Бывший премьер-министр Израился Ариэль Шарон скончался на 85-м год жизни. Он пребывал в коме с 2006 года после инсульта.
Ариэль Шарон пришел в политику, зарекомендовав себя как талантливый военачальник. Его кампания во время войны Судного дня 1973 года стала блестящей тактической победой – он провел израильские войска через Суэцкий канал, отрезав третью армию Египта.
Шарон для многих был также известен как жестокий и неосторожный руководитель – в 1982 году он возглавил вторжение в Ливан, в результате которого от рук ливанских вооруженных формирований погибли сотни палестинцев в лагерях «Сабра» и «Шатила» в Бейруте.
Бывший переговорщик США на Ближнем Востоке Деннис Росс говорит, что именно армия сформировала Ариэля Шарона как политика:
«Он пришел к выводу, что мир можно достигнуть единственным способом – заставив уважать силу Израиля».
Как политик Шарон – фигура неоднозначная. Будучи членом кабинетов нескольких премьеров, он продвигал идею строительства еврейских поселений на палестинских территориях.
По мнению палестинского историка Шукри Абеда, это стало причиной дальнейшего недовольства Шароном среди арабов:
«Мягко говоря, ему не доверяли, и, вероятно, ненавидели многие из них – за его жесткие позиции, за его строительство поселений. Он был отцом строительства поселений», – поясняет Абед.
Став главой оппозиции в 2000 году, он посетил Храмовую гору, или Харам аль-Шариф в Иерусалиме, что вызвало гнев среди палестинцев и привело к восстанию, известному как Вторая интифада.
Ариэль Шарон стал премьер-министром в 2001 году. Его правительство подавляло восстание в течение нескольких лет и начало строительство барьера, который теперь отделяет израильтян от палестинцев.
Тем не менее, хотя Шарон и останется в памяти людей как лидер, не отказывавшийся от любых действий, чтобы защитить евреев, он предпринял ряд нелегких шагов ради мира с арабами.
В 2005 году он руководил выводом войск Израиля и поселенцев из сектора Газа, – в надежде на достижение мира с палестинцами.
Выступая в августе 2005 года он отметил, что переселение поселенцев было осуществлено для того, чтобы провести черту безопасности, которая создаст буфер между Израилем и палестинцами.
Ариэль Шарон вышел из состава воинственой партии «Ликуд» и сформировал центристскую партию «Кадима», которая впоследствии была вовлечена в интенсивные, однако, безуспешные мирные переговоры с палестинцами об организации отдельного палестинского государства.
В 2006 году он перенес ряд инсультов и впал в кому. На посту премьер-министра его сменил Эхуд Ольмерт.
Следующие несколько лет, прикованный к постели, Шарон провел на своем ранчо на юге Израиля.
Ариэль Шарон посвятил свою жизнь задаче построения сильного Израиля. Его усилия по установлению мира с палестинцами остались незавершенными.
Президент США Барак Обама сделал специальное заявление по поводу кончины Шарона: «От имени американского народа, Мишель и я выражаем наши глубочайшие соболезнования семье бывшего премьер-министра Израиля Ариэля Шарона, а также народу Израиля по поводу потери лидера, который посвятил всю свою жизнь стране. Мы заново подтверждаем наши непоколебимые обязательства обеспечивать безопасность Израиля, выражаем нашу признательность за крепкую дружбу между нашими странами и народами.
Мы продолжаем стремиться к достижению продолжительного мира и безопасности для израильского народа, в том числе через наше стремление добиться реализации цели двух государств для двух народов, которые будут сосуществовать в мире и безопасности. В то время, когда Израиль прощается с премьер-министром Шароном, мы присоединяемся к израильскому народу, отдавая дань его самоотверженности».
«Путь Ариэля Шарона был путем Израиля. Мечта об Израиле была делом всей его жизни, и он рискнул всем, чтобы реализовать эту мечту», — отметил госсекретарь США Джон Керри.
Керри вспомнил о том, как он читал об “Арике” в газетах, будучи молодым бостонским адвокатом, и какое впечатление на него произвели самоотверженность и патриотизм Шарона: «Я никогда не забуду встречи с этой гигантской личностью, когда он стал премьер-министром и пытался развернуть ход истории в направлении мира, даже если это означало испытывать терпение его давних сторонников и границы его собственных убеждений.
Он был готов принимать сложные решения, потому что он знал, что его ответственность перед народом - обеспечить безопасность и дать шанс надежде на то, что они смогут жить в мире».
Керри отметил, что на протяжении политической карьеры Шарона, между ним и американской администрацией были расхождения во мнениях, и это не секрет:
«Но вне зависимости от того, соглашались ли мы с ним или нет, Арик всегда был кристально четок по поводу своих позиций.
В последние годы на посту премьер-министра, он удивил многих стремлением достичь мира, и сегодня мы признаем вслед за ним, что для того, чтобы достичь мира, Израиль должен быть сильным, и что мир сделает Израиль сильнее. Мы воздаем дань уважения его наследию работой над достижением этой цели».
Комментарии