Мой ответ «Коммерсанту»
Дело было так: возвращаюсь я сегодня, довольный, со слегка гудящими пальцами, после двухчасового креативного релакса по Тверской (и это было совсем не то, о чем вы, бесстыдники, подумали!). Тут звонок на мобильный – здравствуйте, так, мол, и так, я корреспондент газеты «Коммерсант», не могли бы вы, уважаемый эксперт Алексей, дать нам комментарий?
А я в последнее время неведомым путем попал в какие-то таинственные списки «экспертов», которыми, видимо, журналисты разных изданий делятся друг с другом. Что-то типа «Люди, которые знают все обо всем, или, по крайней мере, готовы по любому поводу сказать что-нибудь забавное». Мне поэтому частенько звонят и интересуются моим мнением по самым диковинным вопросам. Под Новый год, например, позвонила девица, сказала, что она откуда-то из «Новых известий» и попросила рассказать, почему современные россияне празднуют этот самый Новый год.
Казалось бы – почему меня? Я-то откуда знаю? Я что, специалист по Новому году? Книгу про него написал?
Но я знаю – это все идет от концепции так называемой «современной журналистики», которую я, кстати, считаю в корне неверной. Зато эта концепция очень нравится издателям и редакторам. Суть ее в том, что якобы журналист сам по себе – это никто, подставка под микрофон, самопишущая ручка; его мнение никому неинтересно, да и мнения он, как Молчалин, не должен сметь иметь. Читателя, мол, интересуют только мнения уважаемых людей – «экспертов». И вот единственная задача журналиста – эти самые мнения экспертов собирать. Много набрал – молодец, мало – дурак.
Хотя, казалось бы – поручили условной Даше Ивановой написать статью про Новый Год – ну так и напиши ты про Новый год что сама думаешь! На то и журналистика. Но нет – надо спросить «психолога Алексея Рощина», хотя ведь ежу понятно: для обычного читателя «Новых известий» (если таковые вообще существуют в природе) что Даша Иванова, что Алексей Рощин – равно совершенно непонятные и неизвестные субъекты… Словом, подавляют личностное начало в журналистике, гады.
Ну ладно, это было вступление. Я, собственно, хотел похвастать. Значит, звонит мне журналист «Коммерсанта» и задает очередной вопрос на засыпку: дескать, вот недавно в московскую мэрию аккурат, видимо, под выборы в Мосгордуму назначены два политических пиарщика, фамилии у них Гусев и Сайкин. Знаю ли я этих людей и как могу прокомментировать это назначение?
А я уже в кафе зашел, «Николай». Прельстила вывеска «У нас самые вкусные пироги!» Ткнул наугад пальцем в пару аппетитных кусков – а журналист все бубнит в трубке, какие-то подробности еще рассказывает про этих назначенцев. Слышно ужасно, а главное – подробности мне точно помочь ничем не могут, так как я знаю точно: о том, кто это такие, я не имею ни малейшего понятия. Вообще впервые слышу эти фамилии. Кто такие – хрен их знает.
Ситуация, скажете, ясная, как слеза? Журналист позвонил «эксперту», «эксперт», понятно, впервые слышит о том, о чем его спрашивают. Надо коротко и вежливо сообщить об этом, да и повесить трубку, перейдя к пирогам. Не так ли?
Но нет! Мы не ищем легких путей! Очевидно, КРЕАТИВНЫЙ релакс взбодрил меня несказанно – поэтому я решил не расстраивать молодого человека и выступить во всем экспертном блеске. Оставив пироги одиноко остывать, я вышел в предбанник и начал:
- Друг мой, - говорил я проникновенно, - честно говоря, фамилии этих уважаемых людей… как вы сказали? Гусев и Сайкин? Нет, ни о чем мне не говорят. Не имею в виду ничего дурного – но я о них не слышал. Я в этом бизнесе уже 15 лет, с конца 90-х… О, то было великое время для политконсалтинга! Какие имена, какие компании! Какие кампании вели – через букву «а»! Вы записываете? Тогда работали настоящие монстры своего дела, да… Наш «Центр Политических Технологий», «Никколо М», «Пропаганда», Ситников, Павловский имели свои агентства! Сейчас, кстати, ничего из них не осталось, кроме, опять-таки, нашего ЦПТ. А так – все распались. Не выдержали резкого оскудевания рынка политконсалтинга в середине и второй половине «нулевых».
- Я к тому, - продолжал я с жаром (корреспондент в трубке увлеченно поддакивал), - что в то великое время ни о каких гусевых и сайкиных никто не слышал.
Другие люди были на слуху. А потом и рынок схлопнулся – вот тогда, видимо, эти ребята и проявились. (Опять-таки – ничего плохого лично о них сказать не могу) Знаете, с чем это можно сравнить? С ловкими млекопитающими. Помните, давно, в древние времена, на земле царили одни динозавры? Потом случился катаклизм – типа отмены Путиным губернаторских выборов – и все динозавры неожиданно вымерли! А на поверхности оказались шустрые млекопитающие, которые раньше были и не видны вовсе в их тени. Как, наверно, и пресловутые Гусев и Сайкин…
В принципе, это было уже круто. Корреспондент увлеченно записывал – я слышал, как он там стучит по клавиатуре. Яркая метафора с динозаврами – этого было достаточно для «Коммерсанта», я это понимал. Можно было остановиться, но, как говорится, потный вал вдохновения гнал меня дальше:
- Вы спросите, - сказал я задумчиво, - в чем же отличия этой новой, не побоюсь этого слова, генерации современных пиарщиков, условных гусевых и сайкиных? Хорошо, я вам отвечу. Конечно, выросшие на скудном подножном корму – они сильно отличаются. Это люди, куда более ориентированные на работу с властью, со всевозможными администрациями всех уровней. Это мастера «обманок», мастера имитаций. Если былые гиганты вели предвыборную борьбу – эти ребята понаторели в искусстве ИМИТАЦИИ политической борьбы! Всякие, знаете, кандидаты-двойники, псевдооппозиционные партии, борьба хорошего с лучшим и все в этом духе. Вы думаете, я их знаю?! Я ведь и сам ушел с рынка и вернулся на него совсем недавно и гляжу на новую поросль с недоумением, как и вы. Гусев? Сайкин? Кто это, черт возьми?!
- Очень хорошо, - просипел на том конце провода явно тоже утомленный потоком моего красноречия корреспондент. – Но все-таки – каков ваш прогноз?
И прогноз у меня родился буквально сразу:
- Прогноз очевиден! – сказал я горько и торжественно. – Некоторые мои коллеги в последнее время расслабились: они стали думать, что времена открытой предвыборной борьбы возвращаются, что на выборах снова, как в «проклятые 90-е», будет прямая конкуренция партий и кандидатов, словом, «разгул демократии»! Однако я являюсь выразителем мнения другой группы экспертов: ничего не будет. И появление на ключевых постах в московской мэрии пиарщиков-имитаторов, специалистов по искусственной «борьбе» образца «поздних нулевых», таких как Гусев и Сайкин – ясное подтверждение того, что прав я, а мои оппоненты – нет!
И я вытер пот со лба.
Теперь ждем, появится ли мой смелый прогноз в «Коммерсанте». На всякий случай уточню, что я по прежнему не имею ни малейшего понятия о том, кто такие Гусев и Сайкин, поступили ли они на работу в московскую мэрию и существуют ли вообще такие люди в природе.
Но с выборами в Мосгордуму уже многое прояснилось, не так ли?
UPD1:
Припомнился пелевинский "Ампир В", там много по экспертам, но это, по-моему, самое точное:
"– Вообще-то, – сообщил я, – я в свой жэжэ почти ничего не пишу. Просто я не читаю газет и не смотрю телевизор. Я там узнаю новости. В жэжэ всегда можно выяснить, что думают профессионалы – у любого эксперта сейчас есть свой блог.
– Читать вместо газет блоги экспертов, – ответила Гера, – это все равно что не есть мяса, а вместо него питаться экскрементами мясников."
UPD2:
Я тут совсем не разжигаю и не намекаю на "экспертов" МаксПарка, кои торжественно повешены на стартовой страничке. Или, к примеру, на известную культовую группу "экспертов ИА REX".
Но всё-таки ... не будем забывать, что в первичную настройку советского гуманитария (а таких среди "экспертов" чуть более, чем все) всегда и обязательно входило умение бессодержательно тарахтеть на любую заданную тему не менее пятнадцати минут или одного печатного листа за подход.
Комментарии
Ждем Сайкина.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором