Когда правду силы меняет сила правды

Алексей МУХИН, генеральный директор Центра политической информации
 
Когда правду силы меняет сила правды
Недоброжелатели разных калибров уже, похоже, устают фиксировать политические успехи Владимира Путина. Скоро, похоже, и его апология перестанет быть актуальной из-за очевидности происходящего вокруг российского президента

Не так давно американские СМИ, например авторитетный Forbеs, признали его самым влиятельным политиком в мире, а теперь российский лидер стал третьим в британском рейтинге самых уважаемых людей в мире.

Пожалуй, признание этого со стороны самых последовательных критиков действий Кремля действительно, что называется, дорогого стоит: опрос провела британская газета The Times совместно с международным институтом изучения общественного мнения YouGov. Обе эти структуры трудно заподозрить в симпатиях к Путину, скорее наоборот.

Признание успеха Владимира Путина критиками Кремля дорогого стоит.
Признание успеха Владимира Путина критиками Кремля дорогого стоит.
Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Причем, как правило, при проведении подобных опросов сильны и зачастую лидируют национальные или, так сказать, культурно-корпоративные предпочтения, но и здесь Президент России обошел по популярности своих коллег из стран - партнеров по БРИКС, хотя некоторые из них гораздо более густо населены и могли бы оказать поддержку своим фигурантам опроса в результате массового голосования за, но нет. А еще один весьма уважаемый и влиятельный политик - германская канцлерин Ангела Меркель, давнишняя соперница Путина по разным рейтингам, - вообще заняла 26-е место. 

Разбираясь в причинах такой неожиданной, прямо скажем, симпатии к Путину, скорее всего, опрошенное население поддержало российского президента исходя из очень любопытных причин.

Впервые, пожалуй, лидер СССР/России оказался столь симпатичен гражданам других стран в дополнение к популярности у себя в стране. Ведь победа на последних президентских выборах, как раз и подтвердившая эту популярность, еще не гарантия того, что политик сможет понравиться населению, так сказать, в чужой популяции, на враждебной подчас территории. Тем более что критика персонально Владимира Путина в последний период только нарастала и уже принимает беспрецедентные масштабы, что называется, «с переходом на личности».

Возможно, именно в этом и кроется один из основных секретов такого успеха: чем больше Путина ругали политики и СМИ других стран, тем больше ему симпатизировало их население. Ведь кого ругают «не по делу», того и хочется защищать, такова естественная реакция у большинства добрых людей. 

Очевидно и то, что дипломатические успехи нынешнего Президента России и его команды контрастировали с неспособностью многих, западных и восточных, политиков принимать ответственные и трудные решения, которые вели бы к реальному разрешению серьезных конфликтных ситуаций.

В результате стал падать и интерес к тем деятелям, политическая импотенция которых не позволяет им действовать исходя из интересов даже своих собственных стран - в обмен они предпочли подчиниться воле сильного.

Впрочем, организаторы опроса отметили, что и сила по-прежнему в почете: жители разных стран голосовали в основном и за Владимира Путина, и за Барака Обаму.

С учетом последних явных просчетов администрации американского президента, которые включают «ливийский конфликт», «сирийский конфликт», разоблачения Эдварда Сноудена, разрушительные «арабские революции», бесславный уход из Афганистана и практически неизбежное возвращение туда талибов и т. п., - ситуация более чем показательна. Однако следует учитывать и то, что США по-прежнему располагают самой мощной армией в мире и ведут беспрецедентно активную деятельность по оказанию давления не только на своих оппонентов, но и на своих партнеров. Причем последние стали все менее терпеливо сносить это давление. Интересно, что некоторые из них даже стали искать сближения с Россией, чем вызвали еще большее неудовольствие со стороны США. В их числе оказались довольно разноплановые страны, например не только Израиль, но и Саудовская Аравия.

На фоне этого инициативы российского президента, из числа реализованных, что добавляет им веса, носили подчеркнуто миролюбивый характер: успешная организация Олимпийских игр в Сочи к 2014 году, подготовка к чемпионату мира по футболу в 2018-м, разрешение т. н. сирийской проблемы исключительно и по настоянию России в дипломатическом ключе, а также, несмотря на скептицизм недоброжелателей, улучшение международного имиджа и инвестиционной привлекательности России за рубежом.

Примером последнего, кстати, служат мегасделки между «Роснефтью» и ТНК-ВР, «Роснефтью» и ExxonMobil, успешное завершение строительства Nord Stream совместно с Германией, начало реализации проекта South Stream совместно с большим количеством европейских партнеров и другие значительные инвестиционные проекты.

В истории СССР/России, конечно, были примеры действительно популярных политиков внутри страны, некоторые из них даже стали известны и за рубежом. Однако эта известность носила в основном негативный подтекст и даже скандальный характер: Иосиф Сталин, Никита Хрущев, Леонид Брежнев. Была, не секрет, и обратная ситуация, когда крайняя непопулярность внутри страны сочеталась с удивительным успехом за рубежом: Михаил Горбачев. Но так, чтобы политик был популярен и внутри страны (63,6% голосов, поданных за Путина на выборах президента в 2012 году, говорят сами за себя), и за ее пределами, это ситуация уникальная.

Причем секрет такого успеха Путина за рубежом довольно прост: его позиция, основанная на национальных интересах своей страны и подкрепленная безусловным уважением к международному праву, как раз и вызывает такую беспрецедентную симпатию у людей разных национальностей и разных социальных групп. И эта симпатия основана на простых человеческих чувствах и, возможно, желании: вот бы и нам такого.

Впрочем, и в России Путин давно и прочно занимает твердые позиции и как политический лидер, и как лидер общественного мнения, которое часто он сам и формирует, выступая основным ньюсмейкером. И профессиональные сообщества, и даже его недоброжелатели не могут этого не признавать, в противном случае они рискуют выглядеть оторванными от политических реалий.

Говорят, что правильные действия человека порождают и правильное отношение к нему людей. Если признать влияние можно и с помощью силы, то уважение можно только заслужить.