Иранские золотые звезды в турецком коррупционном скандале

Трудно предсказать, как закончится расследование коррупции/взяточничества нескольких министров Турции. Хотя есть те, кто ограничивают событие рамками борьбы за власть между правительством и движением Фетхуллы Гюлена. Теория заговора расширила его размеры до включения Соединенных Штатов и Ирана. С арестом Сулеймана Аслана, Генерального директора "Halkbank" и Ризы Саррафа, иранского бизнесмена, который имел дело с золотом и первоначально носил имя Реза Зарраб, основное внимание теперь обращено на золотой треугольник Иран-"Halkbank".

Правительство смотрит на руки Америки и Израиля в этой операции, поскольку был использован банк "Halkbank" для обхода санкций, введенных в отношении Ирана. Источники в прокураторе подчеркивают, что расследования направлены не на "Halkbank", а на его директора, после того, как обыск в его доме обнаружил $4,5 млн, скрытых в обувных коробках. Однако прибытие в Турцию Дэвида Коэна, заместителя секретаря Казначейства США в области терроризма и финансовой разведки, показывает важность дела Саррафа - "Halkbank".

С тех пор, как Ирану запретили, начиная с марта 2012 использовать международную систему денежных переводов SWIFT, как это предусмотрено эмбарго США и ЕС, появились многочисленные сообщения в СМИ, что Тегеран использует турецкий "Halkbank", чтобы обойти ограничения.

Согласно протоколам, которые полиция передала прокуратуре, план работал следующим образом: система была разработана, чтобы обойти запросы SWIFT путем создания фиктивных компаний в Китае. Затем деньги переводились из Ирана по поддельным документам на банковские счета, открытые для этих фиктивных компаний под видом возмещения расходов на импорт из Китая. Деньги сразу же переводились на счета реальных или фиктивных компаний в Турции в качестве оплаты экспорта и использовались для покупки золота. Золото отправлялось курьерами в Иран или в Дубай для переправки в Иран.

По мнению экономиста Угура Гюрсеса, эта сложная система возникла из-за неспособности Турции платить Ирану за нефть и природный газ, которые он покупал, по обычным каналам.

Вот почему Турция открыла счет для Ирана в "Halkbank". Иран конвертировал депозиты на этих счетах в золото. Золото, закупленное на международных рынках, сначала привозили в Турцию, а затем перепрпавляли в Иран. Поскольку посредническая компания была зарегистрирована в Турции, турецкий импорт и экспорт золота устойчиво возрастал по мере того, как Турция выплачивала свои долги Ирану. За три года в Иран было отправлено золота на $8 млрд.

Чтобы противостоять этой схеме, Соединенные Штаты запретили экспорт золота в Иран в июле 2013 года. Это привело к накоплению импортированного золота в Турции  почти на $13 млрд.

Рассказ Гюрсеса находит свое подтверждение в расследовании дела, а также – в докладах от прослушивания телефонных переговоров и других наблюдений. Правительство, в попытках себя защитить предпочло назвать это расследование как кампанию против Halkbank.

Газета Стар, которая является рупором ПСР, написала такой комментарий: «Нападки на "Halkbank" обычно начинаются из Соединенных Штатов Америки. В прошлом году экспорт золота в Иран на сумму $6,5 млрд также расстроил правительство США, которое обратилось в банк, чтобы прекратить торговлю золотом с Ираном. Кроме того, западные страны были обеспокоены решением Индии использовать "Halkbank" для перевода своей оплаты, поскольку Индия теперь должна Ирану $5,3 млрд за нефть. Индия планирует выплатить Ирану по $1 млрд в месяц, т.е. $12 млрд ежегодно, также через "Halkbank"».

Процент министру

По всей видимости, именно случай взяточничества побудил начать расследование схемы с Ираном.

Согласно результатам полицеского расследования, Зарраб, который принял имя Риза Сарраф, после принятия турецкого гражданства, имел тесные связи с Ираном. После создания паутины отношений с министрами и их сыновьями, он разработал систему инвестиций миллиардов долларов. Отец Саррафа имел связи с бывшим президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Сарраф платил тысячи долларов в виде «комиссионных» — взяток министру экономики Заферу Чаглаяну. Чаглаяну было выплачено 103 млн лир ($49 млн) и Аслану 16 млн лир ($7,7 млн) за 2 года. Чаглаян, который хотел раздуть цифры национального экспорта, захотел, чтобы Сарраф делал переводы в золоте. На их встрече 3 октября Чаглаян заявил Саррафу: «До конца года Вы должны экспортировать золота, хотя бы на $4 млрд». Полицейское расследование говорит: «Было так понято, что Сарраф пытается завысить показатели экспорта в соответствии с требованиями премьер-министра Реджепа Эрдогана, Цафера Каглаяна и Сулеймана Аслана. Отметим, что экспорт шел также через Дубай.

Без одобрения премьер-министра было бы нелегко

Октай Оздабакоглу, эксперт рынка капитала и финансов для Radikal, сделал оценку в Аль-монитор: «в основе операции лежат сделки Саррафа. Он утверждал, что Сарраф и его команда разработали систему, чтобы обойти черные деньги и запросы SWIFT, требуемые для выполнения банковских операций, предусмотренных эмбарго в отношении Ирана, в которых денежные переводы некоторых иранцев делались из иранских банков и отправлялись обратно в Иран в виде золота.

В этом сложном процессе они, на самом деле, убивали сразу трех зайцев одним выстрелом. Пока Сарраф и его компания собирали куски, экспорт Турции возрастал. Иран, якобы под эмбарго, продолжал свою торговлю и удовлетворял свою потребность в горячих деньгах. Общественный банк играл ключевую роль в завершении этих операций. Кажется невозможным, что эта операция могла проводиться без разрешения или информирования правительства или кругов, близких к правительству».

Взлет, поражающий воображение

Взлет Саррафа, который работал на Al Nafees Exchange и Al Salam Center Exchange в Дубае до того, как войти на турецкий рынок в 2008, просто поражает. Невозможно достичь такого потрясающего роста без политической и бюрократической поддержки.  Сарраф,  создавший компанию Royal Maritime в 2008, вошел в торговлю золотом в 2011, а в 2012 вышел на рынок с Safir Gold Company. В 2012 эта компания побила все рекорды, реализовав в одиночку 46% всего турецкого экспорта золота.

Хотя его люди были несколько раз пойманы в аэропортах с золотом, и никто их не трогал, он попал под контроль Совета по расследованию финансовых преступлений. Дело Сарафа нашло свой путь к судебной системе, когда бывший партнер правительства Эрдогана, движение Гюлена, нажало на кнопку в гневе от решения правительства закрыть частное репетиторство, которое он открыл для учащихся.

Дело, открытое полицией и прокуратурой, которое, как полагают, связано с движением Гюлена,  которое является основой этой атаки камикадзе, не только потрясет правительство. Это может причинить серьезный ущерб отношениям Турции с Соединенными Штатами, уже нарушенным расхождениями по Израилю и Сирии.

http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2013/12/iran-gold-turkey-corruption-akp-gulen.html#