А судьи кто?
Рейтинг коррупции. Накаркали?
Общественная организация Transparency International опубликовала ежегодный рейтинг под названием «Индекс восприятия коррупции», в котором Украина, уже который год занимает не самое почетное место. В этом году – 144-е из 177 стран.
Наши СМИ, особенно самые «неупереджені» эту информацию с удовольствием распространили, внеся очередную лепту в формирование образа отсталой банановой республики, которой якобы является Украина, управляемая «злочинной владой». И лишь некоторые обозреватели отнеслись к этой информации скептически, обратив внимание на сомнительность этого рейтинга. На самом же деле, ситуация с коррупцией куда сложнее, чем оценка Transparency International, хотя и ее обойти стороной нельзя.
Transparency International это «неправительственная» организация, финансирование которой осуществляется несколькими фондами. Речь идет о так называемом «Национальном фонде за демократию» (NED, создан и финансируется Конгрессом США), Агентстве международного развития США (USAID, организация федерального правительства США), и Федеральной резервной системой США. Количество упоминаний святой для либералов звездно-полосатой аббревиатуры в перечислении доноров Transparency International вынуждает закавычивать слово «неправительственная» в описании этой организации, потому что за ней стоит вполне конкретное правительство.
Рейтинги Transparency International составляются на основе опросов топ-менеджеров международных финансовых организаций – таких, как Всемирный банк, «Freedom House», которая финансируется правительством все тех же США, правозащитников и прочих грантоедов. Мнение населения оцениваемой страны никого не интересует. Более того, далеко не факт, что рейтинг вообще составляется на основании каких-то опросов. Скорее всего, страны в рейтинге расставляются в соответствии с текущим политическим моментом сообразно выгодности для спонсоров организации.
Вот, например, США занимает, место пусть и не в первой десятке, но все же почетное девятнадцатое. Как будто тесная связь семейства Бушей с «Карлайл груп», которая изрядно нажилась на поставках вооружения для американской армии и особенно на Иракской войне – это не коррупция. Как будто тот факт, что США потребляют 80% всех производимых в мире наркотиков не свидетельствует о коррумпированности правоохранительной системы. Как будто лоббирование, которое в США узаконено, не является формой политической коррупции.
В общем, в США с коррупцией все ок. А вот в Белоруссии – беда. 123-е место. Видимо, очевидцы, описывающие Белоруссию как страну, где даже ГАИшнику совать взятку бесполезно – врут. И белорусы, для которых подношение чиновнику так и не стало нормой жизни – тоже врут, опасаясь вездесущего Лукашенко. А Лукашенко, видимо, самый главный коррупционер и есть. Это же он стоит за белорусскими транснациональными корпорациями. Не стоит? И корпораций таких не существует? Это мы просто не знаем. А эксперты Transparency International знают.
Знают они, например, и почему королевство Катар находится на почетном 28-м месте, опередив в рейтинге и Польшу, и Словению, и даже Грузию. А между тем, в одной из самых богатых стран мира иностранцу просто невозможно начать бизнес, не заручившись поддержкой так называемого «спонсора» - члена королевской семьи. (Это не чахлые европейские монархии, в Катаре имеет место многоженство, и количество произведенных на свет принцев может измеряться десятками). Этот самый «спонсор» представляет интересы иностранной компании в катарских органах власти, и без его покровительства с иностранцем даже разговаривать никто не станет. Как компании расплачиваются с этими «спонсорами», никого не интересует, и коррупцией это не является. Просто традиции такие…
А вот в Японии (18-е место в рейтинге) другие традиции, которые тоже как бы и не коррупция вовсе. Многих приезжающих в Японию бизнесменов удивляет количество людей в наблюдательных советах крупных корпораций. Это количество иногда измеряется десятками, и очень часто эти набсоветы состоят преимущественно из старцев, мирно дремлющих на заседаниях. Кто эти люди? В Японии их называют «амаукдари», что переводится как «спустившиеся с небес». Эти «небесные посланники» - отставные государственные чиновники, мирно доживающие свой век, проводя время в хорошо оплачиваемой праздности. Считается, что их опыт и связи нужны для того, чтобы «решать вопросы» в государственных органах. Хотя на самом деле подавляющее большинство из них получают должности по выходу на пенсию в обмен на лояльность к корпорациям, которую они демонстрировали, находясь на государственной службе. Вот так, с чисто японским изяществом, решается проблема оплаты тяжкого чиновничьего труда, без всяких глупых взяток, которые так любят в странах, не отягощенных традициями.
Традиции есть и в Иране. Причем, там традиции подкреплены жесткой религиозной властью аятолл, и брать взятку там не просто противозаконно, это греховно дальше некуда, и коррупционера там ожидает не только очень жестокое наказание, но и позор для него и членов его семьи. Поэтому и бывший президент Ирана Ахмадинежад, после того, как покинул пост, не уселся в кресло какой-нибудь корпорации, а работает простым учителем.
Вот тут бы экспертам из Transparency International и возвести Иран в верхние строчки рейтинга. Но не тут-то было. Иран в рейтинге – 144-й, т.е. делит место с Украиной. Почему? Видимо потому же, что и Белоруссия находится на 128-м месте. Потому что так надо спонсорам Transparency International. Никаких других объяснений на ум не приходит.
В общем, рейтинг, этот, конечно, чушь и к реальности отношения не имеет. И не только потому, что составлен он явно субъективно, а и потому, что само понятие «коррупция», несмотря на свою кажущуюся универсальность, по-разному трактуется в разных странах. И можно было бы только посмеяться над чисто пропагандистской выдумкой под названием «Индекс восприятия коррупции», если бы не его опасность. Дело в том, что других подобных рейтингов не существует, а потому многие склонны верить тому, что им скармливают.
К тому же результаты эти охотно тиражируются СМИ. Так появляется очередной повод посокрушаться об «отсталости» Украины, который охотно подхватывается, причем подхватывается, увы, не только теми, кто бредит свержением «злочынной влады».
Беда в том, что эта вера в дутые, ни кем, по сути, не подтвержденные цифры, существенно влияет на восприятие жителей страны ситуации с коррупцией (причем, не только Украины, о чем писали многие исследователи). Таким образом, рейтинг становится «самоисполняющимся пророчеством».
Этот термин впервые ввел в оборот американский социолог Роберт К. Мертон в одноименной статье, опубликованной еще в 1948 году. В своих рассуждениях Мертон опирается на теорему Томаса, другого известного американского социолога, которая звучит так: «Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям». В народе это называется «накаркали»… Самоисполняющееся пророчество является частным случаем этого утверждения и особенно наглядно проявляется в ситуации, которую приводит Мертон в статье.
Вкладчики банка верят в то, что банк является банкротом, спешат забрать свои вклады, и в итоге банк действительно становится банкротом, хотя мог бы просуществовать еще десятилетия, и, кроме паники вкладчиков, никаких предпосылок для его краха не существовало.
В случае с Индексом восприятия коррупции имеет место, в общем-то, похожая ситуация. Миллионы людей, будучи уверены в том, что их страна коррумпированная дальше некуда, невольно начинают корректировать свое восприятие действительности. Например, любые попытки решить вопрос без взятки кажутся невозможными в принципе, потому что «Мы же самые коррумпированные». Таким образом, коррупция провоцируется теми, кто дает, к радости тех, кто берет. Да и те, кто берет, уверены в том, что так делают все вокруг. Так коррупция становится частью общественного договора, как это, собственно, и происходит в Украине.
Эта «обычность» коррупции, закрепленная широко растиражированными данными рейтинга, продолжает работать даже тогда, когда разогретое разговорами о тотальной коррупции общество пытается изменить ситуацию. Так было, например, после «Оранжевой революции». Борьба с коррупцией была написана на оранжевых знаменах, однако после 2004-го года коррупции меньше не стало, и общество этим фактом особо возмущено не было, во всяком случае, коррупция шла далеко не первым пунктом в списке претензий к оранжевой власти.
Как разорвать этот порочный круг? Сам автор термина «Самоисполняющееся пророчество» предлагал решить проблему институциональными изменениями, т.е. просто убрать поводы для ложных представлений. В нашем случае – победить коррупцию. Но в те времена, когда Мертон выстраивал свои теории, Transparency International еще не существовало. Так что этот способ полезен для общества сам по себе, однако проблемы не снимает. Об этом свидетельствуют примеры Белоруссии и Ирана.
Единственный путь в случае целенаправленной информационной атаки, которая дает повод для начала самовоспроизводства пророчества, противодействовать ей в той же информационной плоскости. В России, например, рейтинг Transparency International подвергается массированной критике как в профессиональном сообществе социологов, политологов и т.д., так и в центральных СМИ. Конечно, всегда есть люди, готовые согласиться с тем, что Россия страна тотальной коррупции, и таких людей немало, но, по крайней мере, в информационном пространстве существует альтернативная точка зрения.
Украина же, увы, привычно обтекает после очередного ушата помоев, не решаясь ответить не то что бы симметрично, а хотя бы как-то.
И последнее. Может сложиться ощущение, что автор уверен в том, что в Украине коррупции нет, и место в рейтинге не заслужено. На самом деле это не так. Конечно, коррупция в Украине есть, но, во-первых, данный текст о манипулятивности и вреде рейтинга, а не об украинской коррупции как таковой. А во-вторых, коррупция в Украине почему-то воспринимается как безусловное зло, непосредственно связанное с властью, что на самом деле вовсе не так. Об этом – в одной из следующих статей.
Дмитрий Грасов,
Комментарии
...думаю, что в настоящее время не везде нужен "бакшиш", а благотворительность - вещь нормальная, это не дележка с властью
Павел, у меня тоже недавно произошла встреча с одним бывшим полковником милиции, очень с "громким" именем. Ещё в Советское время был известен как непримиримый борец с преступностью. Встреча была по профессиональному интересу,- нужна была кое-какая консультация по устройству очередного его магазина в центре города.На скромную милицейскую пенсию открывает.. вернее даже не он,а его доченька.И ничего, всё от них, от трудов праведных.Какая тут коррупция?Хоть как назови,: взятки, откаты, подарки, а суть одна- прогнили полностью,на всех уровнях. Но что самое удивительное,- это всё происходит при "Самом чистом в мире Президенте.." Это скромно так о себе было заявлено, результат мы все видим.