, что эффективная модель экономики в России была в период правительства Примакова-Маслюкова, когда действительно исправили многие ошибки, которые допустил Гайдар. Самое забавное, что затем сам Гайдар утверждал, что экономический рост в России в конце 1990-х — это его заслуга. Хотя все наоборот: это заслуга тех, кто открыто признал, что реформы Гайдара — это деструктивные реформы, и нужно сделать максимум для того, чтоб эти реформы пересмотреть или отменить. Максимум не был сделан, но все же на 100% задумки Гайдара не были реализованы, потому что действительно в современности нет ни одной страны, где «чистый рынок», где нет государственного регулирования экономики.

Гайдар — сторонник так называемого свободного рынка, а в период Примакова-Маслюкова был протекционизм. Не такой, как в советские годы, но достаточный для того, чтоб обеспечить рост экономики.