История создания фильма «Вечный зов»
На модерации
Отложенный
Жанр: военный фильм, драма, исторический фильм, семейное кино, социальная драма
Сериал по одноимённому роману Анатолия Иванова. Фильм выходил трёмя сезонами: 1976 г., 1979 г., 1983 г. Премьера третьего сезона – 11 мая 1983 г.
История семьи Савельевых, выходцев из далёкого сибирского села, разворачивается на фоне исторических событий в России, охватывающих период с 1906 по 1960 годы. На их долю выпали три войны, революция, становление нового строя и все драматические события, которые принес двадцатый век. Жизнь постоянно требует от героев «Вечного зова» выбора между любовью и ненавистью…
В центре повествования – три брата Савельевых: старший Антон, средний Фёдор и младший Иван.
Режиссеры: Владимир Краснопольский, Валерий Усков
Сценаристы: Анатолий Иванов, Константин Исаев
Операторы: Петр Емельянов, Владимир Минаев
Композитор: Леонид Афанасьев
Премьера фильма состоялась: 2 июня 1976
В фильме снимались: Валерий Хлевинский, Вадим Спиридонов, Николай Иванов, Петр Вельяминов, Иван Лапиков,Владлен Бирюков, Ефим Копелян, Ада Роговцева, Андрей Мартынов, Тамара Семина, Михаил Кокшенов, Тамара Дегтярева, Николай Еременко(ст), Олег Басилашвили, Римма Маркова, Наталья Кустинскя, Юрий Смирнов, Любовь Виролайнен, Елена Драпеко, Владимир Заманский, Леонид Харитонов Вера Кузнецова и многие другие.

Сегодня мы расскажем о многосерийной киноленте «Вечный зов». Киноэпопея вышла на экраны в 1983 году. Снимали ее долго — десять лет. Съемки проходили на Южном Урале и в Башкирии. К каждой из 19 серий подходили как к отдельному художественному фильму, поэтому и выходило всего по три серии в год.
Кинолента охватывает почти 60 лет — с 1906-го по 1960-е — и рассказывает историю братьев Савельевых, Антона, Федора и Ивана, из далекого сибирского села, на долю которых выпали три войны, революция, утверждение советской власти.
«Вечный зов» поначалу не пускали на экраны. Из-за персонажа Якова Алейникова. Нежелательно было изображать культ личности Сталина. Тогда Анатолий Иванов, по роману которого была снята киноэпопея, обратился в Политбюро. Председатель Совета министров СССР Косыгин посмотрел, пришел в восторг и приказал выпустить фильм немедленно.
Режиссеры-постановщики
Валерий Усков и Владимир Краснопольский — двоюродные братья. Родились оба в Свердловске в 1933 году. Усков вспоминает: «Наверное, это было предзнаменование судьбы — в городе на месте одноэтажного дома, где я жил в детстве, был построен павильон киностудии». Потом была Москва, ВГИК, после — Свердловская киностудия. На Мосфильм их пригласил сам Иван Пырьев. А когда в жизнь все больше стало входить телевидение, ушли туда и начали экранизировать роман Анатолия Иванова.
«Вечный зов»
Автор сценария
«Бывало, выдохнется Федор, до дна высосет она весь жар, все силы, покачивает и тошнит Федора от ощущения пустоты во всем теле, а ей все мало», — писал в своем романе Анатолий Иванов. Жену писателя спрашивали: «Ваш муж воспел любовь-измену. Вас это не коробило?». Она отвечала: «Когда я видела эти сцены, внутри покалывало. Но без них было бы неинтересно». И вспоминала: «Однажды мы вместе смотрели момент, когда Анфиса наконец находит своего мужа Кирьяна Инютина, тот после ранения остался без ног, и я вижу: Анатолий Степанович сидит и плачет. Все-таки любила Анфиса Кирьяна, любила!»
С режиссерами Усковым и Краснопольским Ивановы дружили много лет. Те часто бывали у писателя в гостях. Снимали фильмы в разных городах и звонили Анатолию Степановичу: «В эту сцену надо бы парочку фраз поярче…» Он тут же по телефону диктовал.
«Вечный зов»
Поликарп Кружилин
Петр Вельяминов — коренной москвич, едва ли не полжизни кочевал по провинции, переезжая из одного театра в другой — «врагу народа» жить в столице строго запрещалось. Заключенный с девятилетним стажем, он обучался актерскому мастерству в ГУЛАГе. Режиссеры заприметили Вельяминова в Свердловском театре.
— В те 10 лет, пока снимался «Вечный зов», со мной происходили невероятные вещи, — рассказывает актер. — На съемках я иногда чувствовал: «Нет, этих слов Поликарп сказать не может, так поступать не станет». Вызывали Анатолия Иванова, и он переписывал диалоги некоторых сцен. Я как-то ему сказал: «Знаешь, ты меня снова крестил, у меня теперь два новых имени — Захар (из «Тени исчезают в полдень») и Поликарп, дорогих имени, любимых…»
«Вечный зов»
Яков Алейников
Владлен Бирюков буквально разрывался: на съемки летал из Новосибирска во время отпусков и двух-трехдневных «окон» в репетициях театра.
Роль Якова Алейникова, «чекиста с человеческим лицом», принесла Бирюкову всенародную славу. А его дуэт с Еленой Драпеко (Верой Инютиной) стал одним из самых романтичных в советском кино.
— Разумеется, молва нас тут же поженила. Но роман у нас был только на экране, — говорил актер. — В жизни Елена Григорьевна совсем не похожа на свою героиню.
Образ влюбленного сотрудника НКВД отметили и в органах — актера стал обладателем специальной премии КГБ СССР. Говорили, что кандидатуру одобрил лично глава КГБ Юрий Андропов.
После «Вечного зова», несмотря на заманчивые предложения, Бирюков так и остался в Новосибирске. Не стало актера в 2005 году.
«Вечный зов»
Агата
Тамара Дегтярева сыграла в кино лишь одну роль — Агаты Савельевой в «Вечном зове». Вспоминает съемки фильма в Белорецке. До него из Магнитогорска летал маленький Ан. Однажды актрисе нужно было пересесть на этот самолетик и не хватило билета. А в 9 часов начинались съемки, на которые она страшно боялась опоздать. Актриса умоляла начальника аэропорта: «Ну пожалуйста, отправьте меня как-нибудь, я маленькая». В конце концов ее посадили на «Ан», который вез мороженое. Всю дорогу она просидела на ледяной коробке с мороженым в морозилке! Пилоты сердобольные дали Тамаре какой-то кусок овчинки, но вылезла она совершенно окоченевшая.
Есть в фильме эпизод, когда Агата выходит на горку и встречает Ивана. Его режиссеру предложила сама актриса. Бабушка Тамары так ждала своего мужа, когда узнала, что он, раненый, возвращается из Сталинграда.
«Вечный зов»
— На съемках в городе Белорецке, простите, жрать было совершенно нечего, — вспоминает актриса. — Даже хлеба не было, только лепешки и кумыс. В фильме есть сцена перед арестом Ивана, когда Агата беременна. Мне делали лицо с зеленоватым отливом и вешали «живот» на бретельках — в таком виде я появлялась на площалке. Местные женщины подумали, что я по-настоящему беременная и стали подкармливать. Но мужики рассекретили меня и пообещали, что если я не буду делиться, они расскажут, что живот ненастоящий. Пришлось делиться.
«Вечный зов»
Вдохновила ли Анатолия Иванова на создание своей книги монументальная «Сага о Форсайтах», любовь к Сибири или возможность рассказать о любви к советской власти — останется тайной.
Но то, что его «Вечный зов» стал сагой о сибиряках, сомнений не вызывает. Об их характерах и судьбах, о любви и порядочности, о вере и патриотизме. Самостоятельность, хозяйственность, широта души и совестливость, продиктованные широкими и свободными просторами и богатством Сибири, — вот он вольный сибирский характер.
История трех братьев (как в исконных русских сказках), переживших все самые страшные события первой половины XX века, или история событий, перемоловших жизни этих людей. Все ли правда, много ли политики, заказа и прочей конъюнктуры — эти вопросы преломляются через одну простую вещь. Производит ли история впечатление, цепляют ли герои?
Саге Анатолия Иванова в таком ракурсе неоценимую услугу оказала экранизация, сгладившая некоторые углы и отточившая психологизм образов. Режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков, практически все свои фильмы, сняли в творческом тандеме, дополняли друг друга на творческой площадке как лед и пламя.
Динамичность Краснопольского, по его собственному признанию, сглаживалась рассудительностью и сдержанностью Ускова и давала ту самую золотую середину, которую и можно назвать гармонией. Такая слаженность неудивительна, ведь их объединяли не только ранее снятые фильмы, но и более прочные узы. Двоюродные братья с самого рождения росли вместе.
Отрывок из фильма «Вечный зов» — Последняя встреча братьев Савельевых
Причем в очень сложной с советской точки зрения семье — в обеих родословных присутствовали богатые заводчики, состоятельные хозяева (можно сказать, кулаки) и даже жандармы. Воспоминания детства давали пищу для ума и при воплощении на экране саги, в деталях и эпизодах прослеживается их собственная история (к примеру, недолгого ареста бабушки Краснопольского). Эта своего рода причастность способствовала достоверности экранизации.
«Вечный зов»
«Вечный зов» — один из самых больших сериалов советской эпохи — 19 серий. Несмотря на то, что сейчас в его адрес доносится критика советской конъюнктуры и заказа властей, у фильма не самая легкая история выхода на экран. Киноэпопея, снимавшаяся десять лет, в 1973 году вышла на экран в весьма урезанном виде, вместо отснятых двенадцати серий на экран попало только шесть.
Остальные, в которых затрагивались репрессии, положили на полку. В 1976 году по инициативе Ю. Андропова режиссерам предложили откорректировать «опальные» серии и изрядно подправленный фильм вышел на экраны. В 1982-83 годах было отснято семисерийное продолжение («Вечный зов. Фильм второй») и на экраны СССР вышла полная версия. Фильм ждал оглушительный успех. Это выражалось не только в одобрении партии и правительства (Государственная премия СССР 1979 г.), но и во всенародной любви. В адрес создателей фильма и актеров шло несметное количество писем, причем не просто откликов, а откровений и размышлений.
«Вечный зов»
В наше время фильм все так же любим и востребован. Конечно, меньше за «историчность», отредактированную цензурой. Хотя стоит отметить, что перемонтированный в 2000 году по новым стандартам 27-серийный фильм, мало, что «лишился» некоторых агитационных моментов, но еще и содержит материал, который не вошел в советскую версию. Эти пленки бережно хранил у себя дома Краснопольский.
Непреходящий интерес фильм вызывает тончайшей проработкой характеров, жизненностью поступков героев, умением передать мысль даже в паузах и молчании, которые удалось воплотить режиссерам. И, безусловно, изумительной игрой актерского состава. Тандем режиссеров всегда отличался тем, что Краснопольский и Усков не боялись брать никому неизвестных, провинциальных актеров, в том числе и на главные роли.
«Вечный зов»
Выбирали они долго и тщательно, но результат того стоил: они находили актеров с такими чертами характера, которые наиболее полно помогали раскрыть образ главного героя. Как ни странно для советского кино, но один из самых ярчайших образов фильма отрицательный. Федька Савельев, средний брат, не имевший ни принципов, ни веры и в результате ставший предателем (и по нынешним меркам) врезается в память, благодаря блистательной игре Вадима Спиридонова.
Самого актера тоже трудно назвать положительным примером. Инфернальный огонь в глазах, алкоголь, сложные отношения с любящей женой, а с другой стороны, бездна таланта, трудолюбия и сложились как мозаика в общий образ его мощи и отрицательного «киношного» обаяния.
«Вечный зов»
(Из воспоминаний вдовы актера Вадима Спиридонова Валентины ) — На эту картину ушло 10 лет жизни мужа: ее снимали с 73-го по 83-й год. И вот что интересно: положительным его персонаж никак не назовешь, а у зрителей вызывает только добрые чувства. Для актера это высший пилотаж: сделать роль на грани положительного и отрицательного, добра и зла.
После премьеры первых серий автор «Вечного зова» писатель Анатолий Иванов сказал Вадику: «Ты сыграл больше и лучше, чем я написал». В работе над этим образом для Вадима Семеновича сложнее всего были возрастные перевоплощения. Картина захватывает огромный временной отрезок, поэтому сегодня Вадик играл 16-летнего паренька, а завтра — 40-летнего мужчину, каким Федор был уже во время войны.
«Вечный зов»
Когда нужно было «помолодеть», Вадиму даже грудь брили, поскольку она выдавала его настоящий возраст. Потом он шел в баню и буквально выпаривал из себя несколько литров воды, целыми днями ничего не пил и не ел. А через два дня, перевоплощаясь во взрослого Федора, поглощал борщ кастрюлями. Это было жуткое истязание!
Еще один отрицательный образ — Кафтанова, правда, сыгранный уже широко известным Копеляном, был воплощен настолько тонко, что Ефима Захаровича еще долго именовали «главным кулаком страны». К сожалению, эта роль стала последней ролью в кино, в 1975 году Ефим Копелян умер.
«Вечный зов»
Один из самых пронзительных женских образов — Анфиса — воплощен в этом фильме Тамарой Семиной. Совращенная в юности Федором, Анфиса большую часть жизни изменяет с ним любящему мужу. Но, узнав о несчастье, случившемся с Кирьяном (после ампутации обеих ног во время Великой Отечественной войны, тот просит милостыню, не желая возвращаться к жене калекой), Анфиса разыскивает его и привозит домой.
Любовь ли? Жалость ли? Сама Тамара Семина говорила: «Роль Анфисы — это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни — с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нес все эти годы».
Фильм «Вечный зов» вызывает неослабевающий интерес и полемику тем, что в нем тонко и филигранно «выписаны» человеческие характеры, такие противоречивые и разные, как это и бывает в жизни.
Сколько времени прошло — а мы все возвращаемся к старым сериалам: «Адъютант его превосходительства», «Семнадцать мгновений весны», «Вечный зов». Потому лучше их нет.
Комментарии
Киноэпопея чуть-чуть затянута...... Фильм очень реалистичен и отнюдь не восхваляет советскую власть....