Происхождение тюрок

На модерации Отложенный


   До середины 80-х годов 20-го века народа под названием «тюрки» не существовало. Не существовало также и антропологического термина «тюрки». Лишь в лингвистической среде этим термином именовались так называемые «тюркские языки». Известный тюрколог А.Н. Кононов в статье «Тюркология» это понятие определяет так: «Тюркология, комплекс гуманитарных наук, изучающих языки, историю, литературу, фольклор, культуру народов, говорящих на тюркских языках. Первоначально тюркология развивалась преимущественно как филологическая дисциплина» [БСЭ]. Но в настоящее время сразу несколько народов – представителей разных рас – пытаются идентифицировать тюрок в этническом плане. И в этом контексте идёт незримая борьба.
  
   Напомним, тюркские языки распространены в Турции, среди части населения России, Ирана, Афганистана, Монголии, Китая, Болгарии, Румынии, Югославии, Албании, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Туркмении Узбекистана, Башкирии, Каракалпакии, Татарстана, Тувы, Чувашии, Якутии, Горно-Алтайской автономной области, Хакасской автономной области, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Ставропольского края, Молдавии, Литвы и Украины (караимы), Грузии (урумы), Крым (крымчаки) и др. Кроме негроидов и австралоидов здесь встречаются народы всех рас. Пока в этом противостоянии европеоиды, кавказцы и семиты уступают монголоидам.
  
   Проследим эволюцию так называемых «тюркских языков», воспользовавшись схемой «Языки мира» [Тюняев, 2007]. Если жёстко следовать определению, то тюркским языком до начала 20-го века назывался язык, предшествующий современным хакасскому и шорскому языкам и начавший своё формирование в 5-м веке из древнеуйгурского языка. Последний, кроме названных, дал начало ещё нескольким языкам: 1) в слиянии с согдийским – уйгурскому (8 в.) и далее монгольскому (с 19-го в.), калмыцкому (с 19-го в.), бурятскому (с 14-го в.), китайскому (с 14 в.) языкам; 2) ойротскому, алтайскому (с 19-го в.), узбекскому (с 19-го в.) языкам; 3) в слиянии с огузским – турецкому (с 7 в.) языку. Согдийский язык является потомком авестийского (гатского) языка – языка индоевропейской семьи – в начале 2-го тыс. до н.э. смешавшегося с эламским языком (эламодравидская семья палеоантропов Индии). Огузский язык принадлежит к уральской семье.
  
   В общем-то, если быть точными в своих исследованиях, то нужно констатировать, что глубже даты «начало 2 в. н.э.» никаких тюркских языков больше нет. За границей этого времени существуют языки других семей. Если всё-таки попытаться отыскать некий «корень» тюркского языка, то это лучше сделать по линии древнеуйгурского языка, потому что, повторим, «согдийская» линия приводит нас к двум совершенно неродственным языковым семьям:
   эламодравидской и индоевропейской. Их смешение, произошедшее в начале 2-го тыс. до н.э., в точности совпадает с данными археологии и антропологии.
  
   Пришедшие в 3-м тыс. до н.э. в регион авестийских языков европеоидные переселенцы, ведомые мифологическим героем Богумиром (авест. Йима), принесли с собой общеиндоевропейский язык. А местное население относится к ведоидной расе (подраса негроидной расы).
  
   Древнеуйгурская линия «тюркских языков» развивалась совершенно иначе как в языковом, так и в антропологическом отношении. Основой генезиса здесь является пара монголоидных рас. Но и без европеоидов здесь не обошлось. Древнеуйгурский язык сложился ко 2-му в. н.э. путём слияния двух языков – алтайского и самодийского. Алтайский язык развился из угорского, который сформировался к середине 3-го тыс. до н.э. путём смешения прафинноугорского (монголоиды) и общеиндоевропейского.
  
   А самодийский язык развился из прасамодийского, который, в свою очередь, сложился из уральского языка к 5-му тыс. до н.э. Сам уральский язык является результатом смешения индоевропейского языка (европеоиды) и сино-кавказского (палеомонголоидные палеоантропы Кавказа и Алтая) языка, состоявшегося в 10-м тыс. до н.э. И это финальная точка уральской семьи языков. Однако нет никаких оснований тюркские языки относить к этой семье. Точнее, только к этой семье. Настоящими уральскими языками являются корякский, чукотский, нивхский, алеутский, юкагирский и др., которые никто не связывает с тюркскими языками.
  
   И, если попытаться дать чёткое определение процессу формирования «тюркской» семьи языков, то это определение следует сформулировать так. Тюркская семья языков есть результат неравновесного смешения языков четырёх неродственных семей – уральской, индоевропейской, эламодравидской и сино-кавказской. Смешение шло в Приалтайском регионе вослед за процессами межрасовой метисации несколькими этапами. На первом этапе, к 10-му тыс. до н.э., из слияния сино-кавказской (монголоидной) и индоевропейской (европеоидной) компонент сформировалась уральская линия, отдельно из негроидных носителей оформилась эламодравидская линия. На втором этапе, в 3 – 2-ем тыс. до н.э., обе линии испытали новый мощный приток индоевропейских языков. На третьем, заключительном этапе, около 2 – 5-го в. н.э., эти две линии соединились, дав начало известным «тюркским» языкам.
  
   Тюркские народы являются «продуктом» функционирования в Приалтайском регионе древних торговых путей, по которым с северо-запада в регион пришли древние русы, с юго-востока – сино-кавказская часть китайцев, с юга – ведоидные афганцы и индийцы, и в самом Приалтайском регионе сформировались первые уральцы. Даты те же, что указаны в предыдущем абзаце.
  
   Для понимания этнокультурных процессов, связанных с носителями тюркских языков, воспользуемся данными, представленными в таблице 1. В ней представлена численность носителей языков разных семей. Носители тюркские языки являются совершенно незначительной частью человеческого общества. Для сравнения, их численность более чем в два раза ниже численности, например, африканских языков, культурное влияние которых даже в соседних регионах почти не прослеживается.
  
   Что касается образования этнонима «Тюрк», то здесь, как и в случае с греко-итальянским регионом, следует обратиться к мифологии. Здесь мы остановимся подробнее, поскольку тюркологами этот вопрос совершенно не изучен, а он, как известно, составляет основу национальной идентификации.
  
   Прежде всего, отметим, что первое пришествие в тюркский регион (Северная Индия, Афганистан и земли к северу от них) европеоидов состоялось в 10-м тыс. до н.э. (возможно, несколько позже). На раннем этапе в виду малочисленности присутствие европеоидов сложно идентифицировать с какой-либо археологической культурой. Автохтонные палеоантропы этого времени оставили после себя мустьерские орудия, использовавшиеся ими до 8-го тыс.

до н.э. В 7 – 5-м тыс. до н.э. влияние европеоидов в этом регионе стало доминирующим – это культуры крашеной керамики (памятники типа Хараппы). Метисации с местными палеоантропами практически не было.
  
   Мифологическая линия героев сохранена в письменных источниках и преданиях. Начало династии положил индоевропейский змей Юша (Шеша, Ас, Аз, от него Азия). Его род вышел в 8-м тыс. до н.э. с земель Русской равнины, в 7-м тыс. до н.э. прошёл через Армению и проследовал на восток, где его потомок известен под именем Ажи-Дахака. Далее в Кабуле правил Мардас. Это был уже предок арабов. Далее – Заххак (араб, Кабул; первый иудей). Далее – Мехраб (араб, Кабул), Рудаба (арабка) и муж Заля, далее – Рустам и жена Тахмина (афрасиабка), далее Сухраб и Шагад. Это эламо-дравидская линия. По сей день кабульские знатные рода возводят свои генеалогии к указанным персонажам.
  
   Следующая составляющая тюркского народа представлена потомками Всевышнего. Его род выделился из общеиндоевропейского единства чуть позже Юши – примерно, в 8-м тыс. до н.э., но надолго задержался в Армении. Где его именем названа первая и самая древняя столица – Вишап. Далее этот род под предводительством Крышня и его сына Камы к 3 – 2-му тыс. до н.э. дошёл до Северной Индии, где и сформировал высшие касты. Генетически – это носители «русской» гаплогруппы R1a1. Лигвистически – санскрита и авестийских языков. Потомки этого рода стали второй составляющей пратюркского единства.
  
   Третья составляющая тюрок идёт по линии Скифа. Он – сын легендарного Богумира (Йима), сына Дажьбога, внука Перуна и правнука Сварога. Богумир в 3-м тыс. до н.э. пришёл в Центральную Азию из центральных областей Русской равнины. Мы знаем этот народ под именем «тохары», и тюркологи прекрасно знают его историю. После его сын Скиф покорил обширную территорию, а его потомки с 8 – 7-го веков до н.э. стали именоваться скифами. Генетически – это носители всё той же, русской гаплогруппы R1a1. Лингвистически – носители древнерусского языка. Известны их цари: Арианта (550 лет до н.э., Атей (400 – 339 годы до н.э., Скилур (300 – 200 годы до н.э.), Фарзой и Инисмей (75 год), Дир (950 год) и другие.
  
   Отметим ещё две составляющих тюркского народа, имена мифологических героев которых нам, к сожалению, не известны, – это алтайские монголоиды (с так называемой «обратной моноголоидностью») и синитические, или австрические монголоиды (с нормальной моноголоидностью; выходцы из Южного Китая). Первые вложились в формирование уральской семьи языков, вторые – в формирование сино-кавказской.
  
   С 4-го тыс. до н.э. Центральная Азия являлась центром пересечения многих торговых путей. Основным из которых являлся Северный торговый путь, связывающий эти места с Древнейшей Русью. По этому пути на Русь и далее на запад шли нефрит (3-е тыс. до н.э.), лазурит (2-е тыс. до н.э.) и другие объекты торговли, а с Руси и с запада – мёд, меха, лес, дёготь, другие продукты химии, янтарь и др. Позже, в 1-м тыс. до н.э. на Русь и на запад стал отправляться шёлк и зеркала. А на рубеже новой эры был открыт и Южный торговый путь.
  
   Таким образом, Центральная, Средняя, Северо-Западные районы Восточной Азии стали зоной активной международной торговли и плавильным котлом для многих рас и народов. В этом плавильном котле и выработался тот тип человека, который мы называем «тюрка». Археологические культуры этого региона широко известны, поэтому мы не будем на них останавливаться. А больше внимания уделим опять же мифологическим данным.
  
   В самый разгар этой торговой цивилизации сформировался местный образ Дажьбога – легендарный Фаридун. У него было три сына. Старший Салм, ему отец дал в управление Рум и весь Запад. Младший Эрадж, ему отец дал в управление Иран и Арабистан (предок иранцев). А среднего сына именовали Тур. Ему и достался от отца Туран и Китайский Туркестан. Именно этот Тур и является мифологическим прародителем тюркского народа. Это мифологическое событие состоялось примерно во 2-м тыс. до н.э. И в нём были задействованы все народы, названные выше. Вот почему в основе одних ветвей тюркского языка лежит индоевропейский язык, а других – алтайский, эламский или другой.
  
   После Тура тюркскими странами правил его сын Пашанг, потом его внук Афрасиаб. В это время начались усобные войны между разными кланами. И вот уже Афрасиаб мстит за Тура и выступает против Кейанидов. Позже правил Шида, Джахн (правитель Турана) и пошли династии Караханидов (династия каганов, правившая с начала 10-го в. по 1211 г. в Семиречье и в Восточном Туркестане; Казахстан и Кыргызстан) и Сельджукидов (11 – 14 вв., тюрки огузы).
  
   Итак, отсчёт следует такой. Согласно мифологии, Фаридун правил более 1000 лет, то есть время сущестования его сыновей – Салма, Тура и Эраджа – это 1-е тыс. до н.э. По линии Заххака в это время правил его сын – Мехраб. От него пошли арабские языки: к 4-му в. н.э. сложилось арабское койне – на основе древнеарабского; последний сложился к 5-му в. до н.э. на основе урмийского (арамейского) языка – предка древнеармянского языка; урмийский сформировался к 8-му в. до н.э. из халдского. А вот уже халдский язык несёт в себе составляющую эламского языка, с которым он слился в 9-м в. до н.э. (то есть то же 1-е тыс. до н.э.). В Семиречье – это время скифов.
  
   Анализируя языковую, антропологическую и генеалогическую ситуации в данном регионе в указанное время, приходим к выводу, что, скорее всего, все царские линии здесь были носителями R1a1. Это подтверждается и ископаемыми таримскими ДНК – R1a1. Тюркоизация населения шла по женской половине, подмешивая к мужскому «русскому» генофонду генофонды жён: монголок, алтаек, уралок, индусок, афганок, китаек и т.п. В этом случае у населения этого региона осталась русская R1a1, а антропологические черты стали тюрскими – смешанными из указанных антропологических линий.
  
   Таким образом, можем сделать следующие выводы. Начало формирования тюрок следует отнести к 1-му тыс. до н.э. Эпоним тюрок образован от имени Тура – мифологического героя, правившего в 1-м тыс. до н.э. Тураном. Антропологически тюрки образованы в результате смешения представителей нескольких рас: европеоидной, монголоидной алтайской, монголоидной синитической, веддоидной и кавказской. Основной генетический маркер – R1a1. Корень тюркской семьи языков исходит из индоевропейской семьи. Отдельные ветви дерева тюркских языков сформировались в результате метисационных процессов с носителями тех или иных языков, связанных с названными расами. Отсюда разнообразие тюркских языков.
   Андрей Тюняев, президент академии фундаментальных наук