Стране нужны сервисы и устройства для защищенного использования Интернета.

 
..считает сопредседатель ПАРТИИ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО Игорь Станиславович Ашманов. Предлагаю вашему вниманию его интервью.
......
— Что ты имел в виду, когда говорил о вещах действительно важных?

— Оборону. Стране нужны сервисы и устройства для защищенного использования Интернета. Чтобы можно было купить телефон или планшет, который гарантированно ничего никуда не отправляет. Чтобы американцы с него снять ничего не могли точно, а наши – с большой натяжкой.

— Это задача государства?

— Превратить внутреннее пространство страны в черное пятно для АНБ – да, это государственная задача. Для её решения нужны как минимум средства контроля операционных систем, файрволы, которые по умолчанию считают, что система – плохая. Сейчас файрволы считают, что приложения, возможно, плохие, а система – точно хорошая. Но Сноуден показал нам, что это не так, что система по умолчанию – плохая. Кто-то должен предписать производителям ставить на устройства, поставляемые в страну, защитные модули, которые блокируют отдачу данных.

Сертификация проблему не решает. Возьмем, просто для примера, Windows. Это, условно говоря, 100 миллионов строк кода. Есть организации, которые этот код анализируют, причем только этим и занимаются, и за свою работу они получают, для примера опять-таки, 100 миллионов долларов год. Хорошие деньги? Но это – по доллару на строчку. За такие деньги найти закладки в чужом коде – невозможно. Срабатывание на набор исходных данных, на сигнал с пролетающей ракеты или реакция на комплементарный код процессора – ну, как это можно отследить и сертифицировать.


Еще пример – устройства BYOD (bring your own device) в защищённом периметре. Для корпораций это головная боль, сложно обеспечить безопасность, когда каждый сотрудник приносит на работу свой смартфон или планшет. Делают по-разному, обязывают сотрудников, в частности, ставить защитный софт на свои смартфоны. В стране в целом имеет место то же самое, у нас сейчас всюду BYOD. В страну идёт поток разнообразных устройств, которые сертифицируют зачастую таможенные брокеры. Простейший пример: в школах контент из Интернета фильтруется, есть закон на сей счет, а в смартфоне, с которым ребенок идет в школу, не фильтруется ничего, и никто не предписал производителю ставить такой фильтр.

Если мы говорим о полном цифровом суверенитете, стране нужны свои процессорные фабрики, операционка, мобильная операционка, сетевой маршрутизатор, браузер, офис и т.д. Это кажется глупым в эпоху глобального разделения труда. Но те, с кем мы этот труд разделяем, как видим, имеют свои интересы, они используют свои преимущества производителя, всех подслушивают, и с нами тем, что подслушали, почему-то не делятся. Китайцы же не случайно делают все свое.
Задача очень сложная, чтобы ее решить, нужно совершить прорыв, подобный индустриализации при Сталине. Мне кажется, нужно воссоздать имеющиеся у нас десятки научных городков. Многие из них выдержали удар перестройки, например, Саров. Но абсолютное большинство в анабиозе. Сколково – примерный аналог, это в целом хорошая штука, но нам таких нужно десятки.
http://nstarikov.ru/blog/35575