НАМИ-ЛАЗ-750, мелкосерийный электромобиль; 1948 г.

В 1948 году в НАМИ разработали и изготовили опытную партию (фото 1, фото 2, фото 3) из трех электромобилей НАМИ-750 (грузоподъемностью 0,5т) и трех электромобилей НАМИ-751 (фото 4, фото 5) грузоподъемностью 1,5т. После опытной эксплуатации этих машин в Москве их серийное производство решили поручить ЛАЗу. В результате чего уже в 1951 году на ЛАЗе была изготовлена партия из 20 электромобилей НАМИ-750. Работы по выпуску этих машин на заводе возглавлял один из авторов проекта - сотрудник НАМИ А.С.Резников.

В конструкции электромобилей НАМИ было применено много нестандартных решений: например, рама в виде пространственной фермы, каркас кузова из алюминиевых профилей. Для погрузки-выгрузки почты служили два боковых подъемных люка с правой стороны (в открытом положении они вдвигались под крышу) и дополнительная задняя дверь у НАМИ-751. Привод колёс осуществлялся от двух электродвигателей через колёсные редукторы (по одному на колесо без дифференциала). Мощность двигателей - 2х2,85кВт (НАМИ-750) и 2х4,0кВт (НАМИ-751). Источником питания на Львовских машинах служили железоникелевые батареи (на электромобилях НАМИ использовались обычные - свинцовые).

Запас хода составлял 55-70 км, а наибольшая скорость - 30-36 км/ч. После выпуска первой партии электромобилей их производство было признано невостребованным и завод ЛАЗ переключился на производство автокранов АК-32 и ЛАЗ-690. Изготовленные электромобили НАМИ-ЛАЗ-750 эксплуатировались в Москве и Ленинграде на доставке почты с 1952 по 1958 г.

 

(по ссылке фото)

 

Итак, в 1951 году в СССР освоено мелкосерийное производство электромобилей собственной конструкции с использованием нестандартных решений. Авто эксплуатировали семь лет. Автор некорректно написал, что производство авто признано невостребованными "после выпуска первой партии". После выпуска первой партии идут производственные испытания. Судя по длительности эксплуатации электромобили доказали свою живучесть и... необходимость. Однако с марта 1953 года у руля страны другие люди с другим видением перспективы авто- и электромобилестроения. Итог такого видения известен.