Шульгин переходит Рубикон.
Шульгин переходит Рубикон...
У Василия Витальевича Шульгина сегодня - необычный день. Предчувствия начались еще во сне. Сумбурный полет воспоминаний - эфиром улетучился к пробуждению. Поспешный завтрак, уехал исполнять новые обязанности. Дела! В однообразии многопестрой жизни не часто случается счастливое стечение обстоятельств, желаний и событий. Один шаг, поступок - определяет развитие последующего существования. На долгие годы. Настал такой момент. Потрясла всех неожиданно свалившаяся, преждевременная смерть отчима Димитрия Ивановича Пихно. Пришлось по обязанности принять на себя издание газеты. Но события повернулись стремительно, таким крутящим оборотом… Не отвертеться от навязываемого решения: вынужден принять редактирование «Киевлянина» дополнительно.
Виталий Яковлевич Шульгин - основатель и первый редактор газеты. Как и при покойном - более сорока лет тому - газета верна идее Великой, Неделимой, Православной и Сильной России. Всеми доступными способами информирует, влияет на общественное сознание. Газета защищает и разъясняет внешнюю и внутреннюю политику Царских правительств. Заботится об укреплении прочного фундамента Российской Империи - в этой обширной Юго-Западной провинции Малороссии. Сильны, не преобладают националистические настроения. Временами бурлит общественное вольнодумство. Наряду с революционным брожением рабочих, «красными петухами» малоземельных селян - подают свой голос сепаратисты-мазепинцы. Требуют языковой автономии. А некоторые горячие головы даже высказываются о Самостийной Малоссии, Хохляндии или еще как-то.
«Киевлялин» получает информацию из первых рук. Корреспонденты вхожи в правительственные канцелярии. Постоянно публикуют аналитические обзоры. В газете трудятся лучшие журналисты правого лагеря. Непродолжительное время редактор высказывал несогласие с ведомственной финансовой и железнодорожной политикой. Выступил против мягкотелости в рабочем вопросе - в мрачный период 1905 года. В этих «трех китах» - финансах, железнодорожных тарифах и послаблениях рабочим - виновен один человек. Граф С.Ю.Витте. Он прежде управлял железными дорогами в Юго-Западном крае. Позже вознесен на премьерство. Либерализмом подтолкнул «освободителей».
Началась давно вражда профессора Киевского университета имени Святого Владимира Димитрия Ивановича Пихно с администратором. Не бывает худа - без добра. Результатом его полемики с руководством железных дорог - стала защищенная докторская диссертация о железнодорожных тарифах. Принесла кафедру в этом прославленном университете. С.Ю.Витте ушел… В ослабленной стране осталась революция. Д.И.Пихно не струсил. Не остановился перед напором революционной стихии. Он оставался на крайне правой позиции. Черносотенный «Союз русского народа» выбрал союзником в борьбе. В глубине Малороссии постоянно доказывали верность Самодержавному режиму власти. Вели опричнинческую деятельность - в борьбе против революционных начинаний. В благодарность за многолетнюю верную службу режиму - Димитрий Иванович Пихно заседал в столице, в Государственном Совете. Совсем недавно, только месяц назад случилось непоправимое … не стало Димитрия Ивановича… Так неожиданно, не вовремя нас покинул. Своего самого верного ученика, пасынка… приемного сына обременил непосильной ношей. Навеки умолкли его честные, неподкупные уста. Из руки выпало неутомимое перо… Смерть жестока, безжалостна! Каждую из своих жертв настигает неожиданно. Из жизни выхватывает… Перемещает в иной, лучший мир.
Смерть творит невероятные преображения. Почему люди смертны? А смерть властна над такими вождями общества и нации, как Димитрий Иванович? По какой причине вмешивается смерть - в незавершенную жизнь? Это богохульство?! Не все вопросы вправе задавать человек - даже в момент эмоционального потрясения. Ответ не получит…
… По праву наследства «Киевлянин» перешел к старшему в семье - Василию Витальевичу Шульгину. Он был жутко занят. Не вникал в повседневные детали издательского предприятия. Нет у него желания менять политическую направленность. Да и как-то влиять… Настигло вынужденное решение - принял ответственность за финансовое здоровье газеты. Не решается головой окунуться в редакционное руководство. Ничего не менять! Одновременно дать почувствовать читателям: «Киевлянин» перешел в надежные руки. За последние месяцы болезни редактора, смерти, траурные сорок дней многое накопилось… Пора разгребать! Прежде высказаться по этому… злополучному вопросу. Высказать не свое - беспристрастное мнение Д.И.Пихно. Он, как никто другой, обладал политическим чутьем. «Ритуальную легенду крови» - назвал подлостью. Уже назначен к слушанию этот уголовный процесс… Единственным обвиняемым в нем привлечен еврей Мендель Бейлис.
… Долг! Исполнить свой долг… Публично высказать - ЕГО МНЕНИЕ. Дорогая рука пусть водит моим пером… Дорогие воспоминания! Все вытесняют… все… Что только есть у меня честного, искреннего - с НИМ связано. С ЕГО ИМЕНЕМ… С ВОСПОМИНАНИЯМИ… Времени мало… Попал в цейтнот! Принять срочно и быстро - решение! Зависит прорыв! Но как это сделать? Придется пойти неведомым путем - против друзей-единомышленников. Данное решение окажется важнее - появления в Государственной Думе. И следующего шага - организации фракции умеренно-правых. Первых публичных выступлений - с трибуны Думы.
Давно то было… В личной жизни, а, главное, в стране произошло много событий, перемен… Столько событий! Больших и значительных, малых и незаметных… Жизнь наполнена, быстротечна - вмещает… Изредка случается прекрасное. Чаще - во множестве: отвратительное. Так много гадкого! Время то было бурное! Перечувствовал многое, передумал, познал, понял… И насладиться успел - в то чумное время! А грязь… Столько грязи жизни прошло мимо… Не замарался! Остались чистыми руки. За прошедшее время - чего только не было? Прошло! Прошло ли? А что если - не все прошло? Впереди - ясная цель. Прекрасное будущее. Непременно! Безбрежное счастье! Так ли это? Сбудется мечта идеалиста? Грязь осталась… Нельзя становиться самоуверенным. Не терять скромности! Немного скромнее…
… Шульгину в жизни часто везло. Детство прошло беззаботным. Обеспеченным вниманием нянек, гувернанток. Любовь в семье казалась безбрежной. При способностях, стараниях не воспринял утомительными учение в гимназии и университете. Легко досталась завидная карьера. Нашел свое место - по призванию. Течение само несло в приятные компании. Уверенно возносило к вершинам. Оказался баловнем судьбы, счастливцем. Получалось само собой: не приходилось высказывать самостоятельности. Соглашался и мирился. Постоянно доволен собой и происходящим. Нет причин сдерживать торжествующие чувства. Сильно повезло: родился в семье профессора. Воспитывался и общался с журналистами и интеллектуалами «Киевлянина».
Комментарии