Экономика России в 2014-м: три невеселых сценария.

Эксперт Яков Миркин рассказывает о трех сценариях развития российской экономики

Уходящий год стал одним из самых неблагоприятных для российской экономики в XXI веке: минэкономразвития несколько раз понижало прогноз роста ВВП, доведя его до отметки 1,4%. Промышленный рост балансировал на грани нуля, росли долги регионов перед федеральным бюджетом и долги частного бизнеса перед иностранными кредиторами.

Дошло до того, что власти признали: "майские указы" Владимира Путина выполнить при такой конъюнктуре не удастся.

Яков Миркин: Главное событие - это замедление роста в связи с холодными временами в Европейском союзе (на ЕС в 2012 году приходилось 50% товарооборота России), а за ним - и на постсоветском пространстве (14% товарооборота). Кроме того, произошло падение мировых цен на металлы, а ведь российская экономика - функция от внешнего спроса на сырье. Когда он сокращается или мировые цены уходят вниз, начинает ухудшаться и положение дел в России..

Би-би-си: Вы говорите, что власти признали факт сырьевой зависимости и того, что эта модель себя исчерпала. Но в бюджете на три предстоящих года фактически закрепляется сырьевая модель в очередной раз. В 2016 году зависимость федерального бюджета от нефти и газа прописана на уровне 43% - при нынешних 50%. Получается, власти всё понимают, но ничего исправить не могут?

Я.М.: От признания до действий, которые бы переворачивали сырьевую модель, может быть большое расстояние. Мой прогноз следующий: в 2014 году произойдет улучшение экономической ситуации в Европе (вероятность - 0,7, или, проще говоря - 70%) - и в краткосрочной перспективе те неблагоприятные прогнозы, которые делаются для России на следующий год, не сбудутся. МВФ прогнозирует, что по итогам 2013 года рост ВВП в Европейском союзе будет равен нулю, в 2014 году - уже 1,3%

Второй сценарий- вероятность - 0,3): финансовый рынок США перегрет, а значит, в момент прекращения так называемых денежных облегчений, глобальным финансам грозят острые шоки. И эти шоки, финансовые инфекции - могут прийти в Россию уже в 2014 году. Это означает укрепление доллара США, снижение цен на энергоресурсы и металлы. В этом случае говорить о перестройке сырьевой модели будет уже поздно, надо будет просто выживать.

Третий сценарий- Это прогноз- превращение США в экспортера энергоресурсов к 2020 году, рост энергоэффективности в Европе, диверсификация источников энергии в ЕС.

Это очень серьезный вызов: то облегчение, которое мы можем получить в 2014 году, будет позже, год за годом все больше перекрываться негативными эффектами.

Они могут усилиться еще и потому, что российскую экономику надо будет переключать на поставки сырья на азиатские рынки, где ценовые условия хуже. Денег станет меньше. Тогда с точки зрения экономики мы можем столкнуться с ситуацией нулевого роста, ухода в минус, потерянных лет, при том что будут нарастать регулятивные издержки: то есть попытки методами ручного управления затащить экономику в модернизацию, в инвестиции, в более устойчивый рост.

Наконец, нельзя забывать и о валютной политике властей. Она у нас долгие годы была устроена таким образом, что создала фундаментальную основу для серьезного снижения курса рубля в будущем. Дело в том, что она всегда была направлена на "крепкий рубль" как признак величия, какого-то превосходства. А в результате рубль оказался переоцененным, и его курс все равно снижался, только вспышками, в результате шоков, кризисов, как это было в 1998 и 2008 годах.

По моему прогнозу, Банк России будет, скорее всего, проводить новую валютную политику, а именно: медленно, осторожно, плавно (ни в коем случае не разовая девальвация!) ослаблять рубль, расширять валютный коридор (границ, за которыми начинаются валютные интервенции Банка России) и отпускать рубль в свободное плавание.

Би-би-си: Вы имеете в виду сразу два интеграционных трека: Россия укрепляет связи с соседними экономиками - и все вместе они интегрируются в мировую экономику?

Я.М.: В идеале да. Но прогноз тут неопределенный. Если мы будем уходить во все более директивную экономику, если в России будет ослабевать рыночность, то неизбежно нарастание сил дезинтеграции. Какие бы декларации ни произносили и какие бы законы ни принимали. Думаю, предстоит пройти по острию ножа, отделяя реальные экономические интересы от политических лозунгов.

Лучше всего ситуация, когда семья славянских, а точнее постсоветских народов, строя открытую рыночную экономику, интегрируясь друг с другом, сводя к минимуму конкуренцию между собой, усиливает интеграцию с еврозоной и другими развитыми экономиками, не подменяя это лозунгами и геополитической игрой