Первые танки России
или Советские и танки
Дню танкиста посвещается
Необходимое отступление
Тяжела и неказиста была жизнь советского историка. Ибо главной задачей советского историка была не собственно история, а доказательство отсталости России и неизбежности мировой пролетарской революции. Что только не приходилось делать для этого: и фальсифицировать статистику, и подделывать дневники, и в упор не замечать очевидных фактов, постоянно помня о главной задаче. Невидимые бойцы идеологического фронта, они шли в бой каждый день добывая небольшой кусочек масла к тому хлебу который имели остальные советские граждане. Не избежал этой участи и такой участок этого фронта, как история танков.
Царь - танк
Я с детства увлекался танками и, в отличие от многих, мог похвастаться что сам видел, щупал и сидел во многих танках начиная от Т-10М (на котором отец входил в Чехословакию), до Т-34-85 (которые ещё стояли на вооружении в 70-х). Настольной, у меня была книга Танк 1954 года (чудом спасённое от уничтожения первое издание, в котором не вычеркнули упоминание о Сталине), которую я почти выучил от корки до корки. И вот в ней я впервые обратил внимание на некую странность. Странность касалось истории танков царской России. Если по определению (которое в 8 лет я не подвергал сомнению) танк был бронированной боевой машиной только на гусеничном ходу, то история танков России включала всего два эпизода танк Пороховщикова (одноместный с одной брезентовой лентой вместо гусеницы) и танк Лебеденко с огромными колёсами, который застрял сразу после постройки. Странно, причём тут Лебеденко, со своими колёсами, думал я, танк же он только на гусеницах. А недавно, читая воспоминания знаменитого конструктора пушек Грабина, обратил внимание на краткий исторический экскурс по танкам: в царской России было всего две попытки построить танк (Пороховщиков и Лебеденко) но и те глупые, как и сам тогдашний царь. Притом текст почти слово в слово повторял текст моей старенькой книжки. Просматривая другие источники я натыкался на аналогичный по смыслу текст.

Это был «символ веры», советская молитва, которая повторялась без изменений, с целью скрыть нечто очевидное, а так как с эпохой интернета что либо скрыть практически невозможно то и выяснил я следующее.
История боевых машин.
Идея боевых бронированнных машин появлявшаяся у разных народов в том или ином виде реализовалась только после того как появились двигатели, пулемёты и технология бронирования (кораблей а затем и всего остального).
После решения этих технологических проблем проекты бронеходов стали появляться в разных странах как грибы после дождя и везде они встречали несмешки и не понимание со стороны реакционного самодержавия. Так было в Британии, Германии, Австро-Венгрии, за исключением России.
В России в 1904 году подобный проект подесаула Михаила Накашидзе, потомственного русского офицера, был рассмотрен и одобрен Николаем 2, и без промедления был изготовлен опытный образец (для оперативности он был заказан французам, т.к. все военные заводы в России были загружены военными заказами, война всё же). В России понимали насколько дорого (по деньгам и времени) будет переналадка производства, потому часто опытные образцы заказывали частным компаниям, а затем, учтя все недостатки, организовывали производство у себя. Французы, кстати, решили украсть идею и сделали не одну, а две машины, одну оставив себе.
Боевая машина Накашидзе была подвергнута всесторонним испытаниям, в том числе на проходимость по просёлочным дорогам и пашне и показала высокую надёжность. Для вооружения Русской армии было заказано ещё 12 бронеходов (два из которых, на это раз, были украдены уже немцами при прохождении груза через немецкую таможню). Машины передаются для опытной эксплуатации в 4 военных округа (Варшавский, Виленский, Петербуржский и Киевский).

В Петербурге же для изучения боевого применения создания и совершенствования новой техники в 1910 году организуется 1-я Учебная рота (затем названная 1-й Пулемётной, а затем и 1-м Броневым дивизионом).
Итак через три недели после нападения Германии на Россию, а именно 19 августа 1914 года Николай 2 преобразует учебное подразделение в первое в мировой истории подразделение вооруженное бронированными боевыми машинами (с пулемётным и пушечным вооружением). Так начинается история тех войск, которые в разных странах позднее назовут моторизованными, бронированными, мобильными, танковыми, и кавалерийскими (в Британии).

А в ноябре 1914 это уже подразделение добивается первых успехов на фронте. Итак, русское реакционное самодержавие обогнало остальные реакционные самодержавия (Британии, Германии и Австро-Венгрии) на несколько лет важных лет. Впрочем, подобная картина была и в других областях, например в авиации и т.п.
Именно это факт пытались скрыть советские историки, придумывая глупые определения, не замечая факты и откровенно обманывая. К тому же сам гусеничный движитель был создан в России в 1889 (трактор Блинова) и русские лучше всех знали все его плюсы и минусы.
В бою
В результате практики боевых действий окончательно выработалась концепция использования подразделений вооружённых боевыми машинами. Участие в прорыве фронта, быстрое продвижение вперёд, разрушение тылов и коммуникаций, захват и удержание до подхода основных сил пунктов в тылу врага.
Но с началом позиционноного этапа войны рождается и идея возложить на новый вид войск задачу самостоятельного прорыва обороны противника. У нас эта идея была детально проработана В. Д. Менделеевым (сыном) и выдвигалась другими офицерами и инженерами в разных странах. В реальность она была воплощена слегка опоздавшими к созданию мобильных войск англичанами. Первый результат был отрицательный Самостоятельно танки не были способны прорвать оборону, а тихоходные относительно большие гусеничные машины, были лёгкой добычей артиллерии и пехоты. Но зато они придумали слово танк и как и утверждают что именно они его и создали и как бы впервые применили их в сентябре 1916. На примере реакционного британского царизма остальные участники войны поняли, как именно делать не надо.

Кстати самым массовым, удачным и технологичным гусеничным танком первой мировой войны был Рено ФТ17. Именно французский танк был тем танком, который определил классическую конструкцию танка уже второй мировой.
В России же имевшей на вооружении уже сотни боевых машин и успешно их применяющей, Николай 2, по совету своего шофёра, провел модернизацию, резко улучшившую проходимость боевых машин, особенно на снегу. Это был гусеничный привод Кегресса, который зимой дополнялся лыжами и обеспечивал великолепную проходимость, как по дорогам, так и по бездорожью, а самое важно сохранял манёвренность и надёжность уже стоящей на вооружении техники. Именно эта конструкция и получила название «Русский тип танка».

Собственно все советские пляски вокруг гусениц и возможно и были призваны отвлечь внимание от простых и упрямых фактов, а именно что есть боевая задача развития наступления , для этого во всех странах были созданы специальные войска, но технически проблему их оснащения в разных странах решали по-разному. И к примеру, англичанам не удалось её решить в реальности, что они и компенсировали тем что до сих пор могут делать лучше всех – пропагандой. А русские и французы технически по разному, но решили эту задачу в годы ПМВ.
И в мире ещё долго не могли прийти к однозначному выводу какая концепция лучше, в СССР следовали коцепции определённой Николаем 2 выпуская танки серии БТ. В Германии взяли за основу конструкцию Рено, а шасси русского типа танков использовали для транспортёров. Во Британии выпускали танки двух типов (для прорыва и для развития наступления.
После захвата власти и уничтожения офицеров и инженеров Советская власть начала своё триумфальное шествие с того что скопировало танк Рено, назвав его МС-1 Борец за всё хорошее товарищ Ульянов-Ленин.
Тут надо отметить что большевики как раз точно знали силу бронетехники и первым делом переманивали на свою сторону именно личный состав именно броневых дивизионов, там где не могли переманить – захватывали тоже первым делом. Именно с помощь царских Остин-кегрессов выпущенных на Путиловском и других заводах они проводили свои расказачивание-раскарячивание огромной страны.
Следующим танком был купленный за украденное из церквей золото Виккерс 6 т, гордо названый Т-26.
Затем БТ (на базе Кристи). Кстати БТ колёсно-гусеничный танк являлся как раз прямым наследником русского типа танка.
И только в 1938 в СССР окончательно определились с перспективными танками – они окончательно стали гусеничными.
Комментарии