Евреи на землях Ислама и мусульмане в Израиле
На модерации
Отложенный
Набиль ан-Насри
Название этой статьи может показаться амбициозным, и действительно, ее написание было трудным. Как в нескольких строках обрисовать ситуацию, кратко и ясно рассказать о том, как ранее жили иудеи на землях Ислама, и как в настоящее время живут мусульмане в Израиле? Достижение этой цели еще более усложняется бурными событиями, происходящими на Ближнем Востоке, которые часто превращают размышления на эту тему в предубеждения и тем самым не способствуют аргументированному обсуждению. Однако, в контексте напряженных межобщинных отношений, изучение положения меньшинств в исламских странах и в Израиле приобретает неотложный характер и необходимо для правильного понимания сути этого конфликта.
Предлагаем вниманию читателей ряд исторических фактов и размышлений, дающих ясное представление о данной проблеме и ее важности. При этом для краткости остановимся на двух моментах мусульманской истории — периоде Андалусии и Османского государства, а затем перейдем к рассмотрению положения мусульманского меньшинства в Израиле.
Аль-Андалус, или эпоха мирного сосуществования
Наиболее авторитетные историки утверждают: период Аль-Андалуса — мусульманского правления в Испании и Португалии с 711 по 1492 год — был, в основном, периодом мира и толерантности, что позволило представителям трех монотеистических религий жить в атмосфере здорового сосуществования. Во времена, когда Европа погрузилась во мрак невежества, Аль-Андалус получил всемирную известность как центр интеллектуальной и культурной жизни.
Мусульмане, завоевав регион, стремились утвердить в нем атмосферу терпимости, особенно по отношению к ранее преследовавшимся евреям. Именно евреи, жившие при вестготах как изгои, оказались в числе тех, кто извлек наибольшую выгоду от завоевания Тариком ибн Зиядом Иберийского полуострова в 711 году. Так, король вестготов Арвиг, правивший в 680–687 годах, даже предлагал покончить с «еврейской заразой» в своем королевстве [1] — легко понять, почему мусульман в Испании зачастую приветствовали как освободителей [2]. Более того, процветание еврейской общины на полуострове начинается именно после этого исторически переломного момента.
Численность евреев быстро росла, благодаря иммиграции сюда целых семей, прежде всего, из Северной Африки и Азии. Еврейские семейства, члены которых занимались в основном торговлей, ремеслами и врачеванием, процветали, живя в мире с другими обладателями Писания.
«Таким образом, евреи Андалусии, которые в полной мере принимали участие в культурном арабо-исламском подъеме, переживали во время халифата Омейядов и в период мелких эмиратов подлинный «золотой век». В интеллектуальном и культурном отношениях это был наиболее яркий период в истории средневекового иудаизма», — пишет Мерседес Гарсия-Аренал [3].
Иудеи пользовались в мусульманском государстве свободой вероисповедания и свободой мысли, чего не было в предшествовавшую эпоху. Более того, евреи Андалусии могли развивать собственное наследие и иврит, и это не мешало им в полной мере участвовать в культурной и интеллектуальной жизни государства — в отличие от европейских и американских евреев им не приходилось жертвовать ради этого своей религией» [4].
Еврейское меньшинство было наделено весьма значительными правами во многих сферах и быстро стало весомым фактором, что позволило объединиться в сообщества и даже стать большинством в некоторых городах. В Гранаде еврейское население было так многочисленно, что арабский летописец X столетия назвал город Еврейской Гранадой. И наконец, Кордова долгое время была центром исследований Талмуда. Под сенью мусульманских правителей, евреи жили по своим законам и имели собственное судопроизводство [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что статус зимми, находившихся под защитой государства [6], способствовал улучшению условий жизни иудеев (а также христиан) Аль-Андалуса. Незначительные трения, имевшие место, например, в Гранаде в 1066 году, носили эпизодический характер, их ни в коем случае нельзя преувеличивать. Также следует обратить внимание на факт, что некоторый рост напряженности отношений с иудеями и христианами стал заметен во время правления династий Альморавидов и Альмохадов. Однако, это обусловлено, прежде всего, тем, что главная забота этих берберских династий заключалась в том, чтобы остановить наступление на севере христиан, которые стремились завоевать мусульманское государство.
1492 год ознаменовал открытие Нового мира, и особенно — падение другого. Это был год сдачи Гранады, последнего оплота Ислама на Иберийском полуострове, а также год массового изгнания евреев из Испании, относительно которых 21 марта 1492 года был обнародован указ католических монархов. Аналогичные процессы изгнания и переселения евреев происходили в Южной Италии, Провансе и германских княжествах. Естественно, изгнанники выбрали в качестве мест переселения земли Ислама — Северную Африку и, особенно, Османскую империю. Вынужденные переселиться в 1534 году евреи Португалии избрали то же направление.
Османская империя — спасительное прибежище
Для евреев Европы снова настали тяжелые времена. Они нашли поддержку в Османской империи — там не чинились препятствия их религиозной, экономической и культурной жизни. Почти каждый город имел еврейскую общину, состоявшую из переселенцев с Запада [7]. А евреи, бежавшие из Европы ранее, уже расселились на территории исламского государства сельджуков (1077–1246), где жили в духе взаимного уважения с мусульманами.
Завоеватель Константинополя (ныне Стамбул), османский султан Мехмед II (1432–1481), оказывал евреям финансовую поддержку и предоставил им такие возможности, что община развивалась даже более быстрыми темпами, чем другие. Султан значительно сократил налоги, взымаемые с иудеев, проживавших в Галате, Балте, Хаское, Бахчекапы; также он позволил им построить множество новых культовых сооружений.
Эмиграция евреев из Испании и Португалии (сефарды), Северной, Центральной и Восточной Европы (ашкенази) продолжалась в течение всего периода преследований. Во время правления султана Баязида II (1448–1512) они пользовались специальной защитой. Один еврей в изгнании сказал: «Султан Баязид пошел по пути своих предков и не свернул с него: это хорошо для детей Авраама. В противном случае, после исхода из Испании, от Израиля и Иудеи не осталось бы даже имени. Турецкому падишаху, султану Баязиду сообщили о гонениях евреев в Испании и доложили, что они ищут убежища; тогда султан приказал своим подчиненным, чтобы их приняли» [8].
Когда Европа обогатилась посредством колоний и начавшегося массового производства, то некоторые европейцы-антисемиты, участвовавшие в переговорах с Османской империей, оказывали давление на турок, требуя, чтобы они перекрыли евреям доступ к занятию международной торговлей и крупными финансовыми операциями. Однако, эти требования не были удовлетворены, и евреи продолжали жить, не испытывая беспокойства. Евреи Османской империи обладали относительной свободой вероисповедания, независимой системой судопроизводства; представители еврейских общин занимали государственные должности, а многие еврейские врачи, совместно с их мусульманскими коллегами, служили султанам, находясь при дворе.
За это время были построены синагоги, еврейские школы и кладбища, появились известные раввины. Еврейская культура была очень развита в таких, например, городах, как Измир. Город Салоники, еврейское население которого составляло более 60%, в XVI столетии стал своего рода столицей евреев Османской империи.
Во время правления султана Махмуда II (1808–1839) было официально провозглашено равенство между мусульманами и немусульманами. Последние теперь принимались на воинскую службу [9]. А во время великой бойни — Второй мировой войны — в Стамбуле действовали еврейские ассоциации, цель работы которых заключалась в защите своих единоверцев от преследований [10].
Мусульмане в Израиле: меньшинство под угрозой (уничтожения)
В отличие от толерантности, с которой относились к евреям на землях Ислама, положение арабов, проживающих на территории образованного 15 мая 1948 года государства Израиль, совершенно иное. С того самого дня мусульманское меньшинство [11] живет в условиях ужасной дискриминации, являясь гражданами второго сорта в еврейском государстве.
Проживающие в Израиле арабы — это палестинцы, которые остались и не эмигрировали во время изгнания 1948–1949 годов. Их численность изначально составляла 160 тыс. человек, на 1994 год — около 900 тыс., а в настоящее время — примерно 1,5 млн. человек, или 20% населения Израиля (имеются в виду арабы, проживающие на территории, «признанной ООН в качестве территории государства Израиль»; сюда не включены арабы, проживающие на территории Палестинской автономии и других оккупированных землях). Мусульманское население сосредоточено в основном в Галилее и на севере Израиля. Помимо мусульманского, в Израиле есть и другие меньшинства — христиане (около 15% населения) и друзы (около 10%) [12] — их положение всегда было тяжелым, поскольку руководство Израиля всегда рассматривало их в качестве граждан, чья лояльность сомнительна.
До 1966 года перечисленные категории населения проживали под юрисдикцией военных, на них были наложены многочисленные ограничения: действовал комендантский час, требовались разрешения на перемещение, их подвергали домашнему аресту, они не могли служить в армии, а их земли отчуждали в целях развития еврейской колонизации.
Уровень безработицы среди арабов, за исключением некоторых узкоспециальных секторов, превышал среднестатистическое значение в масштабах всей страны примерно в четыре раза. Вопиющим надругательством над вопросом национальной идентичности (всех неевреев) стало принятие Основного закона, определяющего Израиль как «государство евреев».
Постепенно арабское население Израиля солидаризовалось с борьбой своих собратьев, проживающих на оккупированном Западном берегу и в Газе. Был отмечен рост национального самосознания палестинцев, что способствовало борьбе с оккупационными силами. Так, 30 марта 1976 года палестинцы Израиля вышли на массовые демонстрации протеста против конфискации их земель государством. Затем последовал кровавый разгон, в ходе которого было убито шесть человек и десятки получили ранения. Это событие продолжает взывать к сознанию мусульман, напоминая о преступлениях Израиля, поскольку с тех пор его ежегодно отмечают как в Палестине, так и во всем мире.
Положение этой части населения в последние годы только ухудшилось. Одним из наиболее ужасающих эпизодов в жизни арабского меньшинства стали жестокие репрессии, обрушившиеся на него в начале октября 2000 года. События спровоцировало посещение генералом Ариэлем Шароном мечети Аль-Акса 28 сентября 2000 года — это шокировало, возмутило палестинцев и послужило началом второй Интифады, в ходе которой было много жертв. Только в течение трех дней учиненной израильской армией бойни были убиты 30 человек и более 500 получили травмы [13].
Арабы массово вышли на улицы в знак солидарности с мучениками. Подчеркнем еще раз, что количество жертв было очень велико, но израильские власти словно выражали одобрение этим вопиющим нарушениям гражданских прав: ни один офицер службы безопасности, ни один сотрудник полиции не были наказаны за противоправные действия в связи с данными происшествиями [14].
Нынешнее положение арабов в Израиле редко когда было так скомпрометировано. В 2009 году на выборах, участие в которых пытались запретить арабским партиям, прорыв совершила ксенофобская ультраправая партия «Израиль — наш дом». Избирательная кампания последней основывалась на идее «переселения меньшинств», что вызвало наихудшие опасения. Более того, лидер партии, Авигдор Либерман занимает сегодня два важнейших государственных поста — заместителя премьер-министра и министра иностранных дел Израиля.
В связи с тем, что расизм по отношению к палестинцам [15], столкновения и противостояние с ультраправыми (еврейскими) боевиками и военщиной [16] достигло небывало высокого уровня, будущее выглядит весьма мрачно, до такой степени, что некоторые люди не решаются входить в категорию «граждан Израиля». Панически настроенный израильский историк Бенни Моррис и ему подобные видят в этой группе населения (арабах), как в таковой, фактор риска, угрожающий самому существованию Государства Израиль [17].
Эта небольшая статья, пусть и частично, отображает подлинное положение евреев на землях Ислама в прошлом и мусульман в сегодняшнем Израиле, развеивая некоторые заблуждения. В то время, когда восстановлением истины слишком часто пренебрегают, когда многие обвиняют Ислам и мусульман в антисемитизме и юдофобии, этот небольшой экскурс может оказаться полезным. А те, кто ссылается на доктрину «израильской демократии», игнорируя при этом исторические факты, найдут здесь пищу для размышлений.
Ссылки и примечания
[1] Denis Menjot, Les Espagnes médiévales, 409-1474, Paris, éd. Hachette supérieur, 2001, pp. 33-34.
[2] E. Lévi-Provençal, Histoire de l’Espagne musulmane. Tome 1. La conquête et l’émirat hispano-umaiyade, Paris, éd. Maisonneuve et Larousse, 1999, p. 6.
[3] Mercedes Garcia-Arenal, La Diaspora des Andalousiens, Aix-en-Provence : Edition Edisud, 2003, p. 33.
[4] Maria Rosa Menocal, L’Andalousie arabe. Une culture de la tolérance. VIIIe-XVe siècle, Paris, Edition Autrement, 2003, p. 75.
[5] Zakia Daoud, Gibraltar croisée de mondes. D’Hercule à Boabdil,Paris, Edition Séguier, 2002, p. 138.
[6] Шариат обязал их выплачивать особый налог (джизью), а в обмен на это Исламское правительство освободило их от необходимости службы в армии и взяло их под свою защиту.
[7] Robert Mantran (sous la direction de), Histoire de l’Empire ottoman, Paris, Edition Fayard, 2005, p. 135.
[8] Abraham Galante, Turcs et Juifs, Etude Historique, Politique,Istanbul, 1937.
[9] Там же.
[10] Эти исторические факты, касающиеся положения евреев в мусульманских странах и их хорошего отношения с мусульманами, важны для осознания, особенно в свете ужасного нападения Израиля на сектор Газа в январе 2009 года. Ведь даже лидеры ХАМАС, которых постоянно обвиняют в антиеврейских настроениях, последовательно отстаивают принцип терпимого отношения к евреям. Например, Халед Мешааль, глава политбюро ХАМАС, проживающий в эмиграции, сказал: «Мусульманский мир всегда миролюбиво относился к евреям, им всегда разрешалось жить мирно». Он также заявил: Проблема заключается не в существовании государства Израиль, а в отсутствии Палестинского государства». Вы можете ознакомиться с мнениями палестинских лидеров и с тем, в чем они не согласны, обратившись к газете Le Monde, 8 января 2009. Пространная критика ХАМАС и устава этой организации содержится в книге Khaled Hroub, Le Hamas, Edition Démopolis, Paris, 2008 (préface de Dominique Vidal).
[11] В этой части статьи мы будем преимущественно говорить об «арабском меньшинстве», а не о «мусульманском». Это более корректно, поскольку арабское меньшинство в Израиле, хоть и состоит в основном из мусульман-суннитов, все же неоднородно. Кроме того, еврейское государство часто пыталось воспользоваться этой религиозной неоднородностью, отдавая предпочтение одному компоненту над другим (например, друзам разрешено поступать на воинскую службу).
[12] Alain Gresh, Dominique Vidal, Les 100 portes du Proche-Orient, Editions de l’Atelier, Paris, 1996, Réédition, 2004.
[13] Alain Gresh, Israël, Palestine. Vérités sur un conflit, Fayard, 2001, Réédition 2007.
[14] Le traumatisme persistant des Arabes israéliens, Le Monde diplomatique, Octobre 2005.
[15] Les Arabes israéliens sont confrontés à un racisme croissant,Le Monde, 12 décembre 2007.
[16] Israël : des manifestants s’opposent à une marche de l’extrême-droite à Oum el- fahm. Le Monde, 24 mars 2009. Сотни израильских арабов вышли на демонстрацию в знак протеста против марша ультраправых еврейских боевиков по городу (который населен в основном арабами) Умм эль-Фахм. Несколько десятков воинствующих еврейских отщепенцев охранялись примерно 3000 полицейских, а среди демонстрантов были разные арабские лидеры. В числе которых был и шейх Рийяд Салах, руководитель арабского Исламского движения в Израиле, его недавно арестовала полиция за организацию пресс-конференции в арабской части Иерусалима. Шейх Рийяд Салах и другие палестинские деятели постоянно осуждают Израиль за ущемление свободы вероисповедания и за угрозу принудительной иудаизации Восточного Иерусалима. Смотрите, в частности, Comment Israël confisque Jéruslem-est, Le Monde diplomatique, февраль 2007, и Конфиденциальный доклад миссии Евросоюза в Восточном Иерусалиме, в котором осуждается Израиль за «активное проведение политики, направленной на незаконную аннексию Восточного Иерусалима», см. Comment Israël confisque Jéruslem-est, Le Monde diplomatique, Février 2007.
[17] Israël a le sentiment que l’étau se resserre, Tribune de Benny Morris, Le Monde, 3 janvier 2009.
Источник: Oumma.com
Перевод с французского: Абдул-Къадыр Нурмухаммедов
Комментарии
Думаю любой взрослый человек уже хорошо понимает, что радикальные исламисты типа Иранских и Джамалевских будут изливать свой бред о Израиле и евреях в целом.
Прошу вас не надо тут создавать вонючие форумы клеветы, с доказательства что сам дурак.
Так как спорить с идиотом бесполезно, и сам от этого тупеешь.
Это как наступить в собачье дерьмо, а потом целый час оттирать подошвы.
Закрывайте сообщество от дерьма.
Я не думаю, что кто-нибудь, хоть немного начитанный может поверить этому пропагандисту.
Копаться и искать конкретные ист. документы не буду, но как минимум он забыл написать о НАСИЛЬСТВЕННОМ омусульманивании и т.п.
-
Моё мнение - может оставлять таких, пусть печатают и знают о нашей реакции.
Если понадобиться - то приведу факты об отношении мусульман к иноверцам вплоть до призывов в Коране об убийстве как евреев, так и христиан, я уж не пишу об остальных.
Они практически все недееспособные и "думают", что и остальные тоже кретины.
)))
Ну цирк!!!!!!! В Сирии недавно перерезали почти 1.5 тысячи палестинских арабов, И никто даже об этом не заикнулся.
А сколько Хамасовцы перебили в ГАзе ФАТХовцев? Стреляли по коленкам им. И кого же это озаботило......
Точно цирк......30 человек......