Заложники Путина

Заложники Путина

 

К концу 2013 года Владимир Путин окончательно оформил свой статус полновластного владетеля Российской Федерации – огромной территории, пролегавшей от Балтийского и Черного морей до Тихого океана. В школьных учебниках истории так, конечно, не напишут – кто бы их ни писал, но пытливый историк в специальной монографии напишет непременно.

Разумеется, в РФ и раньше был авторитарный режим – 10 лет как минимум, а Путин и раньше обладал огромной властью. Но именно в декабре 2013-го, после всех Болотных, при живых твиттере и фейсбуке, она окончательно оформилась как абсолютная.

А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же есмя.

Ходорковский на свободе – нежданная монаршья милость, которой мы просто вынуждены радоваться. Ходорковский отсидел почти весь свой срок (на год больше, чем получил в первый раз, и на несколько месяцев меньше срока по второму приговору). Но мы-то понимали, что Путин и его люди могли впаять еще десяточку. Ибо «казнити вольны же есмя». И, радуясь его освобождению, – а как не радоваться свободе человека, который уже десять лет сидел в тюрьме, – мы как бы принимаем и признаем этот статус Путина – казнить и миловать холопов своих. То есть не признаем даже, а признали. Закрепили по факту.

Так же, как и с участницами панк-молебна в храме Христа Спасителя. Алехина и Толоконникова свои два года почти полностью отсидели, но вот они вышли на свободу по амнистии, которую мы понимаем и воспринимаем как монаршью милость. И как не порадоваться за Машу Баронову, которой теперь не надо бесконечно ходить в суд на слушания? А ведь Путин мог повелеть тянуть дело еще несколько лет, и она со своей «условной» статьей мытарилась бы и дальше. Да еще и срок могла бы получить. Ну мало ли – вольны же есмя.

Итак, в результате двухлетнего сопротивления, двухлетней борьбы нашей с режимом и властью Путина, эта самая власть Путина настолько окрепла, что оформилась как абсолютная.

Сегодня режим выглядит неуязвимым и могущественным, как никогда.

Где-то вот тут по сложившейся публицистической традиции я должен написать: вот поэтому-то режим обречен, оковы тяжкие падут, и все такое. Ну вот пишу. В очередной раз.

На чем основано всевластие Путина? В чем тайна его могущества? Деньги. Контроль финансовых потоков. Путин и его окружение контролируют практически все деньги в стране. Безусловно, важнейшую роль играет и силовой ресурс, но путинский режим совсем не похож на сталинский – силовой ресурс его принципиально ограничен. Он максимально эффективно работает с узкими группами, обеспечивая контроль тех же финансовых потоков, никакие массовые репрессии он не потянет и вообще не под это заточен. Однако финансовые потоки обеспечивают максимальную полноту власти (в том числе тот же силовой ресурс) и достаточную гибкость. И тут есть очевидное ограничение – количественное. Денег требуется все больше, а рост экономики становится все меньше. Даже при такой высокой цене на нефть, даже при так сильно завышенных контрактных ценах на газ в Европу и на Украину.

И это на самом деле давно уже пирамида. Ресурс работы которой на исходе. На той же пресс-конференции Путин так долго и занудно объяснял, что с деньгами все хорошо, после чего едва ли не лейтмотивом своих ответов избрал фразу «денег нет». «Денег нет» вполне может стать лейтмотивом и всего 2014 года, и это как раз то, чего режим Путина не способен выдержать. Нет денег – нет и всевластия.

Впрочем, у всевластия Путина есть еще одно крайне важное основание: мы все заложники режима. Так же, как мы вынуждены радоваться произволу Путина, мы должны страстно желать им (и Путину, и режиму) многих лет жизни. Потому что оставит Путин после себя только руины, потому что его крах разрушит все экономические и социальные связи. Будет плохо, очень плохо, а может, и того хуже.