Уэйн Мерри, Стивен Пайфер, Ольга Оликер, Николай Петро, Джошуа Сперо и Сергей Хрущев комментируют Русской службе «Голоса Америки» взлеты и падения в отношениях Вашингтона и Москвы.
Уэйн Мерри, старший научный сотрудник Центра американской внешней политики (Wayne Merry, American Foreign Policy Council)В 2013 году интересы Вашингтона и Москвы совпали в большей степени по случайности, а не по заранее разработанному плану. Администрация Обамы воплотила в жизнь политику «перезагрузки» – в рамках нового договора о сокращении стратегических ядерных вооружений, сотрудничества в Афганистане, принятия России в ВТО, однако не по более широкому спектру отношений с Россией. Вашингтон рассчитывал на поддержку, если не подчинение России в Иране, Сирии и Украине. В свою очередь, правительство Путина пыталось формализовать свою гегемонию в Евразии, сохраняя независимость в вопросах глобального плана.
Москва не проявляла особого интереса в улучшении отношений с США и даже Европой. Уровень политической риторики опустился до уровня, не виданного со времен «холодной войны» – оба национальных лидера открыто демонстрировали недостаток государственного видения в двусторонних отношениях, подрывая усилия своих министров, отвечающих за международные отношения.
Однако это не новая «холодная война» – отношения между американским и российским обществами очень активны, в них отсутствуют идеологическое и военное соперничество. В то же время коммерческие связи не соответствуют размерам двух экономик, а политические элиты США и России совершенно по-разному смотрят на мир.
Все в большей степени отношения Вашингтона и Москвы определяются действиями Европы и Китая. И в целом они определяются тем, чего в них нет – нормальными деловыми связями, совпадающими глобальными интересами, общей двусторонней повесткой дня и, превыше всего, гражданским политическим диалогом.
Стивен Пайфер, старший научный сотрудник Центра США и Европы Института Брукингса (Steven Pifer, Brooking Institution)В начале 2013 года в Вашингтоне надеялись, что после окончания периода президентских выборов в двух государствах США и Россия смогут вернуться к серьезным делам.
Администрация Обамы видела три наиболее важных направления – дальнейшее сокращение ядерных вооружений, сотрудничество по вопросу ПРО и расширение торгово-экономических отношений. История Сноудена вызвала заминку в отношениях, однако Вашингтон испытал серьезное разочарование из-за того, что Москва проявила неготовность серьезно обсуждать эти три темы на протяжении лета. В результате Белый дом отказался от проведения президентского саммита, который планировался на сентябрь.
После этого США и Россия сотрудничали в сирийском и иранском вопросах. Пока неизвестно, насколько эти успехи способны привести к позитивным подвижкам в более широкой сфере двусторонних связей. Несмотря на то, что два государства не имеют территориальных споров, не конкурируют за природные ресурсы и не противостоят идеологически, в их отношениях присутствует определенная грубость. Можно с высокой степенью уверенности говорить, что Вашингтон входит в 2014 год с более скромными ожиданиями в сфере отношений с Россией.
Ольга Оликер, директор Центра международной безопасности и оборонной политики в исследовательском центре RAND (Olga Oliker, International Security and Defense Policy Center at RAND Corporation)2013 год оказался довольно беспорядочным годом в отношениях США и России – но это не стоит считать необычным явлением. На протяжении последнего десятилетия эти отношения представляли собой смесь сотрудничества и трений – каждое их новое проявление приводило к тому, что в очередной раз задавался риторический вопрос: можно ли считать, что эта страница перевернута? И каждый раз ответ был отрицательным.
Определенным образом эти отношения довольно стабильны, у обоих государств есть конкурирующие интересы в одних сферах, что приводит к столкновениям, и схожие интересы в других, где они сотрудничают. Если добавить к этому попытки России изыскивать возможности для того, чтобы продемонстрировать – как на внутренней, так и на внешней аренах, – что она противостоит Соединенным Штатам и их внешнеполитической программе, можно предсказать, что подобные закономерности в отношениях двух государств будут наблюдаться и в будущем.
Из множества заметных событий в отношениях США и России я бы отметила три наиболее символичных – ужаснейшее, страннейшее и лучшее.
Ужаснейшим возможно следует признать установленный Россией запрет на усыновление сирот американскими семьями. Этот циничный шаг был рассчитан на российское общественное мнение, и, без сомнений, в результате положение этих детей намного ухудшилось.
Страннейшим – предоставление Россией убежища для Эдварда Сноудена. Что бы ни говорили о моральной стороне этого дела, но если бы Сноуден организовал утечку секретной информации в России, он бы столкнулся бы с теми же проблемами, что и в США. Сложно оценить действия Москвы иначе как попытку уколоть Соединенные Штаты.
Лучшее событие – сделка по Сирии. США и их союзники были готовы провести военную операцию против режима Башара Асада, а Россия в последний момент смогла остановить возможную интервенцию, несмотря на то что кровавый конфликт продолжается. Эта сделка стала триумфом российской дипломатии, которая смогла привести все стороны к компромиссу, что казалось невозможным.
В 2014 году мы можем ожидать большего количества взлетов и падений в этих отношениях. Я бы уделила особое внимание некоторым сферам. Одна из них – растущая неопределенность во внутренней политической ситуации России. Оппозицию заставили замолчать, однако недовольство властью продолжает расти. Оно может принять форму, которая составит вызов статус-кво.
Властные решения - такие как антигейский закон - частично обусловлены желанием задавить оппозицию. Они популярны в России, но осуждаются на Западе. Эти действия российских властей уже привели к трениям, которые подпитываются не столько стратегическими интересами, сколько возмущенным общественным мнением в США, Европе и иных местах
В ближайшей перспективе в этом контексте очень интересна Олимпиада. Она не менее интересна с точки зрения безопасности. Насилие в Сочи приведет к существенным последствиям для России – и внутри страны, и за ее пределами.
В целом в 2013 году на мировой арене Россия проявила себя как способный игрок – когда у нее появлялись возможности для действий. По мере того как Россия будет продолжать обозначать свои глобальные интересы, в том числе на Ближнем Востоке и в Азии, мы увидим новые возможности и для сотрудничества Москвы и Вашингтона, и для конфликта между ними.
Николай Петро, профессор политологии Университета Род-Айленда (Nicolai Petro, University of Rhode Island)2013 год стал для американо-российских отношений еще одним годом упущенных возможностей. В связи с бостонским терактом была упущена возможность сотрудничества спецслужб обеих стран, которое могло бы позволить предотвратить этот теракт. В инциденте с Эдуардом Сноуденом непродуманное аннулирование его паспорта привело к тому, что российские власти фактически должны были предоставить ему временное убежище.
Предотвращение военной интервенции в Сирии и договоренности, достигнутые с Ираном в ноябре, к сожалению, также не располагали элиты США видеть в Россию настоящего партнера и союзника. Таким образом, когда обнаружился очередной просчет западной политики – на этот раз с Украиной, – в ход сразу пошли старые стереотипы, что во всем виновата Россия.
Трудно представить: как нам вырваться из этого порочного круга, пока над всем довлеет нездоровый воздух так называемого «разрыва в ценностях». Благодаря этому выдуманному противопоставлению ценностей Запада и России можно в превратном виде изложить любую инициативу, даже амнистию тех, кого США давно хотели видеть на свободе.
Будем надеяться, что в 2014 году политические элиты обеих стран проявят достаточно мудрости, чтобы отказаться от надуманных противостояний, перейти к подлинному взаимоуважению и наконец-то приступить к плодотворному сотрудничеству, о котором все давно мечтают.
Джошуа Сперо, профессор Университета Фитчбург (Joshua Spero, Fitchburg State University)В последние годы отношения США и России находились под напряжением из-за расхождений в стратегических оценках по таким вызовам, как ядерная программа Ирана и гражданская война в Сирии. Тем не менее, в 2013 году США и Россия совершили несколько дипломатических прорывов, которые могут привести к развитию отношений в 2014 году. Оба государства работали совместно, чтобы добиться оживления на переговорах по иранской ядерной программе, и обеспечили уничтожение сирийского химического оружия. Учитывая то, что у США и России есть общая проблема – международные террористические сети, что имеет особое значение в преддверии зимней Олимпиады, – оба государства способны развить свои отношения в контртеррористическом направлении.
Сергей Хрущев, старший научный сотрудник Института международных исследований Университета Браун (Sergei Krushchev, Thomas J. Watson Jr. Institute for International Studies at Brown University)Когда мы говорим о взаимоотношениях России и Соединенных Штатов, я бы не говорил о том, что это два гиганта. Потому что США остаются сверхдержавой, а Россия – просто большая страна, богатая нефтью, газом и всем остальным, и они сейчас очень мало пересекаются в мире. Объем торговли между ними – примерно 30-35 млрд долларов, а – для примера – объемы торговли между Россией и Нидерландами вдвое больше. То есть США и Россия друг от друга не зависят, друг к другу относятся чисто эмоционально, иногда критикуют друг друга, иногда помогают друг другу. Например, Путин очень выручил Америку, которая уже почти ввязалась неизвестно на чьей стороне в войну в Сирии – он уговорил Асада отказаться от химического оружия, то есть позволил снять те обязательства, которые так неосторожно взял на себя президент Обама.
Я ожидаю, что так и будет продолжаться. Когда интересы двух стран будут совпадать, они будут действовать вместе, не будут совпадать – будут действовать по отдельности. Но на ситуацию в мире это влиять не будет.
Комментарии